Миссия России

                "Русский народ вступает в новый исторический период,
                когда он должен стать господином своих земель"
                (природных ресурсов).      Н.Бердяев         

         «Все народы имеют свое призвание, свое предназначение в мире – миссию, но только один народ может быть избран для мессианской цели».
         Также считается, что миссия - одно из основополагающих понятий стратегического управления. Если смысл миссии в спасении мира, в освобождении от мирового зла, то речь заходит о Мессии.
         Президент РФ Владимир Путин выступил 21.10.21 на пленарном заседании клуба «Валдай» с программной речью. «Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя», – заявил президент. «Кризис, с которым мы имеем дело, – концептуальный, даже цивилизационный. Однако для выхода из сложившегося кризиса не годится революция».
         Путин объявил, что формируя свои подходы, Россия будет придерживаться «разумного консерватизма». Объясняя свою мысль о «разумном консерватизме», Путин процитировал русского философа Николая Бердяева, который сказал, что «консерватизм – это не то, что мешает идти вверх и вперед, а то, что мешает идти назад и вниз, к хаосу».
         А вот что ещё сказал Н.Бердяев: «Русский народ никогда не был буржуазным, он не имел буржуазных предрассудков и не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам. Россия – самая не буржуазная страна в мире, в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе. Только в России нет давящей власти буржуазных условностей, нет деспотизма мещанской семьи. В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли».
         То есть по своей природе русский народ эвдемоник, а не гедоник. Ему ближе духовные наслаждения, нежели мирские.
         Также в ряде своих работ Н.Бердяев выразил своё видение миссии России.       
         «Известно, что марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма, марксизм есть также учение об избавлении - о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе (небесном граде на Земле), в котором человек не будет уже зависеть от экономики. Душа марксизма тут, а не в экономическом детерминизме.
         Человек может быть освобожден от рабства. И активным субъектом, который освободит человека от рабства и создаст лучшую жизнь, является пролетариат. Ему приписываются мессианские свойства, на него переносятся свойства избранного народа Божьего, он новый Израиль. Это есть секуляризация древнееврейского мессианского сознания. Рычаг, которым можно будет перевернуть мир, найден. И тут материализм Маркса оборачивается крайним идеализмом. Маркс открывает в капитализме процесс дегуманизации, овеществления (Verdinglichung) человека. Пролетариат должен бороться против овеществления человека. Это есть вера в дух.
         История резко разделится на две части, на прошлое, детерминированное экономикой, когда человек был рабом, и на будущее, царство свободы, которое начнется с победы пролетариата и будет целиком определяться активностью человека. Переход к царству свободы есть победа над первородным грехом, который Маркс видел в эксплуатации человека человеком. Эксплуатация есть не экономический феномен, а прежде всего феномен нравственного порядка, нравственно дурное отношение человека к человеку. Все учение о классовой борьбе носит аксиологический характер.
         Маркс создал настоящий миф о пролетариате. Миссия пролетариата есть предмет веры. Марксизм не есть только наука и политика, он есть также вера, религия. И на этом основана его сила.
         Первоначально марксизм на русской почве был крайней формой русского западничества. Первые русские марксисты были более европейцами, более западными людьми, чем народники. Первые поколения русских марксистов прежде всего боролись со старыми направлениями революционной интеллигенции, с народничеством и нанесли ему непоправимые удары.
         К 1880-м годам народнический социализм был изжит и революционное движение не могло дальше развиваться под его знаменем. В это время за границей среди эмигрантов возникла группа «Освобождение труда». Во главе ее стояли Г.Плеханов, П.Аксельрод, В.Засулич. Это было возникновение русского марксизма и социал-демократического движения. После Маркса и Энгельса Плеханов был одним из главных признанных теоретиков марксизма. В прошлом Плеханов участвовал в народнических революционных организациях «Земля и воля» и «Черный передел». За годы жизни в Западной Европе Плеханов стал совсем западным человеком.
         Русские восприняли сначала марксизм по преимуществу со стороны объективно-научной. То, что капиталистическая индустрия должна привести к образованию и развитию рабочего класса, который и есть класс освободитель. Капиталистическая индустрия  это реальная социальная база для освободительной борьбы. Поэтому первые русские марксисты прежде всего должны были опрокинуть народническое миросозерцание, доказывать что в России развивается и должен развиваться капитализм. Борьба за тот тезис, что в России развивается капиталистическая индустрия и, следовательно, возрастает количество рабочих, представлялась революционной борьбой. Марксисты стояли за пролетаризацию крестьянства, которой народники хотели не допустить.
         Но марксизм был воспринят по-разному. Те русские социал-демократы марксисты, которые потом получили наименование «меньшевиков», очень дорожили тезисом, что социалистическая революция возможна лишь в стране с развитой капиталистической индустрией. Поэтому социалистическая революция возможна будет в России, когда она перестанет быть по преимуществу крестьянской и сельскохозяйственной страной.
         Но при таком применении к России принципов марксизма до социальной революции пришлось бы слишком долго ждать. Возможность непосредственной социалистической деятельности в России ставилась под вопрос. Революционная воля могла быть окончательно раздавлена интеллектуальной теорией.
         И наиболее революционно настроенные русские марксисты должны были иначе истолковать марксизм и построить другие теории русской революции, выработать иную тактику. В этом крыле русского марксизма революционная воля преобладала над интеллектуальными теориями, над книжно-кабинетным истолкованием марксизма.    
         Произошло незаметное соединение традиций революционного марксизма с традициями старой русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России, с Чернышевским, Бакуниным, Нечаевым, Ткачевым.
         Русские революционеры и в прошлом всегда были тотальны. Революция была для них религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической стороной жизни. И должен был выработаться русский марксизм, соответствующий этому революционному типу и этому революционному тоталитарному инстинкту. Это – Ленин и большевики. Большевизм и определил себя единственным ортодоксальным, т. е. тоталитарным, интегральным марксизмом.
         Хотя Ленин был марксист и верил в исключительную миссию пролетариата, именно марксист Ленин стал утверждать, что социализм может быть осуществлен в России помимо развития капитализма и до образования многочисленного рабочего класса.
         Тут Ленин находится в традициях русского народнического социализма, он утверждает, что революция произойдет в России оригинально, не по западному, т. е. в сущности не по Марксу, не по доктринерскому пониманию Маркса.
         Произошла руссификация и ориентализация марксизма. Произошло удивительное превращение. Марксизм, столь не русского происхождения и не русского характера, приобретает русский стиль.
          Этот «ортодоксальный» марксизм, который в действительности был по-русски трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону марксизма, а его мессианскую.
         Не революционному народничеству, а именно ортодоксальному, тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития
В это время иллюзии революционного народничества были изжиты, миф о народе-крестьянстве пал. Народ не принял революционной интеллигенции. Нужен был новый революционный миф. И миф о народе был заменен мифом о пролетариате. Но в мифе о пролетариате по-новому восстановился миф о русском народе. Произошло как бы отождествление русского народа с пролетариатом, русского мессианизма с пролетарским мессианизмом.
         Поднялась рабоче-крестьянская, советская Россия. В ней народ-крестьянство соединился с народом-пролетариатом вопреки всему тому, что говорил Маркс, который считал крестьянство мелкобуржуазным, реакционным классом.
         Произошло то, чего Маркс и западные марксисты не могли предвидеть, произошло как бы отождествление двух мессианизмов, мессианизма русского народа и мессианизма пролетариата. Русский рабоче-крестьянский народ есть пролетариат, и весь мировой пролетариат, от французов до китайцев, делается русским народом, единственным в мире народом.
         Хотя мессианское сознание имеет свои корни в религиозном сознании еврейского народа, в переживании Израилем своей богоизбранности и единственности, мессианское сознание не есть националистическое сознание; оно глубоко противоположно национализму; это – универсальное сознание. В христианской истории нет одного избранного народа Божьего, но разные народы в разное время избираются для великой миссии, для откровений духа.
         Но мессианская идея может оторваться от своей религиозно-христианской почвы и переживаться народами, как исключительное духовно-культурное призвание. Так германский мессианизм по преимуществу расовый, с сильно биологической окраской. Германский народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова Духа, а носителем высшей и единственной духовной культуры. Германская раса – избранная высшая раса.
         Национализм и мессианизм соприкасаются и смешиваются. Национализм в своем положительном утверждении, в моменты исключительного духовного подъема переливается в мессианизм.
         Национализация русского коммунизма, о которой все свидетельствуют, имеет своим источником тот факт, что коммунизм осуществляется (первоначально) лишь в одной стране, в России.
         Русский народ никогда не был буржуазным, он не имел буржуазных предрассудков и не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам.
         Россия – самая не буржуазная страна в мире, в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе. Только в России нет давящей власти буржуазных условностей. В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли.
         В русском человеке нет узости европейского человека, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени.      
         Русский народ вступает в новый исторический период, когда он должен стать господином своих земель и творцом своей судьбы».
         Подводя итог тому, что сказал Н.Бердяев, можно заострить вот какую мысль.
         «В мифе о пролетариате по-новому восстановился миф о русском народе. Весь мировой пролетариат, от французов до китайцев, делается русским народом, единственным в мире народом». А «русский народ никогда не был буржуазным, он не имел буржуазных предрассудков и не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам». То есть русский народ никогда не был либеральным. Кроме того «либеральный империализм слишком уж создается по образцам западноевропейским, слишком уж мало русский и национальный по духу».
         В наши дни в России начинается противодействие «либеральному империализму», буржуазной миссии Запада, «давящей власти буржуазных условностей», «поглощению жаждой земной прибыли», так как «в русском человеке нет узости европейского человека, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени».
         «Русская культура и русская цивилизация могут твориться лишь из глубины русской души, из ее самобытной творческой энергии».
         Получается, что миссия России может состоять в спасении мира от надвигающейся либеральной экспансии путём русификации западного либерализма.
         Дело в том, что под прикрытием идеологии государственного коммунизма в России впервые в мире был создан противоположный западному капитализму русский государственный капитализм. А попытка переделать русский капитализм в капитализм западного типа привела капитализм вообще к кризису. Возникла необходимость в новом капитализме с новым способом производства, который уже изобретён в России русским человеком http://proza.ru/2017/10/09/2190.
         Новый капитализм с новым способом производства позволяет скреститься западному и русскому капитализму. Это некий гибрид двух противоположных подтипов общественной формаций капиталистического типа. http://proza.ru/2019/09/05/523

 


Рецензии