Ошибался профессор

  Студент, получивший высшее образование всегда с любовью вспоминает свои студенческие годы, своих вчерашних профессоров преподавателей, которые читали лекции,- аспирантов,  проводивших  семинарские занятия. Не забывая при этом ,своего руководителя курса ( У нас была Татьяна Васильевна), которая следила за посещением лекций и семинарских занятий со  студентами.  Ругала за прогулы, грозясь заявить об  этом в деканат, но в итоге пожурив, забывала об этом. Дорогая Таисья Васильевна, как жаль. что нам так и не удалось встретиться после окончания  Университета и сказать Вам -Спасибо!, за то, что Вы для нас делали на протяжении  всего шестилетнего обучения на вечернем отделении.

Я всегда вспоминаю и буду помнить до конца своей жизни учёных, которые дали мне новые знания, помогли усвоить юридические науки. Это известные профессора МГУ:
Зорькин В.Д.(Ныне председатель Конституционного Суда России), Галанза Н.А., Остроумов С.С. и много других.

По их учебникам мы учились, отвечали на семинарах. И замечу, что я никогда не слышал упрёков в адрес студентов, которые показывали слабое знание предмета или не знание его совсем.  Возможно они просто жалели нас-студентов вечернего отделения, понимая, что после рабочего дня у нас  не всегда оставалось времени на подготовку к семинарским занятиям.

Но в числе студентов нашей группы были и вчерашние выпускники средних школ, на отлично сдавших вступительные экзамены. Первые семинары на первом курсе  были для нас особенно трудными. Приходилось много читать, осмысливать и анализировать всё прочитанное, которое запоминалось с трудом. Пугал объём и поиск нужной литературы.

Я уже имел диплом о среднем специальном юридическом образовании и поэтому мне было несколько легче усваивать, уже знакомы предметы. Сложнее приходилось нашим девчатам, вчерашним школьницам. Они не прятались на семинарских занятиях за нашими спинами, но всегда просили первыми поднять руку, нас мужчин. Мы им не отказывали. Приходилась, из уважения к ним, выступать на семинарах несколько чаще. Отчасти даже из-за того,что они были на десять и более лет моложе нас.

Особенно трудными были первые два курса, приходилось много читать. Библиотека находилась около главного здания МГУ, на Ленинских горах, а это больше часа езды а метро. А времени, как всегда, не хватало.

Уже на первом курсе часть студентов нашей группы науки оказались слишком сложными, и они  бросили учиться, но мне отступать было не куда. Слишком сложно было сдать вступительные экзамены и велико было желание получить высшее образование в Главном храме науки. Тем более, что его уже закончил мой друг детства Николай. А мой коллега по работе был на третьем курсе.

 Перед этим я уже дважды сдавал экзамены в ВЮЗИ. И если в первый раз я не прошёл по конкурсу (дослуживал третий год в армии), то во второй раз- завалил сочинение.
Но тогда меня это не очень расстроило, я сдал экзамены в среднюю юридическую школу милиции, закончив её в семидесятом году.

Сейчас, спустя сорок с лишним лет, вспоминая  студентов своей группы,я  невольно возвращаюсь к тем годам обучения, нашим общим  радостям и огорчениям, которые пришлось испытать за период шестилетнего обучения. Как сложилась судьба тех, с кем сидел в одной аудитории и слушал лекции? Выступал на семинарах и с дрожью в коленках брал билет  на столе, стоя перед  экзаменатором. А ведь пришлось, в общей сложности, изучать более пятидесяти предметов, не считая курсовых работ.

До сих пор вместе с дипломом об окончании Московского Университета я храню эту почтовую карточку, в которой сообщалось: Уважаемый товарищ!
решением приёмной комиссии юридического факультета Вы допущены к конкурсным экзаменам, которые будут проводиться с 21 августа до 5 сентября 1970 года.
Вы должны прибыть в МГУ 18 августа 1970 года.
Ваш экзаменационный лист № 24.

Лицам призывного возраста и военнообязанным запаса при себе следует иметь приписное свидетельство или воинский билет.
Приёмная комиссия факультета находится по адресу: Москва к-9. ул.Герцена дом 11,комната 27.
Настоящее извещение является основанием для получения по месту работы отпуска на период
сдачи вступительных экзаменов( в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 581 от 28 мая 1958 года)
В случае неявки в установленный срок Вы не будете допущены к экзаменам.
ответственный секретарь приёмной комиссии, подпись.

Я описал подробно эту почтовую карточку для того, чтобы читатели смогли узнать то, что уже не повториться для студентов двадцать первого века, поступающих в МГУ, поскольку многое уже изменилось. Юридический факультет перебазировался на Ленинские горы, а на улице Герцена 11 уже много лет здание занимает консерватория. Да и вечернее отделение вряд ли существует.

Я не буду описывать, как проходили в университете экзамены и зачёты. На какие ухищрения шли студенты, чтобы получить положительную оценку,потому что эти традиции живы и прошлый опыт сейчас, в наши дни  помогает многим  "спасти" свои незнания предмета на экзамене. Наверняка прогресс внёс свои методики.

 Я не пользовался шпаргалками, но ответы на билеты дома  готовил заранее. Это помогало на экзамене, так как ответ я писал сам. Из трёх вопросов билета ответ на два-это уже твёрдая тройка. А если в билете было всего два вопроса, то лишь отличный ответ на один мог принести тройку, и то по усмотрению экзаменатора.

Но были случаи, когда экзаменаторы после ответа, предоставляли право самому студенту выставить себе в зачёт отметку.
На экзамене по истории КПСС, такая возможность была предоставлена  лишь мне и девушки Ирине. Разумеется, она поставила себе -отлично. Я не стал себе ставить-отлично, заявив при этом, что Ваш предмет на отлично знать нельзя. Это ему явно понравилось. И экзаменатор, из уважения к своему предмету, или по иной причине,заявил, что Коммунистическая партия- наука будущего. В своём активе она имеет много средств и методов активного воздействия на людей, о которых мы ещё не знаем.

Я не знаю, что имел в виду профессор, но его слова об особых методах и скрытых возможностях КПСС, спустя двадцать пять лет, не стали решающими  в её деятельности. Она сдала свои позиции, изжила себя. На смену пришла многопартийность, которая оказалась более приемлемой для России в новых экономических  и политических условиях.
2021г. Декабрь.


Рецензии