Валенки. рассказ

                ВАЛЕНКИ
                Рассказ


                В течение моей длинной жизни мне раза два-три снились рассказы. Сначала я видел себя во сне участником каких-то событий, которые мне были интересны. Потом читал во сне текст об этом и даже правил его.
    Этот рассказ приснился мне недавно, когда я заболел короно вирусной инфекцией, слава Богу, не тяжело.
                ***   
    Я ехал по дороге и увидел на щите название населенного пункта – Староцурухайтуй. Остановился и стал вспоминать, что это такое.  Не вспомнил.  Подумал, что это название населенного пункта, в котором я, возможно, когда-то бывал. И вот вертелось, вертелось это слово в голове… Потом вдруг передо мной возникло лучезарное лицо старика-пьяницы с красным носом. От него шла добрая энергия, он был нетрезвый, улыбчивый хитрован. Я разглядывал это лицо и представлял, как  хорошо оно будет смотреться на телеэкране.
 
      И вдруг я вспомнил, что когда-то был тележурналистом, приехал в село Староцурухайтуй в командировку, и мне кто-то в сельсовете предложил снять об этом старике сюжет для телевидения, потому что он талантливый пимокат.  Его валенки когда-то были выставлены, как экспонат народного промысла, на Выставке достижений народного хозяйства в Москве, а потом  на международной выставке в Париже.
 
     Старик мне очень обрадовался, душевно обнял. Я учуял, как от него сильно пахнет не только спиртным, а еще каким-то странным терпким запахом, не очень приятным, но притягивающим. Он дал мне выпить граненый стакан вкусного молока, потом подал руку, представился: «Федор», - и провел в свою мастерскую.

     Мастерская была большая, целый зал, и я удивлялся, как она помещается в его небольшом  доме. С веревок под потолком свисали  странной формы большие клоки шерсти. Вдоль одной стены на лаве стояли  пар двадцать валенок разных размеров. Мне казалось, что все это я вижу сквозь какой-то сиреневый  легкий туман, который пахнет, как и старик, незнакомым, островатым и приятным запахом.

    Пимокат Федор  стал навязывать мне на продажу только что скатанные им серые валенки. Я вспомнил, что в детстве бегал зимой в похожих серых валенках, расчувствовался и согласился купить валенки деда, но когда померял их, то оказалось, что валенки мне малы. Старик расстроился, пообещал скатать для меня другие валенки, снял мерку с моей ноги и стал просить деньги авансом, клятвенно пообещав, что через неделю вышлет мне валенки в город, на телевидение, где я работаю, или передаст с кем-нибудь из своих родственников, которые часто ездят в город торговать на рынке.  Я колебался не только потому, что старик просил немалые деньги, но еще и потому, что от него сильно несло перегаром, и мне казалось, что на сегодня деду хватит пить.

 Дело решил внук Федора, мальчик лет четырнадцати, который незаметно появился в мастерской. Дед ласково называл его Сергуня. Мальчик был с таким же лучеглазым и светящимся лицом, как у деда. Сергуня ловко записал в тетрадь мой городской адрес, телефон и место работы.

   Прошла неделя, другая, третья – валенок не было. Месяца через три я поехал в командировку, сделал небольшой крюк и заехал в Староцурухайтуй с твердым намерением снять небольшой телесюжет о знаменитом пимокате. Там я узнал, что дом Федора, во время его очередного запоя, сгорел вместе с дедом и валенками. Уже и сорок дней отметили.

   Так я остался и без валенок, и без денег, заплаченных за них. Но жалко было только то, что не успел снять Федора для телевидения. Как только я вспоминал про валенки, перед глазами вставали лучезарные глаза и лица деда Федора и его внука Сергуни. Эти лица как-будто светили мне в жизни, я это чувствовал и понимал.

   Прошло лет пять. Однажды осенью я увидел около подъезда своего дома молодого мужика с лучезарным лицом и большой сумкой. Я моментально догадался, что это Сергуня. Он достал из сумки и подал мне серые валенки, велел померять. Валенки оказались мне в пору. Тогда Сергуня достал из сумки еще одни валенки, маленькие, сказал: «Это для вашей внучки». «Откуда ты знаешь о моей внучке?» - удивился я. «Я справлялся о вас на телевидении, - смутился он. – Я с вами в расчете. Мы с Федором никогда никого не обманывали…  Я пойду, мы с дедом еще двоим должны отдать валенки».

  Сергуня ушел, а его светящееся лицо осталось у меня в памяти навсегда. Пожалуй, это было даже лицо деда Сергуни, старика - пимоката, которое приснилось мне.
                ***
   Этот небольшой рассказ я назвал «Валенки» еще во сне.
               


Рецензии