Валентин и Валентина. Часть 3. Почти как в сказке

Летом Валентина потянуло домой. Неудивительно-два года не видел мать с отцом, сестёр. В отпуск он приехал всего на неделю и долго задерживаться не рассчитывал. Кроме этого, ехал он в надежде образумить младшую сестру - Нинку. Мать жаловалась на неё, что та спуталась с женатым в городе, куда уехала работать по распределению.

Валька, хоть и не был самым старшим в семье, но пользовался авторитетом у братьев и сестёр. Вот и в этот раз мать, надеясь на Валентина, хотела уберечь семью от позора. Даже думала, что он в крайнем случае съездит к этому подлому мужику и вразумит его. Отец-то старый уже!

Но Валька, вопреки ожиданиям родственников, первым делом поехал не разбираться с сестрой и её любовными делами, а, посидев с родителями за столом после приезда, куда-то засобирался. Никто не знает, какие мысли у него были в голове все эти два года, но он бодрым шагом зашёл в дом к родителям Валентины и, несмотря на то что раньше был для них нежеланным гостем, приветливо поздоровался и решительно сказал, что пришёл свататься к их дочери.

Старики были ошеломлены, даже думали, что пришёл издеваться над ними. Ничего вразумительного от растерянности ответить не смогли, а предложили дождаться саму Валентину и у неё спросить. Видимо, родители хотели обсудить этот вопрос один-на-один, но Валька, выпив полсамовара чаю, спокойно дожидался свою избранницу на террасе, не смущаясь переглядывающихся стариков.

После смены в дом вошла Валентина и обомлела. Мать подтолкнула её к столу и выдала цель визита молодого человека. Та не стала дослушивать, вышла на крыльцо. Валька, конечно, тоже выбежал. Не знаю, какой разговор у них там состоялся, известно лишь, что девица согласилась не сразу - из чувства вины перед ним. Но Валентин был непреклонен, думаю, что и родители будущей невесты тоже как-то посодействовали со своей стороны. В итоге в начале осени в деревне сыграли большую свадьбу, а на следующий день молодые перебрались в небольшой домик в нашем посёлке. Валентин устроился на ткацкой фабрике наладчиком, и им дали служебное жильё, которое стало родным вплоть до получения квартиры в 80-х годах, т.е. лет на 30. Молодой муж не повёл Валентину в дом матери, т.к. Поля не принимала невестку сначала - обидно было из-за сына.

Здесь бы надо сказать: жили они долго и счастливо и умерли в один день. И это почти так. Я в нашем посёлке видела всего одну семейную пару, где муж и жена так уважали и любили друг друга всю жизнь. Один за другим в их семье появились дети - два сына и дочь. Всех вырастили, дали хорошее образование, женили. Дети росли в большой любви, потом сами создали крепкие семьи.

Дядя Валя всю жизнь оберегал свою жену. Оказалось, что у неё слабое здоровье. Чуть ли не смолоду начались проблемы с ногами - варикоз. Он не позволял ей носить тяжести, копать в огороде. Всё сам всегда. Я запомнила, как он идёт с козами, на одном плече косу несёт, на другом вязанку зелёной травы для кроликов. А ведь он уже тогда старым был, лето под 70.

Берёг жену, а сам заболел, как на пенсию вышел. Еле вылечили - оставили ему четверть желудка и очень неблагоприятный прогноз на будущее. Сказали, что проживёт от силы год. Как тогда тётя Валя переживала сильно! Сын их старший, который был директором совхоза, возил его по знакомству к именитым врачам. Но никто не мог дать гарантии, что дядя Валя поправится. Его жена, а они жили с нами на одной лестничной клетке, тайком от мужа плакала, рассказывала, что ест он всего две чайные ложечки овсянки по утрам после операции, сил у него нет совсем.

Неизвестно, сколько бы прожил дядя Валя, если б не горе, постигшее их семью. Их младший сын был найден в своей квартире мёртвым. Он был холостяком, поэтому и не сразу его хватились. К тому же работал он следователем. И, возможно, что официальная причина смерти не совпадала с фактической. Разбираться никто не стал. Его похоронили, а тётя Валя с тех пор совсем разболелась. И пришлось её мужу, скрепя свои небольшие силы после операции, ухаживать и за женой, и за хозяйством. Очень тяжело им было. Помню,как тётя Валя всё время плакала и ходила во всём чёрном. Она к нам заходила тогда иногда. А бывало, выйдет в подъезд и стоит плачет на лестничной площадке, когда муж в сарай уйдёт. Видимо, не так одиноко было, когда рядом люди - совсем не могла оставаться одна.

После смерти сына она почти не выходила на улицу, ноги её отказали. Поэтому она недолго прожила, оставив совсем одного мужа, который всю жизнь любил её. Дядя Валя страдал от одиночества. Как-то, помню, зашёл к нам и говорит маме: "Ань, пойдём я тебе покажу мою красавицу на фотографиях!" Маме жаль было старика, ходила, смотрела. К нему стал часто внук приезжать, наш друг детства. Деду стало повеселее. Всё лето у него внуки, а зимой - по выходным тоже приезжали. Вот так потихоньку дядя Валя выкарабкался из депрессии и страшной болезни. И пережил свою любовь лет на 15, умерев в 82 года.

Мы иногда останавливались у него с ночёвкой. Приедем летом с девчонками, ночевать уже негде было - мы квартиру продали свою, бабушка умерла. Помню, лежим на полу в зале. Внук его с девушкой на диване, а мы с подругой - на полу. Как это обычно у молодёжи - полночи не можем заснуть, смеёмся то над одним, то над другим. Видно, деду надоел шум. Заходит в два ночи в комнату, включает свет - и перед нами мачо. Седовласый кудрявый старик в белых трусах. Глядя, как мы расположились, распоряжается: "Одна пусть здесь остаётся, а другая ко мне - на койку!" Вторую половину ночи смеёмся над его словами. А его внук, Ванька, над подзадоривает, вроде: "Идите, девки, дед у меня ещё огого!"

Хотела как-то позитивно завершить свой рассказ и сказать, что Валентин и Валентина, словно в сказке, любили друг друга всю жизнь. Но получилось как-то грустно... Много испытаний было на пути их семейного счастья, но видно было, как они оба дорожили друг другом.


Рецензии