Несколько тезисов о молитве

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ О МОЛИТВЕ

(на основании святоотеческого учения об умно-сердечной молитве)

Преподобным Симеоном Новым Богословом описаны три образа молитвы новоначальных: два неправильных и один правильный («О трех образах внимания и молитвы», Добротолюбие  на русском языке, том 5).

Первый (неправильный): устремление вниманием вне себя.
Второй (неправильный): присутствие вниманием в голове или в уме.
Третий (правильный): устремление вниманием в сердце.

Правильный образ молитвы необходим в равной степени для ЛЮБОЙ МОЛИТВЫ (ежедневное правило, акафисты и каноны, храмовые богослужения, краткие молитвы в течение дня, Иисусова молитва и пр.).

Неправильные образы молитвы образуются стихийно и подлежат преодолению.

Одной из причин того, что многие христиане стремятся духовно преуспеть, но годами и даже десятилетиями не преуспевают, является неправильная молитва, то есть молитва по первому или второму типу.

Усиление молитвы по каждому типу приносит свои плоды. По первому – прелесть и впадение в искушения, по второму – изнурение от безплодных усилий и гордостное самообольщение, по третьему – умаление страстей.

По слову Симеона Нового Богослова, нужно мысленным взором обратиться в утробу и найти сердечное место, где пребывают обычно все душевные силы  («О трех образах молитвы», по греческому тексту). Дополнительным ориентиром может служить пересечение этого места вдыхаемым воздухом. Дыхание нужно «сдерживать», то есть дышать не полной грудью, поверхностно. Это необходимо для первоначальной концентрации внимания.

По святителю Феофану Затворнику, суть правильной молитвы заключается в том, чтобы стоять умом в сердце: «Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться), или художественное творение сей молитвы не всем пригоже, и без наличного наставника опасно. Лучше за всё то не браться. Один прием общеобязателен: «вниманием стоять в сердце». Другое всё стороннее и к делу не ведущее прибавление» (Духовные наставления, «Молитва Иисусова»).

Святитель Феофан Затворник: «Как понимать выражение СОСРЕДОТОЧИТЬ УМ В СЕРДЦЕ? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце – значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце» (Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника, Москва, Подворье Введенской Оптиной пустыни, 2013 г., стр. 174).

Это очень точное описание! Но если не получается достичь этого по методикам святых отцов, можно попробовать сделать следующее: искренне молиться, обращаясь к благодати святаго Крещения, скрытой в глубине сердца. Вместе с благодатью святаго Крещения в сердце таинственно пребывает Сам Бог, в Троице славимый. И, обращаясь к благодати святаго Крещения, мы обращаемся к Нему.

Преподобный Григорий Синаит написал, что каждый христианин «…получил через крещение Христа в Духе, согласно апостолу Павлу, утверждавшему: «Разве вы не знаете, что Христос Иисус живёт в сердцах наших?» (см.: 2 Кор. 13,5)» - (Преподобный Григорий Синаит «Творения», Москва, Новоспасский монастырь, 1999 г., стр. 86).

«Близ тебя слово в устах твоих и в сердце твоем, если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься, ибо всякий, кто призывает имя Господне, спасется. Все же это: слово, исповедание и призывание – следует понимать как пребывание внутри тебя Христа, вселившегося чрез св. крещение» (преподобный Василий Поляномерульский, Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского).

«Яко веруяй в Мя, ...реки от чрева его истекут воды живыя» (Ин.;7,;38). Всякий крещающийся принимает свыше эту воду таинственно в глубине своего сердца, и о ней пишется в житии св. Игнатия Богоносца, когда неверные разрезали сердце его, говоря: «Как он носит Бога своего в сердце своем?» И нашли внутри сердца золотом написанные слова: «Иисус Христос». Это же было знамением в посрамление неверных и для уверения всех верных в том, что всякий во св. крещении принимает внутрь себя Христа» (там же).

Преподобный Нил Сорский говорил, что в молитве всегда нужно обращаться внутрь сердца. И что лучшая борьба – это без помыслов хранить сердце в молитве.

Святитель Григорий Палама: «…необходимо для тех, кои положили внимать себе в безмолвии, возвращать и заключать ум в теле, наипаче же в том, которое есть внутреннейшее в теле тело, которое мы называем сердцем» (Добротолюбие, том 5 «О священно-безмолвствующих»).

Преподобный Григорий Синаит: «…ищи Господа в сердце с напряжением и ревностью» (Преподобный Григорий Синаит «Творения», Москва, Новоспасский монастырь, 1999 г., стр. 113).

Правильный образ молитвы может быть дан человеку Богом по благодати. Но это не означает, что мы сами не должны искать правильный образ молитвы.

Преподобный Никифор уединённик: «Это величайшее из великих делание делается достоянием многих или всех наипаче чрез научение. Редкие ненаученно получают его от Бога, по своему нуждническому труду и по теплоте веры; но что редко бывает, то не закон» (Добротолюбие, том 5)

Как сказано святителем Игнатием Брянчаниновым, молитва должна совершаться с благоговением и покаянным чувством, а внимание должно быть сосредоточено на словах молитвы.

«Внимание ума при молитве есть всецелое устремление его к Истине» (Святитель Игнатий Брянчанинов, «Аскетическая проповедь», Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести).

Эта устремлённость должна быть обращена в глубину сердца. Что может быть естественнее, чем устремление молитвенного внимания к Богу? Прямо внутрь сердца.

Для правильной молитвы нужны не столько какие-то приёмы, сколько правильное понимание.

Итак, важны четыре компонента:
- устремлённость к Богу и святым Его;
- направление этой устремлённости в глубину сердца (туда, где сокрыта благодать святаго Крещения);
- совершение молитвы с благоговением и покаянным чувством (это крайне важно! неблагоговейное настроение тут же убивает молитву);
- концентрация внимания на словах молитвы.

Молясь иным образом, "познаем мы наличие некоей преграды между нами и Богом, словно стену медную, по пророку (см.: Иер.;1:18,;15:20), не допускающую уму нашему взглянуть ясно в молитве на Бога, ни также внимать сердцу, в котором все силы душевные вместились и источник помыслов и благих, и злых" (преподобный Василий Пояномерульский, предисловие к книге преподобного Нила Сорского).

И, конечно же, нужно попросить Бога, чтобы Он даровал правильную молитву. Ибо самонадеяние ни к чему хорошему привести не может.

При этом всегда необходимо помнить, что цель такого делания – не высокие состояния, а борьба со страстями, мысленная брань.

Привязывать те или иные слова к  вдоху, выдоху или промежуткам между ними, не следует по нескольким причинам.

Первая. Ни у одного из древних святых отцов (см. Добротолюбие) не сказано ни слова о таком характере связи между молитвой и дыханием. Подобное понимание является очень вольной интерпретацией святоотеческого учения.
Недаром такой «дыхательный исихазм» называют православной йогой. Потому что в христианство он пришёл из инославных «духовных» практик и приобрёл популярность в течение нескольких последних столетий.
Некоторые любители такого «исихазма» даже сетуют на то, что святые отцы не оставили в своих творениях описание метода. То есть, именно психо-физического метода православной йоги, основанного на привязывании слов и фраз к фазам дыхания. С их подачи появилось учение о сакральности этого метода, который устно передавался от одного посвященного к другому. Якобы, по причине секретности он не излагался письменно и впоследствии был утрачен. И действительно, у святых отцов его нет!
Между тем, метод концентрации молитвенного внимания в сердце не являлся скаральным, полно и всесторонне изложен в творениях святых отцов. В подтверждение этому можно привести слова преподобного Серафима Саровского:  «Образ молитвы ВЕСЬМА ХОРОШО расположил св. Симеон Новый Богослов  (Духовные наставления мирянам и  инокам, «О молитве», выделение прописными буквами - моё).
В настоящее время аутентичное прочтение этого метода у святых отцов осложнено существованием популярного ложного стереотипа «православной дыхательной йоги».

Вторая. Привязывание слов и фраз к фазам дыхания является насилием над естественным дыхательным процессом и быстро может привести к устойчивой разбалансировке дыхательного центра. Человек просто может начать задыхаться. Вернуть этому центру отобранную у него функцию можно, бегая трусцой или перенося внимание ума с дыхания на другие предметы. А ещё лучше помолиться, чтобы Бог снова забрал Себе контроль над Вашим дыханием. Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!

Третья. Управление дыханием концентрирует внимание на физиологическом процессе, а не на молитве. На телесном, а не на духовном.

Четвёртая. Контроль над дыханием является одной из распространенных методик вхождения в трансовое состояние. Используется, в частности, в буддизме.

Контроль над дыханием, а также эксперименты с другими методиками вхождения в транс, неизбежно приводят к раскрытию человека для прямого воздействия тёмных духов, наполняющих воздушное пространство. К таким же последствиям приводят эксперименты по сенсорной депривации и приём психически активных веществ, в том числе, злоупотребление алкоголем. Всё это крайне опасно. О людях, пытающихся добиться высоких состояний посредством манипуляций, справедливо написал преподобный Григорий Синаит: «…безстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет попущено свыше, легко умерщвляется теми – разумею демонов, - так как самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется тщеславно к достижению искомого преждевременно».


Рецензии
изменения в человеке в указанном направлении производит Святой Дух.

по-тому "устремляться к Богу нужно не только умом, но всей душой, всем сердцем", но и "отверзнуть двери" - причащаться. Без -того все старания приведут к той же прелести. Поучения написаны в основном монашествующими, а они причащались.

Светлана Энь   17.11.2022 13:46     Заявить о нарушении
Светлана! Благодарю за Ваш комментарий. Причащаться обязательно нужно, я с этим ни в коем случае не спорю. Если есть такая возможность. А если нет? Преподобная Мария Египетская причащалась два раза в жизни. Многие пустыннки тоже причащались редко. Разве они были в прелести? К прелести приводит презрение к Таинствам. Необоснованный отказ от них. Если Вы намекаете на то, что все христиане, отделившиеся от еретиков, находятся в прелести, то я не соглашусь с Вами. Вы полагаете, что отделяться от еретиков нельзя и нужно с ними причащаться? Я правильно Вас понял?

Анатолий Заводчиков   17.11.2022 14:06   Заявить о нарушении
нет, - -то по поводу еретиков. Святой Дух оттуда отощел.
И где Вы увидели нпмек - мне ну совершенно невдомёк.
По поводу Марии Египетской и пустынников. Ключевое - пустынники. Благодать причастия не рассеивалась в них суетой мирской жизни, в которую погружены миряне, тем более современные - с бесконечныи интернетом).
Одно дело люди не имеющие возможности (например священники в советстких лагерях),
другое - не имеющие желания, посещающие порой церковь,но у которых Бог исключительно в душе

Светлана Энь   17.11.2022 14:40   Заявить о нарушении
Про причастие - извините, что неправильно понял. Просто у меня в тексте про это ни слова. Поэтому пришлось угадывать, с чем связано Ваше замечание.
Отцы-пустынники не только были причащающимися монашествующими, но и живыми сосудами Святаго Духа. Пока были такие духовные руководители, новоначальным полагалось молчать. Сейчас трезвенных и опытных духовных руководителей нет, поэтому актуальные духовные вопросы приходится обсуждать мирянам. Это необходимость. И камни возопиют. Миряне не только вправе, но и обязаны говорить, если им есть что сказать по существу.

Анатолий Заводчиков   17.11.2022 16:31   Заявить о нарушении
Сегобня еще перечитала, очень аажное нашла -
8"Эксперименты с дыханием, а также другими методиками вхождения в транс, неизбежно приводят к раскрытию человека для прямого воздействия тёмных духов, наполняющих воздушное пространство. К таким же последствиям приводят эксперименты по сенсорной депривации и приём психически активных веществ, в том числе, злоупотребление алкоголем."

Эх. А системы Бутейко и Стрельниковой?
Нуа в йоге, да, очень многое на дыхании завязано.

Светлана Энь   24.07.2023 22:24   Заявить о нарушении
Светлана! Только что заметил Ваше замечание. Извините за неоперативность! Раскрывают человека для воздействия темных сил дыхательные методики, влияющие на сознание, изменяющие электрические ритмы головного мозга. Это прежде всего методики, вводящие в трансовые состояния. Йога - точно. Помимо дыхания в ней есть еще и оккультные элементы. Бутейко - возможно, но не уверен. Мне думается, что можно пробовать, но сохранять бдительность. Стрельникову практикую много лет. Таких эффектов не замечал.

С христианской любовью, Анатолий

Анатолий Заводчиков   11.09.2023 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.