Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ. ОРУЖИЕ ХРИСТИАНСКОГО ВОИНА».


Этот сомнительный философ, которого считают главным христианским гуманистом, написал указанное наставление для (без шуток!) христианских гуманистов с очевидно благой целью: примирить всё разбухающее возрожденческое языческое мировоззрение в гуманитарной сфере с христианскими постулатами жизни и спасения. У Мирандолы мы видели эту фантазию в некоем плане юношеской шизофрении, умудрённый же достойный муж планирует новое сознание «христианского воина» более реально, но тем более нелепо и смешно.
Во второй же главе он утверждает следующее: сначала нужно пройти школу языческой философии и вообще творчества, а потом приниматься за изучение Писания, при этом следуя порочному принципу «презрения к букве». Да, он говорит о молитве, которая должна сопровождать христианина по жизни, но он забывает, что вера основывается прежде всего на убеждениях, знаниях веры, подкрепляемых реальностью духовно-обыденно-возвышенной жизни, и для начала «христианскому воину» нужно овладеть церковным учением, хоть каким, но катехизисом, хоть каким, но изложением  библейско-христианской веры. Постоянно цитируя апостола Павла, Эразм не удосуживается вспомнить золотых его слов, о том, что положив в основу сознания основу христианской веры, нужно двигаться дальше.
Здесь другое: ум  человека как бы учится у язычников, чтобы ему быть «христианским воином». Это – химера, которую я не могу назвать «христианским гуманизмом»!
Он путается в проблеме познания себя. По-христиански – не нужно познавать себя, всё ясно и всё в руках Божиих. Но поскольку воин воюет с самим собой (!!!) (до этого автор говорил о  другом враге - духах зла!), то врага (то есть самого себя!) нужно знать.
Знать как врага? Да, Эразм попадается сразу же на эту аскетическую удочку и говорит, что человек состоит из божественной души и скотского, подобного безсловесным скотам, ниже скотов этих значительно, тела.
Что за ужас? А как же наш великий «скотский» мозг, а как же наш уникальный речевой аппарат?
Безумие? Химера? Кто это писал?
Как Эразму логически связать языческие взгляды на тело человека. на человека в общем, с христианским человекознанием и человеколюбием?
Поразительно! Он пишет буквально следующее: змей (дьявол) разделил в человеке душу и тело. Я не шучу и не заблуждаюсь, это глава «О человеке внешнем и внутреннем». Словно ему не знакомы ключевые евангельские слова, которые он цитирует: «Дух животворит (!!!), а плоть не пользует ничем». Дух животворит плоть, пока человек жив, и в прекрасном, Богом устроенном гармоничном единстве и плоть, и дух (душа, дух) пребывают в человеке, который изначально благ, но гибнет от своей несвободы от зла.
Вот таким и должно было бы быть начало христианского гуманизма. таково начало  гносеологической части Божьего гуманизма, которой я посвятил немалое в своём творчестве. А эта химера, примиряющая отнюдь не на доброе языческую философию со Священным Писанием (да, да, именно – толковать – и по духу, а не по букве!) в котором всё (!), оказывается, божественно, и с выполнением внешней христианской, в том числе – аскетической, обрядности, называется, вполне мифологически, христианским гуманизмом, как и гуманизмом вообще!  Гуманизмом,  который  призван провозглашать  истинное достоинство человека перед Богом и Небесами – таким гуманизмом у Эразма Роттердамского вовсе и не пахнет!
Что-то брезжило, что-то казалось и приближалось, но действительность этому противоречит!
С Рождеством!

А. Михаил. 25 декабря 2021 года.


Рецензии