Последний налёт на Одессу

     Мало кто знает, что кроме многочисленных налётов авиации противника в 1941 году, город-герой Одесса пережил несколько бомбардировок и в 1944 году. Самый крупный налет на город произошел в ночь с 5 на 6 августа 1944 года. А произвели налёт немецкие самолёты Хейнкель-111 из состава 1-й группы 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер».   

     В своё время мне довелось общаться с бывшими лётчиками этой эскадры и даже гостить у некоторых из них. Разумеется, я много говорил с ними о событиях 1941-1945 годов, стараясь узнать и понять правду войны. Ведь недаром ещё древние говорили: «Audiatur et altera pars» («Следует выслушать и другую сторону»).

     При этом мне удалось ознакомиться с множеством интереснейших документов, личных воспоминаний, просмотреть уникальные фотографии и лётные книжки бывших лётчиков Люфтваффе, где скрупулезно фиксировались произведённые полёты и их результаты. Да, уважаемые читатели и читательницы, в отличие от «Сталинских соколов», у которых эти книжки отбирали чересчур бдительные «органы», у немцев их личные документы отбирать никто не собирался.

     Например, из лётной книжки обер-лейтенанта в отставке Ганса Гэнсхирта я выписал ценную информацию о налёте на мой родной город в ночь с 5 на 6 августа 1944 года. Поясню для начала, что в то время 1-я группа базировалась на румынском аэродроме Фокшаны.

     Так вот, самолёт Гэнсхирта вылетел из Фокшан в 21 час 45 минут (время Берлинское). На борту самолёта имелись бомбы типа АВ 500 и SC 10. Сброс этих бомб на Одессу произошел в 23 часа 26 минут, при этом, как написано в книжке, бомбы упали в районе мола и в районе набережной. Посадил свой самолёт Гэнсхирт в Фокшанах уже после полуночи – в 00 часов 25 минут. Итого полет продолжался около 2 часов 45 минут. Примерно так же обстояло дело и в отношении остальных самолётов, которые все до одного благополучно вернулись на свой аэродром.   

     Разумеется, интересно узнать, как же этот налёт противника отражён в советских документах, которые имеются на общедоступных порталах. Некоторые из них я изучил, на основании чего смог составить небольшую подборку цитат из них. Правда, для лучшего понимания текста, мне пришлось немного подкорректировать его.   

     Итак, перед нами один из важнейших документов – доклад командования 679-го зенитного артиллерийского полка, который осуществлял противовоздушную оборону Одессы, командиру 12-го корпуса ПВО:
 
     «Доклад

     О действиях ВВС противника и действиях подразделений 679-го зенитного артиллерийского полка при отражении группового налета вражеской авиации в ночь с 5 августа на 6 августа 1944 года.

     I. Действия ВВС противника

     В ночь с 5 на 6 августа 1944 года, в период с 23 часов 45 минут 5 августа по 01 час 16 минут 6 августа, авиация противника одиночными самолётами и группами по 4 – 6 самолётов типов Хе-111 и Ю-88, на высотах от 20 до 45, производила разведывательно-бомбардировочные полёты в районах Беляевка, Овидиополь, Выгода, Кубанка, Одесса. Самолёты противника действовали, предположительно, с аэродромов Бендеры, Романешты.

     В 00 часов 05 минут 6 августа 1944 года в секторе 5 и 6 НП курсом 90, цель вошла в зону полка. Прошла Дальник, порт Одесса, в районе порта развернулась, поставила серию САБ (светящихся авиационных бомб), прошла Пересыпь, вышла в море, в районе порта сбросила серию ФАБ (фугасных авиационных бомб), прошла слободку Романовка (сейчас она называется просто Слободкой – прим. автора), изменила курс на 90, в районе порта вышла в море и удалилась по курсу 135.

     В 00 часов 14 минут в секторе НП-2 курсом 180 на высоте 30 групповая цель вошла в зону полка, прошла Пересыпь, развернулась над городом и удалилась над 3 по курсу 180.
     Одиночные самолёты типов Хе-111 входили в зону полка с северо-востока по курсу 225, со стороны моря по курсу 270, с юго-запада по курсу 45.
     Перед бомбардировкой объектов авиация противника производила освещение района бомбометания постановкой САБ, которых было поставлено до 20 шт. Бомбардировка порта Одесса и заводов Пересыпь производилась с горизонтального полёта. Большинство бомб упало в море. При нахождении в зоне действия средней зенитной артиллерии, авиация противника применяла противозенитный маневр изменением высоты от 20 до 40 и изменением курса.

     II. Действия подразделений:

     Тревога полку объявлена в 23 часа 55 минут. Полк был готов к открытию огня через 1 минуту. При входе цели в зону огня подразделения полка вели огонь в период с 00 часов 05 минут по 00 часов 44 минуты.
     2-я, 9-я, 10-я, 11-я, 12-я, 13-я, 14-я, 15-я батареи, связанные с 138-й и 233-й батареями СОН-2 вели сопроводительный огонь по данным СОН на высотах от 22 до 42.
     1-я, 3-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я батареи, не связанные непосредственно с СОН-2, вели заградительный огонь по командам командиров дивизионов по сигналу «Зенит» с КП; ставили завесы НЗО «Медведь», «Рысь», «Лев», «Чиж»; вели огонь по перекрестию прожекторов и расстреливали САБ над пунктом. 

     В период боя сбито три вражеских самолёта Хе-111, из которых один упал в Куяльницкий лиман, два упали в море».

     Данные о сбитых самолётах противника уточняет другой документ:
     «По данным СОН разрывы наблюдались в непосредственной близости от цели; по предварительным данным сбито три вражеских самолёта, из которых один упал в районе Протопоповка – хутор Междулиманье, второй – под азимутом 2-00 на дальности 18 км в море и третий – в районе моря».

     Теперь возвращаюсь к документу, с которого начал:
     «Орудийным и пулеметным огнем сбито 13 САБ.
     Расход боеприпасов:
     Из них: 85-мм – 2.446 артвыстрелов
                76-мм –    382 артвыстрелов
     Израсходовано патронов ДШК 12-й батареей и КП полка – 718 шт.».
 
     Здесь я снова прервусь для уточнения. Дело в том, в другом документе зенитчиков зафиксированы иные цифры:
     «Сбито три самолёта противника типа Хе-111 и расстреляно 42 САБ. В результате ведения огня израсходовано артвыстрелов среднекалиберной зенитной артиллерии – 2.828, малокалиберной зенитной артиллерией – 3.629, патронов 12,7 мм – 2.788».

     Продолжу, однако, цитирование «Доклада»:
     «Основные недочеты:
     1. Запаздывание с открытием огня при переносе огня с одной цели на другую.
     2. Отсутствие четкого залпа.
     3. Передача не полного целеуказания с БКП на ДКП и с ДКП на КП полка.
     4. Разброс разрывов в залпе (неточная работа трубочных)».

     Чтобы стало более понятно, приведу выводы зенитчиков из другого документа, в котором о недостатках говорится прямым текстом:
     «Вследствие плохой подготовки личного состава 16-го отдельного зенитно-пулемётного батальона, ни один из 32 самолетов освещён не был. Хотя прожекторы и произвели 36 групповых и 12 одиночных поисков, плохая работа прожекторов отчасти объясняется – светлой ночью».

     К докладу зенитчиков добавлю данные из «Журнала боевых действий» 83-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором записано следующее:
     «В 00 часов 06 минут и 00 часов 12 минут 2 Хе-111 сбросили над городом по 3 САБ, после чего с 00 часов 12 минут по 00 часов 46 минут до 30 Хе-111 и Ю-88 группами бомбили главным образом порт. Всего сброшено до 20 ФАБ весом 25-100 кг, 42 САБ и 300 ЗАБ (зажигательных авиационных бомб). На порт и город упало только 46 ФАБ, остальные в море. В результате бомбометания возникло 15 очагов пожара, повреждено 6 домов, убито 14 человек, ранено 68 человек.
     К моменту подхода бомбардировщиков в воздухе находилось 6 истребителей. В процессе всего налёта в воздухе находилось 9 истребителей, располагавшихся в зонах ожидания к западу от Одессы на высотах от 1.000 до 4.000 метров, которые находились на маршрутах подходящих и уходящих бомбардировщиков противника. Встреча не произошла, ни одна цель не была освещена прожекторами».
   
     Вот ещё пара уточняющих фраз о действиях истребителей из другого документа, с небольшой разницей в самолёто-вылетах:
     «Для отражения налёта с аэродрома Застава (Одесса) поднималась истребительная авиация, сделавшая 8 самолёто-вылетов. Самолёты боя не вели, т.к. противник ими обнаружен не был».

     Кстати, 83-й гвардейский авиаполк был оснащён истребителями импортного производства Р-40Е «Kittyhawk» («Киттихаук»), вооруженного шестью крупнокалиберными 12,7-мм пулемётами «Браунинг M2».

     Несмотря на то, что, как утверждают наши документы «большинство бомб упало в море вне объектов», налёт принёс немало неприятностей.

     Об этом кратко упомянуто в одном из документов:
     «В результате бомбардировки нанесены следующие разрушения и потери: Разрушен один одноэтажный дом, сгорело два дома, в том числе клуб моряка, в порту повреждены три катера, повреждено от пожаров шесть домов. Убито 18, ранено 18 человек гражданского населения.
     В частях корпуса убито 7, ранено 37 человек, в числе раненых – 2 офицера, потери матчасти нет.
     В частях гарнизона убито 6 и ранено 30 человек». 

     Разумеется, тогда по горячим следам в штабы поступила ещё не полная информация о результатах налета. Во всяком случае, в последние годы мне встречались несколько иные данные:
     Разрушено и повреждено 37 зданий, возникло 35 пожаров, из них 18 – особо крупных (в госучреждениях – 7, в жилом секторе – 28). В том числе бомбы попали в Дворец моряков и другие здания. Погибло около 15 девушек-зенитчиц, батарея которых располагалась в Пионерском парке возле Приморского бульвара.

     Хочу сказать, что действия наших отважных девушек отмечены в некоторых документах:
     «Во время боя личный состав частей и подразделений проявил достаточную выдержку и сознание своего долга. Как пример: на 9-ю батарею 527-го зенитного артиллерийского полка было сброшено 15 ФАБ, в результате на батарее вышел из строя 21 человек, вести огонь стало некому, рядовой Замишина стала у орудия, открыла огонь по противнику и до конца налёта его не прекращала».

     Да, ничего не скажешь! Отважная и храбрая зенитчица!

     А вот ещё одно свидетельство мужественных действий наших зенитчиков:
     «На здание оперного театра упали зажигательные бомбы, бойцы 162-го отдельного зенитно-пулемётного батальона, позиции которых находятся на крыше театра, не прекращая огня по САБ, не допустили возникновения пожара».

     Что ж, тоже молодцы!

     Можно привести ещё много других выдержек из документов периода войны по поводу этого налёта, но думаю, этого вполне достаточно, чтобы иметь представление о той роковой ночи с 5 на 6 августа 1944 года.

     Вот так, в общих чертах и произошёл последний авиационный налёт на Одессу. Жаль только, что, мы при этом понесли некоторые потери, а нашей противовоздушной обороне так и не удалось сбить хотя бы один вражеский самолёт. Впрочем, подобных налётов за время Великой Отечественной войны были тысячи и далеко не все из них заканчивались для нас благополучно...       


Рецензии
читал что жаль что русские не сбили немецкий самолёт, совершивший налёт на одессу.

Смотри Название Иванов Сергей Бо   20.03.2023 17:40     Заявить о нарушении
Да, к сожалению. Спасибо за рецензию!

Олег Каминский   20.03.2023 18:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.