5 дхьяни-будд и 4 безмерных Часть 1
Начнем с того, что поговорим о трехчастной структуре мироздания, которая является одной из самых древних. Трехчастная структура мира присутствует во всех ключевых традициях, в шаманской - это Высший мир, Средний мир и Нижний мир, в славянской – это Правь, Явь и Навь, в друидической традиции это Гвинвид, Абред и Аннун, в скандинавской традиции (хотя и представлена структура мироздания в виде Дерева Иггдрасиль, тоже есть в предельном бинерном понимании: Мир Богов, Асгард; Мир Людей, Миддгард и Мир Мертвых, Хелль), в каббалистическом понимании – можно провести такую аналогию с мирами отделения БЕА (Брия – мир творения, Ецира – мир формирования, Ассия – мир свершения). На взгляд автора статьи такое соотнесение вполне правомочно, хотя в Каббале существует еще и мир сияния, мир эмманаций, мир Ацилут, являющийся наивысшим для всех миров проявления. (К слову сказать, такие наивысшие миры существуют и в других традициях, но о них обычно мало говорят, это Кеигант у друидов, мир Слави у славян.) Теоретически даже для тибетского буддизма можно провести такую параллель с тремя собраниями-каями (для микрокосма) - это Дхармакая (тело истины), Самбхогакая (тело блаженства) и Нирманакая (тело проявления-излучения), проявленное триединство ума, речи и тела (хотя и не самосущее). Т.е. есть "намёк" на сущностный абсолютный уровень. А для макрокосма – это триединство Будда, Сангха, Дхарма.
При этом, конечно, стоит понимать, что «похожесть» не есть тождество, и в каждом мифе будет все-таки своя картография пространств.
Подобие макро и микрокосма, приводит нас к пониманию того, что и строение человека также имеет трехчастную структуру (в общем виде), которое, конечно, может дифференцироваться и на большую компонентность. Это могут быть примеры таких трехчастных структур как тело, душа, дух; подсознание, сознание, сверхсознание и т.д. На тему тернеров есть статья, в которой также говорится, что для реализации тернера необходимо, чтобы каждый элемент тернера был самостоятельным (это необходимое условие взаимодействия) и равноценным, создавая силовое поляризованное поле взаимодействия с прямыми и обратными связями между элементами.
Проводники сознания представлены на каждом бытийном уровне в виде физического тела (мир проявленный, Ассия), астрального тела или «тела чувств» (мир формирования, Ецира) и ментального тела или «тела мысли» (мир творения Брия). И, конечно, речь идет не о каких-то «отдельных» телах, а о структурах внутри единого строения Человека, выполняющих определенные функции, имеющие определенные развивающиеся «органы и системы» на каждом таком бытийном плане. Как мы уже упоминали, проводники сознания не являются бессмертными структурами, они «собираются» под каждое воплощение. И вероятно в очень редких случаях эта «сборка» происходит сознательно.
Для чего нам надо понимать эти структуры, различать их действие, развивать их? Задача воплощения человеком состоит в том, чтобы пропускать через проводники как можно более полно, ясно, свободно потоки жизненной силы, преобразуя их в безграничный чистый свет осознания. И есть ощущение, что проводники как раз и созданы для такой «преобразующей работы». И каждый человек в той или иное мере осуществляет это, вопрос только в том насколько полно, в каком объеме и на сколько управляемо.
То, что выходит из «нас» влияет на общее поле. Очень образной в этом смысле является перефразированная поговорка: «Не плюй в поле – оно общее!». Наша способность проводить – пропускать поле свободно без задержек связана с прозрачностью проводников сознания. Мы как трансформаторы, приёмо-передающие устройства, мы всё время взаимодействуем с миром принимая, преобразуя энергию и излучая. Эта способность динамическая и также связана с объемом проводимого поля. Например, сознание способно проводить какие-то определенные события, явления, воздействия, а на каких-то «тормозит», «залипает», «не растворяет», на какие-то не хватает объема потока осознания и т.д. С точки зрения Дао целостная энергия Ци постоянно распадается на противоположные полярности, нарушая гармонию в разных событиях, обстоятельствах, состояниях, но наше сознание способно быстро её собирать, соединять, интегрировать через «себя» молниеносно. А жизнь всегда будет «подкидывать» те или иные сюжеты… вопрос в том, чтобы приучить сознание не цепляться за «блики на воде» и остро чувствовать, что всё связано со всем и никакая энергия не может быть отдельной, у нее всегда есть бинер, и ее можно нейтрализовать или интегрировать. Наше внимание способно одновременно наблюдать и даже следовать за потоками движения энергий, и при этом оставаться в статике, в углубленном укорененном равновесном центрированном состоянии.
Проводники сознания работают как фильтры-проводники, всё, что появляется в проводниках сознания, должно проходить сквозь прозрачное стекло осознания, не цепляясь за возникающее содержимое потока (за эмоции, реакции, мыслеформы, описания). Наша задача - учиться быть максимально пустым и прозрачным проводником, не тормозить и не цеплять то, что течет сквозь «нас», сквозь акупунктурную точку-портала сознания, в которую стекаются и из которой истекают реки смыслов.
Можно представить себе: жизнь как процесс «собирания» жизнедеятельных систем и смерть как процесс «разбирания» и очищения их от примесей, от неэффективных узлов-переплетений-связей, от «ограниченного восприятия», «ложных отождествлений». Посмертный процесс вероятно в этом смысле выполняет функцию проверки развития при жизни проводников сознания призванный «пересобирать конструкцию» снова и снова, пока не будут достаточно прозрачны, устойчивы и гармонично-поляризовано-активны проводники. Не зря говорят, что «в образе смерти посвященному открывается тайна жизни».
В этом смысле идея о «расщеплении и усилении полюсов» для проводников сознания каждого бытийного уровня (для БЕА; физического, астрального, ментального планов), описанная в частности у Энмеркара в книге «Магия Жизни», обладает большим собственным потенциалом для раскрытия возможностей сознания. И здесь очень важно обратить внимание не просто на расщепление, но и на организацию гармоничного взаимодействия поляризованных структур, что снова нас отсылает к идее Дао. Для внутренней трансформации могут оказаться весьма важными прямые и обратные связи, осуществляемые согласно Правде между всеми проводниками сознания, между всеми уровнями Души (нефеш, руах, нешама), между всеми уровнями Сознания (подсознание, сознание, сверхсознание), между тремя Мирами нашего психокосма (нижний, срединный, высший мир). При этом такое преобразование напоминает процесс тонкоматериального дыхания-осознавания: расширение и сжатие, центробежные и центростремительные силы, действуя синхронно и равновесно становятся способны преобразовывать яды («омрачения») в изначальные мудрости, или иначе говоря наиболее полно осуществлять процесс перевода потоков жизни в потоки осознания. Сила изначальных мудростей самоосвобождается дыханием-осознаванием от гравитации Эго и возвращается Духу.
Похоже на то, что это является и важным для внутренней трансформации, интеграции всех уровней Души. Возможно, что идея высших парцуфов в западной традиции и идея идама в восточной традиции служит в том числе и этой цели. Идам становится своего рода актуализированной опорной матрицей сознания на более тонких бытийных планах, наподобие того как физическое тело является «опорой для сознания» на плане проявленном. И опять же идам – это не то, что один раз актуализировано, это постоянный процесс культивирования этой «матрицы» сознания, наподобие вскармливания и обретения зрелости Заир Анпина в утробе Имы (Бины). Также возможно, что 5 дхьяни-будд – это свойства матрицы самого сознания.
5 дхьяни-будд
Надо сказать, что есть некоторые сходства между западной и восточной традицией на которые невозможно не обратить внимание. Например, идея 5 дхьяни-будд, которые символизируют освобождение от 5 видов ограничений или клеш сознания (гнев, страсть, неведение, зависть и гордость). Они по смыслу похожи с понятием чистых, очищенных стихий в западной традиции. Восточная традиция говорит о том, что изначально эти 5 клеш не свойственны человеку. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, «начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями». Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корней или трех ядов: алчности, ненависти и невежества, а по сути сил притяжения, отталкивания и ограничения. И главное из них – невежество, не знание истинной природы реальности. Сознание человека обладает уникальной особенностью делить, дифференцировать, выделять группы энергий, давая им Описание, и возможно эту особенность сознания можно и нужно использовать для того, чтобы группы энергий правильно «выделять», поляризовать, и организовать их гармоничное интегральное взаимодействие между собой для порождения нового качества сознания.
На протяжении неисчислимых кальп наши потоки сознания погружались в пространственно-временной континнум, испытывая разные переживания, отождествляя себя с разными состояниями, стремясь к тем, что приносили нам удовольствие, избегая тех, которые приносили страдание, ограничивая себя от проживания всего Великого Потока, создали себе пузыри реальности. Так у нас формировались, накапливались опыт и карма. Таким образом, согласно восточным воззрениям, человек представляет собой совокупность скандх, или «накоплений».
«Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи. Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости.
Пять дхьяни-будд или Пять Будд Медитации, или Пять Татхагатт, олицетворяют свободу от захваченности пятью скандхами (накоплениями). Этим Буддам соответствуют и пять побеждаемых ими "ядов", или "клеш" - неведение, страсть, ненависть, гордыня и зависть.»
В таблице приведена классификация, дополненная авторским вариантом соответствия западным стихиям (то, как чувствуется). Поясню, что автор не является буддистом и поэтому, её видение может не совпадать с общепринятыми взглядами.
5 дхьяни-будд Ч.1, изображение №2
[1] В каббале есть понятие «принцип глаза», круг с центральной точкой. Пифагор таким же символом обозначал монаду.
Свидетельство о публикации №221122500599