О Ленинграде, кукурузе, Нефтехиме, ЛЭМЗе

МАРИНА ПРОНИК: «ДАЖЕ ЧЕРНАЯ ПОЛОСА ЧАСТО БЫВАЕТ ВЗЛЕТНОЙ!»

Про таких одни говорят: ровный характер, не вспыльчива, спокойна, уравновешенна. А другие скажут всего одну фразу: удивительная женщина. И задумаешься, почему же? А все просто: одни судят поверхностно, другие докапываются до сути, узнают ее предпочтения, увлечения и оказываются в выигрыше. И еще заметим: эта женщина не перед всеми раскрывается. Впрочем, пусть она сама начнет свой рассказ. У нас в гостях председатель Совета ветеранов № 3 Марина Павловна Проник.

Кукурузное детство

– Я родилась в 1955 году в Ленинграде на Фонтанке, потом долгое время наша семья жила на площади Репина. Я росла в красоте: достопримечательности Фонтанки – это уникальный список объектов, которые сразу не перечислит даже образованный петербуржец. Здесь столько интересных мест! Почти каждое здание набережной Фонтанки – культурно-историческая ценность. Но детство мое не всегда было безоблачным. Например, я помню очереди в магазинах, помню, что в какой-то момент видела продовольственные карточки в маминых руках и разговоры на кухне о кукурузе...

Да, права моя собеседница: была у нас в то время кукурузная лихорадка. 22 мая 1957 года здесь проходило знаменитое совещание по сельскому хозяйству, где Никита Сергеевич Хрущев провозгласил свой знаменитый девиз «Догоним и перегоним Америку». Впрочем, попытка перегнать в сельском хозяйстве закончилась для нас катастрофой. К 60-му году СССР не просто не выполнил программу этого обгона по мясу и молоку – он ее провалил. К середине 1960-х посевы кукурузы начали сокращаться, а после отставки Хрущева – ускоренно сокращаться.
– Осенью 1963 года, когда с продуктами было проблемно, у нас на Невском проспекте открыли кафе «Чудесница», где всё делали из кукурузы. От вина до мяса кукурузного, каши и так далее.

Хрущев заставлял сеять кукурузу везде, даже в Ленинградской области и в Карелии, где она не росла. Поэтому происходило и очковтирательство: колхозники, собрав урожай картофеля, ездили на Украину и меняли его на кукурузу, чтобы отчитаться по планам кукурузы в наших северных районах. Но кафе это просуществовало меньше года (оно исчезло в 1964-м, после отставки Хрущева).

Позабыть нельзя…

У родителей подрастающая Марина была единственным и очень любимым чадом, поэтому она говорит о них с особой нежностью:
– Я благодарна своим родителям не просто за то, что они подарили мне жизнь. Я всегда храню в памяти их боевую биографию. Отец, Павел Васильевич, за годы войны получил несколько наград, и особенно он дорожил орденом Боевого Красного Знамени. Он был моряком Черноморского флота, прошел через всю Европу (имеет медаль даже за освобождение крупнейшего порта Румынии Констанца) и дошел до Берлина. А мама рассказывала мне о боях в районе Автово. На улице Морской Пехоты, на этом рубеже молоденькие 16–18-летние мальчики погибали, а сколько их с тяжелыми ранениями умирало у нее на руках!!!... И как важен был ее труд в военной время!
А потом Мария Федоровна работала на Ладоге старшей хирургической медсестрой в госпитале у Осиновецкого маяка. В годы войны Осиновец был самым большим озерным портом страны. На здании Осиновецкого маяка установлена мемориальная доска с надписью: «Отсюда в 1941–1943 годах по легендарной "Дороге жизни" под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно».

– После войны мама познакомила меня со своими однополчанами, и каждый год в День Победы мы собирались в прекрасном здании – во Дворце труда, мы шли по лестнице, а пионеры салютовали нам, а после мероприятия пели фронтовые песни: «Эх, Ладога», «Синий платочек», «Темную ночь»… А «Катюша»?!! Сейчас никого из однополчан не осталось, а встречи… Этого не забудешь…

Трудовые будни: от Нефтехима к ЛЭМЗу

В 10-м классе оборвалась жизнь главы семьи, и это событие круто изменило планы выпускницы. Как жить дальше? Главное – хлеб наш насущный. А его нужно было зарабатывать… Вопреки планам повзрослевшая за несколько дней девушка пошла не в институт Герцена, где нужно было учиться шесть лет, а выбрала химический техникум и поступила сразу на второй курс – училась-то ведь хорошо! Через два с половиной года закончен с отличием техникум, и молодой аналитик попадает во ВНИИНефтехим, по разработкам которого в России, государствах бывшего СССР, Турции, Индии, Югославии, Эфиопии, Болгарии и других странах построены и действуют около 150 нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. И, разумеется, в этих разработках есть вклад нашей героини.
А далее – замужество, две дочери и… Стрельна. Это и Константиновский парк, и сбор белых грибов у Финского залива, и взросление детишек. В общем, тихие радости семейной жизни.
– В Стрельне, как и в детстве, меня опять коснулась эта магия красоты. Я люблю природу, поэтому мы всегда подолгу гуляли всей семьей. А с 82-го мы живем в Сосновой Поляне. После НИИНефтехима я почти до пенсии работала на ЛЭМЗе, в Центральной заводской химлаборатории.

1990 год. Как говорят, был коммунизм, а мы и не заметили: в отпуск на Черное море моя собеседница слетала бесплатно! Вернулась – а тут массовое сокращение штатов. Рядом Электронмаш и Северный завод, совместное с итальянским «Оливетти» предприятие. Его автоматическая гальваническая линия как будто поджидала аналитика Марину Павловну, хлебнувшую уже и перестройку, и безденежье, и неожиданную поездку к морю. Коллеги не пошли туда и ее отговаривали: мол, вредное производство, а здоровье не купишь… И всё же Марина, увидев скоростные отсосы, забирающие вредные испарения, отважилась и не пожалела об этом. К каждому сотруднику здесь был приставлен переводчик – к каждому! О чем говорит этот факт? – Итальянцы планировали работать здесь долго. Прошел год. Однажды это совместное предприятие посетил Анатолий Собчак:
– Я помню, как он шел по длиннющему коридору – а по нему все наши ездили на велосипедах, – и его красный галстук запомнился почему-то, и его речь: «Работайте, товарищи, все у вас будет!» и т.д., и т.п. Буквально через три дня пришли другие люди с требованием освободить помещение. Для меня так и осталась загадкой та «пламенная» речь Собчака… Завод канул в Лету, появилась табачная фабрика.

Неожиданный отдых

Закончились трудовые будни. У нашей героини дочери вышли замуж, а вскоре появились и две внучки. В воспитании старшей внучки она принимала непосредственное участие: детсад, школа, все собрания… Однажды вдруг осознала, что и эта кроха тоже выросла… Появилось свободное время – чем заняться, долго не раздумывала. Живопись… Я смотрю на стены и любуюсь копиями «Джоконды» Леонардо да Винчи, «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера, «Ирисов» Ван Гога, «Питерским двориком»… Нередко приходится работать с лупой, и тут весьма пригодились ее усидчивость и терпение.

В Совете ветеранов № 3 Марина Павловна с 2012 года. После ухода прежнего председателя она заняла освободившуюся вакансию и возглавила Совет. Я уже давно поняла: передо мной трудяга, эстет и женщина с большим запасом терпения:
– Скажите, у Вас бывали минуты, когда Вы теряли веру в себя?
– Бывали. Я теряла веру в себя. А однажды, потеряв веру в друга, я заплакала и успокоилась, лишь отхлестав себя по щекам. Это жизнь...
– Вы прожили хорошую жизнь?
– Думаю, да, и ничего не хотела бы поменять. Мне до сих пор интересно жить, читать, узнавать новое, прикасаться к искусству.
– Чем Вы занимаетесь в свободное время?
– Люблю живопись, выращиваю цветы. У меня участок в Сергиевой Пустыни, там красиво: спиреи, яблони, цветы цветут, соловьи в мае поют, вишни благоухают – рай!
– Что любите читать?
– Чаще всего о знаменитых личностях: об актерах, художниках, композиторах. Мне нравится анализировать какой-нибудь их жизненный момент: а как бы я поступила на его месте?
– Что было для Вас самым сложным в жизни?
– Потеря родителей. Болезнь детей. Когда болеет ребенок, я хочу взять на себя его боль…
– О чем мечтаете?
– Мечтаю о многом: о новых сортах роз, о внимании близких, пусть почаще звонят, о новой картине. Но жизнь ведь полосатая… Впрочем, даже черная полоса часто бывает взлетной! У меня такие полосы бывали. Мечтаю о новых стихах – я ведь и стихи пишу)))

Наш город, любимый богами,
Открыл нам все двери с тобой,
Но мы не всегда понимали,
Куда принесет нас прибой.

В какие красоты и дали,
В какие дворцы попадем,
Мы жили с тобой и не знали
Всех сказок, запрятанных в нём.

И эти шедевры искусства
Всю ночь не давали уснуть,
Вернуться так хочется чувствам
Туда, где сжимается грудь.

И ангел средь ветра шального
Крестом осеняет нам путь,
И хочется снова и снова
С атлантами горы свернуть!

– А что бы Вы посоветовали нашим читателям?
– Пусть все помнят о доброте: ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.

***
Жизненная тропа… Однажды вы выбрали для себя дорогу. Свою. Но знайте: обязательно найдутся люди, которые будут твердить, что вы заблуждаетесь. Воодушевитесь, пожалуйста, потому что на вашем пути возникнут трудности, да такие, что однажды вы воскликнете: «Неужели мои критики были правы?». Нет, это всего лишь ваша минутная слабость. Чтобы не сбиться с пути, не пасуйте перед трудностями. Вспомните о бесстрашных мужчинах и женщинах, и вы поймете, что даже самый спокойный мир нуждается в них. Они и сегодня рядом с нами.


Рецензии