Россия 18 века. Михайло Ломоносов

"Науки юношей питают,
 Отраду старым подают,
 В счастливой жизни украшают,
 В несчастной случай берегут".
 М.Ломоносов. 1747 год.
 Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны.

Наш Ломоносов- это "целый университет", так говорил о нем А.С.Пушкин. Гений Ломоносова в полной мере расцвел во вреаена правления императрицы Елизаветы. Его дар был сродни дару Леонардо ла Винчи - он совершал открытия и достижения во всех областях науки и искусства, с которыми соприкасался. И были эти достижения самого высокого уровня, и некоторые остаются по сию пору не только актуальными, но даже непревзойденными.
Вот что писал в начале 20-го века русский геолог и почвовед, профессор минералогии и кристаллографии Санкт-Петербургского университета В. В. Докучаев по поводу теории происхождения чернозёмов: "На днях проф. Вернадский получил поручение от Московского университета разобрать сочинения Ломоносова, и я с удивлением узнал от проф. Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом" (1901 г.).

***
Удивительная тяга к знаниям была у этого мальчонки из архангельской деревни. Местный дьячок, который учил его грамоте, вскоре взмолился и чуть не на коленях просил: "Да оставь ты меня в покое отрок, ничему больше я тебя научить не могу!" И несколько лет вынашивал Михайло планы сбежать в Москву, чтобы продолжать учебу. Но у отца были насчет подросшего парня совсем другие намерения - надо женить его поскорей и станет он заместо отца хозяйствовать.

Сбежал Михайло из дома глухой ночью, и три недели пешком добирался до Москвы. Явился в славяно-греко-латинскую академию при монастыре, и стал просить зачислить его в ученики. Для этого пришлось даже покривить душой и сказаться дворянским сыном, ведь крестьян туда не принимали. В первом классе над великовозрастным Михайло все насмехались, ведь были остальные ученики сущими детьми по сравнению с 19-летним верзилой. Но вскоре смеяться перестали, ведь за один только год смог Михайло пройти программу трех классов. А по окончании монастырской академии, в числе 12 лучших учеников, отправили его на обучение в петербургскую академию наук. Здесь он учился новым наукам- химии, физике, математике, и опять настолько хорошо, что через два года направили его с двумя товарищами в Германию, чтобы учиться металлургии и рудному делу. Он успешно осваивал технические науки, но его неуемной натуре все было мало, и одновременно стал писать стихи, оды, басни.

У квартирной хозяйки была дочка - миленькая, но в остальном ничем не выдающаяся немочка. Горячая натура Михайлы не устояла перед девичьими чарами, и через 9 месяцев родился ребенок. Родился вне брака, и был записан в церковной книге как незаконнорожденный. Через год Михайло все-таки женился на своей избраннице. И тут же ее забыл, ведь надо было переходить от теории к практике и теперь ехать учиться горному производству и металлургии. А в 1941 году он вернулся обратно в Россию. Немочка, между тем, стала разыскивать своего высокообразованного супруга и, в конце концов, установила его местонахождение через русское посольство. И через 2 года прикатила в Петербург вместе со своим братом.

***
Через некоторое время после возвращении в Петербург Ломоносов подал прошение о зачислении в штатные профессора. Он уже успел написать 2 диссертации, и немного позже еще четыре в разных отраслях науки. Однако никакого хода его прошение не получило. В это время в академии не было ни одного русского, одни немцы.  Такое положение полностью устраивало императрицу Анну Иоанновну и ее фаворита Бирона. Но вот в 1741 году к власти пришла дочь Петра Елизавета. Сама русская, она приветствовала приход русских ученых в Академию наук. Могущественный тогда правитель Академической канцелярии, Иоганн Даниэль Шумахер, был вынужден зачислить Ломоносова в качестве адЪюнкта Физического класса в штат академии.

Но поварившись в котле академической науки, Ломоносов вскоре увидел те злоупотребления, которые происходили там с легкой руки Шумахера: деньги, которые щедро выплачивались казной на содержание Академии наук немецкими учеными разворовывались. Ломоносов не мог этого вытерпеть, он не стал писать доносы, но разобрался с Шумахером и его "немецкой партией" по-своему, грубо выбранив их. Шумахер пожаловался наверх. Согласно приводимому историком С.М.Соловьёвым тексту поданной на Ломоносова жалобы, тот, явившись в Академию наук, «поносил профессора Винсгейма и всех прочих профессоров многими бранными и ругательными словами, называя их плутами и другими скверными словами, <…> грозил он профессору Винсгейму, ругая его всякою скверною бранью, что он ему зубы поправит». В результате Ломоносов был посажен на восемь месяцев в тюрьму, где он, впрочем, времени не терял и писал стихи. А когда вернулся в Академию, то жалование ему на целый год урезали в два раза — в воспитательных целях. 

Несмотря на это происшествие Ломоносов с 1745 года профессор и академик Петербургской Академии Наук, а в 1747 году Елизавета присвоила ему дворянское звание «с выдачей 9 тысяч десятин земли и более 200 душ крепостных». В 1757 году Ломоносов становится советником Академической канцелярии (канцлером), то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. Однако все эти должности он получал без какого-либо заискивания и низкопоклонства. Пушкин писал о русском ученом: «С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен.." И писал о любви Ломоносова к науке: "Родился с необыкновенной тягой к познанию, в этом были его радость, счастье и цель жизни".

Высокую образованность и научные достижения Ломоносова никто не мог оспорить. Сразу после возвращения в Петербург выяснилось, что Ломоносов был гораздо образованнее всех немецких академиков — половина из них даже латыни толком не знали. В 1742 г. он впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке - в Академии наук. Неукротимость его натуры проявлялась и в научном творчестве, необыкновенно разностороннем. Он осветил почти все отрасли современной ему науки: естествознания, горного дела, металлургии, химии, математики, экономики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.

В 1748 г. он создал химическую лабораторию Академии наук, где проводил исследования по разработке составов стекла, фарфора и смальты. Эти материалы он использовал для своих мозаик. Он изобрел рецепт изготовления цветного мозаичного стекла, и наладил его производство. До Ломоносова рецепт этот в России был неизвестен. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина». Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. Но М. В. Ломоносов смог его секрет разгадать. Теперь в России было свое производство, под руководством Ломоносова изготавливались мозаичные панно, украшавшие дворцы и церкви, создавались мозаичные портреты.

В своем "Письме о пользе стекла" Ломоносов воспел науку астрономию, которой невозможно развиваться без изобретения сильно увеличивающих оптических приборов- телескопов. Следствием этого стало основание в России производства для изготовления оптического стекла. В башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, он проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. В 1761 году ожидалось прохождение планеты Венера по солнечному диску, для чего под руководством Ломоносова был изготовлен уникальный телескоп.

В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Ломоносов самостоятельно сконструировал приборы для химических и оптических исследований.

Он увлекался метеорологией: «Если бы люди предсказывать погоду умели бы, то им от Бога более ничего не было надобно». В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории. В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта с двумя (предположительно соосными) винтами. Однако Ломоносов не подразумевал пилотируемых полётов — только подъём метеоприборов.

Ломоносов публиковал один за другим основополагающие труды в области почти всех известных в то время наук:  "Об истории и литературе", "Риторика", "Введение в истинную химию", "Физико-химические работы", "Вечерние размышления о Божием величестве", "Российская грамматика", "Рассуждения о твердости и жидкости тел", "Древняя российская история" и др.

В Грамматике давалась первая классификация основных диалектов русского языка и предлагалось разграничение русского и церковнославянского языка, что было чрезвычайно важно в то время. Ломоносов создал, получившую широкую известность, концепцию "трех штилей" русского языка. Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном "штиле": "высокий штиль" "потребен" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях"; средний - для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий - для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел". Теория "трех штилей" оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 в. вплоть до начала деятельности школы Н.М.Карамзина (с 1790-х годов). Карамзинисты взяли курс на введение в русский язык заимствований из французского языка, бывшего в то время разговорным языком высшего общества.

Одновременно он занимался науками естественными: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. 

Значительно опередив науку своего времени Ломоносов писал, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741) учёный даёт такие определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну
малую массу». Он ввел в употребление химические весы, заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье.

***
Многочисленные научные достижения и открытия Ломоносова никоим образом не влияли на его религиозные убеждения. Он написал философские оды-размышления "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743) и "Вечернее размышление о Божием величестве" (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова (1751). Правда, как-то высказался неодобрительно о постах: "Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цынготную рыбу, что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества, что обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближнего повредитель прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове вместо земных поклонов". Очевидно архангельскому богатырю очень нелегко было выдерживать долгие полуголодные православные посты!

С позволения императрицы Елизаветы Петровны Ломоносов создал Московский университет, который он построил по совершенно новыми принципам- во главе этого заведения стояли ученые, а бюрократы были отодвинуты в сторону. Принимались в этот университет на обучение юноши из разных сословий, а не только из дворянства. К началу 1760-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук.   

Ломоносов обладал необыкновенной силой не только духовной, но и физической. Рассказывали, что как-то во время прогулки на него напали трое бандитов, но он в одиночку смог справиться с нападавшими. Вот как об этом писали современники: "Однажды в прекрасный осенний вечер пошёл он один-одинёшенек гулять к морю по Большому проспекту Васильевского острова. На возвратном пути, когда стало уже смеркаться, и он проходил лесом по прорубленному проспекту, выскочили вдруг из кустов три матроса и напали на него. Ни души не было видно кругом. Он с величайшею храбростию оборонялся от этих трёх разбойников: так ударил одного из них, что он не мог не только встать, но даже долго не мог опомниться; другого так ударил в лицо, что тот весь в крови изо всех сил побежал в кусты; а третьего ему уже не трудно было одолеть; он повалил его (между тем, как первый очнувшись, убежал в лес), и держа под ногами, грозил, что тотчас же убьёт, если не откроет он ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать. Этот сознался, что они хотели только его ограбить, а потом отпустить. «А, каналья, вскричал Ломоносов, так я же тебя ограблю!» И вор должен был тотчас снять свою куртку, холстинный камзол и штаны, и связать всё это в узел своим собственным поясом. Тут Ломоносов ударил ещё полунагого матроса по ногам, так что тот упал и едва мог сдвинуться с места, а сам, положив на плеча узел, пошёл домой со своими трофеями, как с завоёванною добычею..."

Чрезвычайно важными являются исторические исследования Ломоносова. В 1748 году при Академии возникли Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вел горячую полемику с профессором Герхардом Фридрихом Миллером, это был главный историограф Академии. Ломоносов предъявлял немецкому академику обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Он написал ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению. Серьезный конфликт возник о теории происхождения Древнерусского государства. Миллер считал норманнов (варягов) основателями государства. Славяне же, дескать, народ отсталый, не способный создать государство.

Тогда Ломоносов решил сам написать труд по отечественной истории. В итоге вышла книга «Краткий российский летописец с родословием». В ней Ломоносов первый указал, что если бы варяги-правители из рода Рюрика были скандинавами, то в эпосе современных народов Скандинавии сохранились бы сведения об этом, а их нет. Указывал он и на отсутствие заимствования скандинавских слов в терминах, касающихся мореходства и торговли в древнерусском языке. Он пришёл к выводу, что на Русь пришли "российские князья варяжского рода", а совсем не скандинавы. Таким образом он первым указал на то, что приглашены были на Русь варяги-князья из народа русь с берегов Немана.

***
Однако многое изменилось после смерти Елизаветы Петровны и прихода к власти Екатерины 11.  Считалось, что она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке,живописи. Однако многие историки указывают на односторонний характер такого покровительства со стороны Екатерины. Деньгами и наградами щедро одаривались в основном иностранные деятели науки и культуры, которые разносили за рубежом славу о Екатерине II.

Особенно разителен был контраст в отношении отечественных художников, скульпторов и литераторов. «Екатерина не оказывает им поддержки, — пишет А. Труайя, — и проявляет к ним чувство, среднее между снисходительностью и презрением. Живя в России, Фальконе возмущался грубостью царицы по отношению к отличному художнику Лосенко. „Бедняга, униженный, без куска хлеба, хотел уехать из Санкт-Петербурга и приходил ко мне изливать своё горе“, — пишет он. Путешествовавший по России Фортиа де Пилес удивляется, что Её величество допускает, чтобы талантливый скульптор Шубин ютился в тесной каморке, не имея ни моделей, ни учеников, ни официальных заказов. За всё своё царствование Екатерина сделала заказ или дала субсидии очень немногим русским художникам, зато не скупилась на закупки произведений иностранных авторов».

Как отмечает Н. И. Павленко, «поэт Г. Р. Державин за всю жизнь службы при дворе получил лишь 300 душ крестьян, две золотые табакерки и 500 руб.» (хотя являлся не только литератором, но и чиновником, выполнявшим важные государственные поручения), в то время как иностранные писатели, ничего особенного не делая, получали от неё целые состояния.

Как пишет К. Валишевский, Екатерина окружила себя «посредственностями из иностранных художников» (Бромптон, Кениг и др.), бросив на произвол судьбы талантливых русских художников и скульпторов. Гравёру Гавриилу Скородумову, изучавшему своё искусство во Франции и выписанному Екатериной оттуда в 1782 году, не нашлось работы при дворе её величества, и он был вынужден работать в качестве плотника или подмастерья. Скульптор Шубин и художник Лосенко не получали заказов от императрицы и её придворных и пребывали в нищете; Лосенко с отчаяния отдался пьянству. Зато когда он умер, и выяснилось, что он был великим художником, пишет историк, Екатерина «охотно присоединила его апофеоз к своему величию». «В общем, национальное искусство, — заключает Валишевский, — обязано Екатерине только несколькими моделями Эрмитажа, послужившими для изучения и подражания русским художникам. Но, кроме этих моделей, она не дала ему ничего: даже куска хлеба.

Известен и эпизод с Михаилом Ломоносовым, произошедший в самом начале правления Екатерины II: в 1763 году Ломоносов, не выдерживая одиночной борьбы в споре между норманистами и антинорманистами, подал прошение об отставке в чине статского советника (тогда он был коллежским советником); Екатерина поначалу удовлетворила его просьбу, но после отменила своё решение, очевидно не желая ссориться с одним из виднейших российских учёных.

В 1764 году Екатерина II даже лично посетила дом Ломоносова, оказав ему этим честь, но в январе 1765 года она разрешила молодому немецкому историку Шлёцеру доступы к историческим архивам, против чего выступил Ломоносов, который предполагал, что Шлёцер их вывозит за границу в целях публикации и обогащения (здесь, возможно, имеет место и личное оскорбление Ломоносова, которому не позволили посещение этих архивов); но его упрёки остались без ответа.

Уже в январе 1765 года, всего в 53 года Ломоносов заболел пневмонией и в апреле умер. Похоронен он был в Александро-Невской лавре. Надгробие сооружено по заказу друга Ломоносова графа Воронцова мастерами Ф. Медико и Я. Штелиным. Оно представляет собой стелу из мрамора, с одной стороны надпись выполнена на русском языке, с другой - на латыни. А замечательный труд Ломоносова по отечественной истории увидел свет лишь после его смерти.

Список литературы:
1. Абрамзон Т. «Ломоносовский текст» русской культуры: Избранные страницы. — М.: ОГИ, 2011. — 240 с., 100 экз., ISBN 978-5-94282-652-9
2. М. В. Ломоносов и елизаветинское время / Авт.-сост. Н. Ю. Гусева. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 596 с., ил., 1500 экз., ISBN 978-5-93572-417-7
3. Фомин В. В. Ломоносов: Гений русской истории / Рецензенты: член-корр. РАН А. Н. Сахаров, д-р ист. наук М. Г. Вандалковская, д-р ист. наук С. В. Перевезенцев; Институт российской истории РАН. — М.: Русская панорама, 2006. — 464 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93165-133-0.
4. Чудинов И. А. Богатырь науки и искусства (молодым о М. В. Ломоносове). — Архангельск: МИУ, 2001.
5. Шторм Г. П. Ломоносов, 1933. — 144 с. — (Жизнь замечательных людей)
6. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 471 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03323-8.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.