Когда всё позади НК
Как вчера и как сегодня настал День Победы.
Да только год за годом. День за днём напоминает о себе война. По-разному и везде. В буковом лесу под Балтийском темными шрамами на деревьях да блестящими на пляже, освобождёнными от песка пронзительными ветрами, пулями и патронами. После штормов, на отмелях Балтики среди горящих на солнце кусочков янтаря море оставляет смерть. Она имеет много видов и оттенков. От белого металла до ржавых красок. В виде снарядов, мин, бомб отвергнутыми морем и выброшенными. Не разорвавшихся и ждущих своего часа.
Сколько их осталось лежать в глубинах? Ждущих и ненасытных?
После войны расчистили пути-фарватеры. Потом взялись за соседние, прилегающие районы к путям-дорогам. Вроде и всё. Но нет-нет да вытащат рыбацкие сети, что-то грозное и хорошо если рыбакам повезёт.
- Сегодня Вы уходите на боевое траление районов Балтики закрытых для судовождения и рыбалки. Скажу прямо: «Опасно», но задача для нас наиважнейшая. Эти районы хранят в себе сотни мин и ещё неизвестно какой дряни. Мы считали, что закончим третий этап траления к середине пятидесятых, но как оказалось донные неконтактные мины продолжают жить не как считалось раньше – до трёх лет, а до пятнадцати, а может и больше. А их можно извлечь лишь глубоководными или придонными контактными тралами. Ошибка в расчётах их жизнестойкости привела к тому, что на сегодняшний день безопасность хождения по Балтике в нашем районе условно безопасна. И ещё, по сведениям, полученным из наших специальных подразделений, на нашей стороне Балтики обнаружено и уничтожено около тридцати процентов мин в послевоенный период. В дальнейшем было уничтожено ещё около двадцати процентов. Теперь оставшаяся половина ваша. Поэтому внимание и ещё раз внимание. Особое внимание прошу обратить на район в квадрате обозначенный на Ваших картах, как 17й квадрат. Тралить с особой осторожностью. Все из Вас помнят ураган, который прошёл по нашей области в январе пятьдесят пятого года. Докладываю Вам, что в тот шторм погибли рыбаки и три рыболовецких судна. Если с двумя все понятно, то третий МРТ–266 под названием «Мойва», предварительно, погиб, подорвавшись на мине оторванной штормом или, что тоже вероятно, судно выбросило в район минных полей, которые ещё не уничтожены. Итог – от судна остались лишь отдельные фрагменты, которые мы находим на берегу. Это свежо. Напоминаю, что наш тральщик погиб сразу по выходу за мол Восточный Балтийска. Чуть-чуть отклонился от проторённого пути. Ну, и ещё для страху про погибших рыбаков выловивших и поднявших на палубу авиабомбу с ипритом. Всем теперь всё понятно, что в море может быть много всякого разного, поэтому не расслабляться даже на секунду. Если вопросов нет, то всем по боевым постам кораблей!
Вот и всё. Теперь морскими милями. Путями дорогами. Словно и не было разрыва в семь лет между СовГаванью и Калининградом, от Татарского пролива до Балтийского моря.
Из кармана извлечена на свет маленькая бутылочка. Командир корабля хмуро бросил:
- Рано начинаете товарищ партизан!
- Да это не мне. Это ему! И нам. На удачу.
Водка отбулькала из бутылки. Дождём растеклась по борту судна и смешалась в брызгах благодарных волн. Теперь можно и совсем полный вперёд.
Тральщик не знает ни погоды, ни времени года. Когда поступает сигнал опасности он выходит в море и спешит на помощь. Помощь в борьбе с минами. Уничтожение всплывших и затаившихся. Способов ликвидации много. Для всплывших мин есть пушки и накладные заряды.
Установка накладного заряда на бултыхающуюся на волнах оторванную мину и её уничтожение это словно крещение. Заново рождение. Да и сам выход на траление мин сопряжён с героизмом. Тральщики практически все маленькие суда с небольшой осадкой и мощными моторами. И тралят они в первую очередь собой, потому что подрезать мину можно лишь пройдя над ней. А за сто пятьдесят лет создания мины их столько придумали, что и не перечислить с одного раза. Контактные и акустические это, пожалуй, самые известные.
С первого взгляда поиск и уничтожение мин лёгкая и простая задача. Сидя дома на диване тралить языком мины легко и просто, но в море это целая наука.
Когда известен район поиска и уничтожения, когда никто никого никуда не гонит, когда выходят на задание все корабли, то подойдя к назначенному району тральщики разбиваются попарно и начинают полосу за полосой «утюжить периметр». Тральщики сходятся бортами, один из них от другого получает «бросательный конец», после чего они начинают расходится на ширину трала. Пока они расходятся лебёдка разматывает трал, а команда одного из охотника за минами цепляют на трос якоря, для лучшего зацепа мин, и буйки с грузилами для регулировки глубины погружения трала. Затем, следуя параллельными курсами, тихим ходом трал начинают тащить. Та же самая рыбалка двумя судами, только рыбаки тащат за собой сеть, а не миноискатель. И сигнал о вылове мины такой же как на рыбалке – стоит двум буйкам сойтись вместе или утонуть одному из них – значит есть добыча. Только рыбаки вытаскивают сеть с уловом на борт, а тральщики на отмель. Туда, где мину станет видно на поверхности. Ну, а там всё по опробованному сценарию: расстрел или подрыв. Такой способ один из самых надёжных и проверенных. Есть и другие тралы, которым не нужен второй тральщик. Но этот самый из самых.
А в чём заключается искусство траления? В чём шик? В чём соль «тихой войны»? Смотришь на море с берега и кажется идут тренировки военно-морского парада, а тральщики танцуют неведомый сухопутным морской вальс. Не размечены глубины моря, но ведь им нельзя сбиваться с курса и оставлять за собой непроверенным даже метр. Основной критерий работы тральщиков – безопасность всех тех, кто идёт и будет идти по этому маршруту. Когда нужно найти заминированный район командир тральщика становится художником. Потому что поиск всегда был творческим, хоть и математически выверенным. И в начале начал стоит определить именно этот район, который заряжен минами. Без этой информации не может пройти ни рыболовецкое судно, ни боевой корабль. Определяется он на штурманской карте. Точка отсчёта – первая найденная-затраленная мина. Определяются её координаты, и она становится центром опасной геометрической фигуры. От треугольника до многоугольника. Вокруг точки циркулем проводится круг радиусом не более пяти морских миль, но не менее трёх. Круг, называемый тральщиками – кругом смерти. Как-то сложилось, что мины не могут находиться дальше этих границ. И вот вокруг этого круга и необходимо написать свой многоугольник выставленных заграждений. Тут уж как подскажет фантазия, опыт и интуиция. После того, как командир дивизиона тральщиков начертит свою фигуру на карте, следует команда и тральщики начинают класть тральные галсы. Или попроще «срезать», проходить стороны, указанные командиром указанной фигуры. До первой мины. Выставляется плавучий буй, на карте делается отметка и все тральщики направляются к другой границе многоугольника. И так до тех пор, пока не пройдут по всем граням очерченной зоны. Когда заканчивается разведка выставленных минных заграждений – у командира дивизиона на карте появляется чётко обозначенный район минной опасности.
Дальше всё просто и по командам:
- Приготовиться ставить трал!
- Ставить трал!
- Наступление!
Особые сигналы.
Особые команды.
Особый ход тральщиков.
Уступом. Один за другим. С нахлёстом на проверенную полосу впереди идущим. Боевым порядком. Нарезая галсы от границы до границы. Идя вперёд и разворачиваясь обратно.
Романьтика!
Спокойно и ровно.
Хочешь читай.
Хочешь загорай.
Это конечно не так. Такая «мирная» работа заканчивается с первой сиреной тоскливо-тревожно рвущей душу и взметнувшимися вверх сигнальными флажками об обнаруженной и извлечённой мине. Когда комбайн – тральщик захватывает не одну, а несколько мин – рёв сирены не прекращается не на секунду. Мины буксируются в заранее отмеченное место и тральщик возвращается на своё место в строю. Мины уничтожают другие, специально обученные команды. Иногда мины взрываются сразу при прикасании к ним трала. А иногда и под самим тральщиком. В первом случае тральщик лишается возможности выполнять поставленную боевую задачу, во втором – у команды практически нет никаких шансов спастись. Кораблик маленький, лёгкий и хрупкий, а мины предназначены для больших кораблей. Поэтому тральщик разносит в щепки. Поиск погибших и выживших и снова и снова тралить, и тралить. На место погибшего становится другой. Задача поставлена, задача должна быть выполнена, даже если останется только один корабль…
- И ещё! Помните, что после установки магнитных мин в Ла-Манше немцы придумали приборы срочности – мины с часовыми механизмами со сроком действия от пятнадцати минут до десяток суток… Но кто знает, может быть и лет. Когда фашисты поняли, что им приходит русский капут, то могли придумать на прощание не одну мерзость. Про приборы кратности вы знаете. Десять двадцать кораблей пройдут – смолчит, а на двадцать первом проснётся.
Что значат слова командира? Что заданный район необходимо протралить минимум пятнадцать раз. И пошли утюжить и утюжить…
На войне это называлось: Вызываю огонь на себя!
Сколько вытащено и уничтожено мин и бомб сейчас и не вспомнить. Ушли они в прошлое. Как и многие из тех, кто их обезвреживал…
Ушли, оставив после себя тысячи протраленных миль и тысячи чистых дорог…
Свидетельство о публикации №221122500772