Повороты судьбы

Она не понимала, в какой миг всё так круто изменилось. Кажется, ещё вчера её жизнь не отличалась особым разнообразием: изо дня в день  сплошная рутина - дом, работа и снова дом. Постепенно разгребала бытовые проблемы, уставая и понимая - снова всё получается не так, как она планировала. Радовало уже то, что проблемы не множились, а, ни шатко ни валко, решались. Просто окончательный  результат порой огорчал.  Обладая неплохим воображением и потрясающим талантом рисовать "картинки", вытекающими из того, что только что она там себе вообразила.  Не трудно догадаться, что сделать из мухи слона и найти проблему там, где её, в принципе, нет - это было её всё. До поры, до времени. 
А меняться всё стало в тот момент, когда устав от повседневности, она решила, что ей не хватает красок. За окном серость, в отношениях - туман, да такой густой, что чуть дальше вытянутой руки не видать ни зги.  Появилась потребность как-то раскрасить свою жизнь.  Начать ведь можно с малого! Проснуться утром и увидеть что-то, от чего улучшится настроение независимо от того, что сию минуту происходит за окном или в мире в целом - ведь есть свой собственный мир! Значит, как говорил маленький принц, нужно сделать его лучше. Решено!
***
Вера  вошла в электричку, следующую до областного центра. Она давно не пользовалась железнодорожным транспортом. Расписание электропоездов изменилось, для пассажиров стали привычнее маршрутки.  Почему-то сегодня ей захотелось изменить устоявшимся привычкам, и вот она в вагоне занимается место у окна. Мелькают знакомые пейзажи. Народа в этот час не так много, на работу и учебу все уже уехали, для дачников - не сезон. Вера почувствовала на себе чей-то взгляд. В противоположном конце вагона сидел мужчина. Встретившись с ней на секунду взглядом, отвернулся, едва улыбнувшись.  Вере нужно  было ехать около получаса. Читать в транспорте она не любила, смотреть что-то, уткнувшись  в смартфон, тоже. За окном так много интересного...
- Извините, а можно мне здесь присесть? - Вера оторвалась от пролетающего за окном пейзажа. Рядом стоял тот самый мужчина, с которым  несколько минут назад она обменялась взглядами.
- Да, пожалуйста. 
Он сел напротив. Симпатичный высокий шатен, только вот глаза уставшие.  Поди, не спал всю ночь, но есть ещё порох в пороховницах, коль готов к разговорам с незнакомками.
- Знаете, я вас ещё на перроне в Бережном заметил, но подойти не решился.
- А сейчас? - улыбнулась Вера.
- А сейчас я убедился, что был абсолютно прав, выделив вас среди других пассажиров.
- Любопытно. Чем же?
- А вы с интересом смотрели вокруг и не держали в руках телефон. Вот и в вагоне его не достали.
- Так может быть, у меня совсем нет? - Вера лукаво  улыбнулась.
- Не смешите меня. Он наверняка лежит у вас в сумочке, но вы им пользуетесь по необходимости, не залипая постоянно, как сейчас говорят.
- Так, все верно. Не люблю что-то читать в движении, а уж тем более смотреть. Вы правильно заметили - вокруг так много интересного.
- Вот, мне это очень импонирует. А вас как зовут?
- Вера.
- Хорошее какое у вас имя. А меня зовут Владимир. Вы живёте в Бережном?
- Да,  а вы?
- А я к вам иногда приезжаю в больницу на подработку. У вас докторов не хватает. Вот иногда вызывают, и если свободен, - соглашаюсь взять дежурство.
- А основная работа? - Вера подумала о том, что увидев Владимира, предположила бессонную ночь совсем по другой причине. Ошиблась. Оказывается, человек работал.
- В 1-й Градской.  Вот сейчас сдал смену, а завтра на своё основное дежурство.  Вера, а вы замужем?
- Да, - сказала Вера и мысленно выругалась, что это она вдруг солгала? Приятный мужчина. Можно было бы пообщаться... Но слово не воробей.
- Жаль, - искренне огорчился Владимир. - А я думал, мы сможем с вами встретиться и в иной обстановке.  С вами приятно общаться.
- Вот как! Когда это вы успели сделать такой вывод? Мы и трёх минут не общаемся.
- Знаете, Вера, порой бывает и минуты достаточно.  У вас разве так не бывает, вот вроде бы, приятный внешне человек, а стоит ему заговорить, и хочется скорее разговор закончить?
- Конечно, такое  у меня случалось, и не раз.
- Вот, а здесь какое-то седьмое чувство мне подсказало к вам подойти, и я не ошибся.
- Вот только ваше седьмое чувство вас подвело...
- А почему вы кольцо не носите?
- А разве кольцо - это обязательно?
- Нет, конечно, но женщины, как правило, носят обручальные кольца.
- А я и здесь исключение из правил.  В общем, все очень просто - оно мне стало немного мало, а отнести в  ювелирку всё что-то мешает.
-  Ясно, а вы его давно не носите, нет следа на пальце.
- Какой вы наблюдательный.
- Профессия обязывает.
- О, слышать это от врача...
- Вера, врачи бывают разные, как и любые другие специалисты.
- Я вас не хотела обидеть. Просто такую наблюдательность скорее можно отнести к сотрудникам полиции, например.
- Думаю, что тоже далеко не всем это присуще. Эх, вот на мгновение показалось, что сегодняшний день может стать поворотным в моей судьбе...
- Что так?
- Вот вас увидел и решил - а вдруг судьба?  Вы верите в любовь с первого взгляда?
- Владимир, у вас наверно, было тяжёлое дежурство, и  отдохнуть нисколько  не пришлось... Кстати, смена ведь наверно, несколько раньше должна заканчиваться?
- Да, вам в наблюдательности тоже не откажешь, - улыбнулся Владимир, - задержалась смена, вот и опоздал на предыдущую электричку, а на маршрутках не люблю ездить.  Ох, а вот и моя станция. Жаль, Вера, что вы замужем. Но брак - это святое. Всего вам доброго!
- До свидания, Владимир!
Он пошёл к выходу, а Вера мысленно еще раз обругала себя. Такой приятный мужчина, врач. Улыбка добрая, голос такой, как ей нравился у мужчин,  с лёгкой хрипотцой, но не прокуренный.  Да и не курит он - это очевидно. Вера тоже была достаточно наблюдательна...  Почему она сказала, что замужем? Её брак благополучно распался несколько лет назад.  Она вздохнула, и подумала, значит, так должно быть. Но настроение у неё улучшилось... Значит, на неё ещё обращают внимание, а это всегда приятно. Вера встала и пошла в тамбур. Вот и её станция. Она вышла из вагона, прошла через здание вокзала, про себя отметив, что на маршрутке можно было бы удобнее добраться до цели её поездки, но... Так тоже неплохо получилось.
***
Вера захотела немного украсить свой мирок, и выбрала она для этого не самый трудный и затратный вариант. Она решила купить симпатичный натюрморт и украсить им стену кухни. Будет радовать глаз!  "Посмотрим, что местные  художники предлагают. Стоят дни напролёт со своими полотнами.... Может быть, тоже кому-то подниму настроение, сделав покупку".  Вера шла по парку, где на одной из аллей была организована этакая выставка под открытым небом. Художественно одаренный люд предлагал свои творения. Здесь можно было купить картины, керамику,  деревянные  скульптурки. Вера любила здесь бывать. Покупала что-то изредка, но чаще просто любовалась - сколько же талантливых людей...  Иногда даже подержать что-то в руках было достаточно, чтобы подзарядиться положительной энергетикой. Ведь то,  что сделано с любовью, вызывает хорошие эмоции.
Вот и сейчас она медленно шла,  присматриваясь к авторским работам. Кто-то  предлагал ей купить керамическую вазу, кто привлекал внимание к своим плетёным корзиночкам.  Вера шла к картинам.  Пейзажи, смешные котики, городские пейзажи. Красиво, но всё не то. И вдруг женщина замерла - вот оно, именно то, что ей нужно! На полотне были изображены фрукты в вазе. Но какие это были фрукты! Казалось, протяни руку и сможешь взять, что пожелаешь. Мастерски выполнена картина! Были у автора и другие работы, но эта просто завораживала.
- Хотите купить? - к ней обратился невысокий толстячок.
- Наверно, да. -  Ответила Вера, подумав, что настолько не соответствует продавец тому, что он предлагает. Представить его за мольбертом было сложно...
- Купите, женщина! Сосед заболел, попросил вместо него постоять, а я что... Могу и постоять, времени свободного много, а хорошему человеку отчего  ж не помочь, правда?
Вера не ошиблась, картины не могли быть написаны этим через чур словоохотливым человеком.
- Хорошо, вот этот натюрморт я покупаю. А вы передайте соседу, чтобы скорее выздоравливал. - Вера протянула деньги и поторопилась уйти. Разговаривать ей не хотелось, и казалось, что ещё минута, и она услышит что-то неприятное. Может быть, художник серьезно болен?  Всё может быть, но ей искренне хотелось, чтобы в следующий раз, когда  окажется в этом уголке любимого парка, она сможет увидеть самого автора...
Картина была небольшой, но нести её было не очень удобно. Вдруг рядом притормозила машина, водитель приоткрыл дверцу и обратился к Вере:
- Простите, а вам далеко? Вижу, что не совсем удобно нести приобретение.
- Не близко!  Да и вы вроде не такси?
Водитель  вышел  из машины и подошел к Вере.
- Вы правы, не такси. Но у меня сейчас сорвалась важная встреча, и появилось свободное время. Вот и решил помочь. Может быть, мои ангелы-хранители оценят этот поступок, и встреча всё-таки состоится. Пусть и несколько позже.
- Вот как... А как же: "Никогда не разговаривайте с неизвестными?"
- Вы ещё скажите "Никогда ни у кого ничего не проси", - улыбнулся мужчина.
"Надо же, начитанный. И что это за день сегодня такой? Приятные незнакомцы то тут,  то там... Не иначе, где-то день открытых дверей..."
- Да я вроде и не прошу.
- Вот! Я вам сам предлагаю помощь. Давайте я вас отвезу.
- Увы, мне за город... Я в Бережном живу.
- Так и быть. Время у меня есть. Пусть одна встреча не случилась, но  вот другая пусть не полезная, но приятная. Соглашайтесь!
- Да, вот так сядешь к незнакомцу, а потом будут близкие с собаками искать.
- Не думаю, что у Ломброзо есть портрет преступника, как две капли похожего на меня.
- Ого, вы и с его трудами знакомы?
- Садитесь, в пути и поговорим, с кем и чем я знаком.
   Вера решила рискнуть. Покупка, правда, была не совсем удобной. А думать о том, как её придётся везти в маршрутке, ей не хотелось. И такая вот удача... Ладно, садится же она к незнакомым таксистам. Вера села, осмотрелась. Никаких "ёлочек" с ужасным запахом, никаких икон на торпеде. Чистый салон. Приятный запах мужского парфюма.
- Позвольте представиться - Александр.
- Вера.
- Очень приятно, Вера. Сейчас включу навигатор, говорите адрес. Мне в вашем, как я понимаю, городке, бывать не приходилось.
Вера назвала адрес.
- Простите, Александр, моё любопытство. Вы постоянно живёте здесь и никогда не бывали в Бережном?
- А у вас  какие достопримечательности есть?
- Да, в общем, их нет. Но места у нас красивые и многие приезжают, особенно в летнее время - детские лагеря отдыха, дачи вокруг.
- Понятно. Нет, Вера, я здесь живу всего ничего, и видите - уже еду в ваш город, - рассмеялся Александр.
          - Каким ветром занесло в наши края, если не секрет?
- Да какой секрет. Когда-то здесь жили мои родственники, точнее, тётушка с мужем. Они по распределению приехали сюда на завод, молодые инженеры. Да так и остались. Я в молодости пару раз приезжал к ним в гости, а вот недавно их не стало - автомобильная катастрофа. Детей не было, и почему-то оказалось завещание на моё имя. А у меня тоже жизнь как-то в один миг изменилась, вот и решил - коль менять, так всё.
- Жаль ваших родственников. А у вас что случилось? Ой, простите, это не совсем уместный вопрос.
- Да нет, отчего же - секрета никакого нет. Всё весьма и весьма прозаично.  В глубокой молодости женился по такой любви, что кажется ни до того, ни после ни у кого такой не было. Не смотрите так, мне кажется, про такую любовь романы пишут, правда. Она, тогда еще совсем молодая, была вдовой с маленьким сынишкой. Увидел её в первый раз, сердце замерло.  Красавица! Только глаза грустные очень.  Познакомились. Мужа убили. Возвращался с работы, какие-то хулиганы приставали к женщине на улице, он заступился. Получил удар ножом. До больницы не успели довезти, умер в реанимобиле.  Вот и осталась Маришка с малышом.   Родители далеко, к ним возвращаться не захотела. Не могла оставить могилу мужа. Да и быт был налажен. Квартира, работа, ребёнок в детский сад ходил.
Александр замолчал, тяжело вздохнув. Было видно, что непросто ему даются воспоминания. Возможно, уже успел пожалеть, что открылся случайной попутчице.
- Александр, мне кажется, что вам не очень хочется вспоминать.
- Нет, нет. Наоборот. Вот как-то так случилось, что мало кто обо мне знает. А тут вдруг захотелось выговориться. Вы уж не обессудьте.
- Что вы, продолжайте. Мне интересны люди, у которых есть воспоминания...
- Ну, вот так и случилось... Стали встречаться, она долго держала меня на расстоянии. Иногда вместе с малышом ходили гулять в лес,  иногда она соглашалась, чтобы я отвёз её на кладбище. Но я всегда ждал в машине, к мужу одна ходила. Возвращалась всегда с заплаканными глазами и какая-то опустошённая.  Но постепенно стала, как бы это правильнее сказать, отогреваться, что ли... Боль от потери стала уходить...  И во мне, наверно, увидела надёжного человека. Максим ко мне привык, радовался моему приходу, любил показывать свои игрушки, книжки. Ему явно не хватало отца. В общем, через год мы поженились.
-  Но что-то мне подсказывает, что сейчас вы один?
-  Вы проницательная, Вера. Да, уже несколько лет, как я один. И оставшись в одиночестве я, собственно, решил, что приму в наследство тётушкину квартиру и буду жить здесь... Начну всё заново. Я же ещё не старый? - Александр повернулся к Вере, и как-то шутливо подмигнул ей.
- Ну что вы, как говорил небезызвестный товарищ "мужчина в самом расцвете"... А что же с любовью случилось, о которой романы пишут?
Александр снова вздохнул, посмотрел в сторону несущегося навстречу леса, заметил:
- Правда, красивые здесь места.  А любовь... Вера, я до сих пор не могу понять, как так случилось. У нас всё было хорошо. Растили Максима, вот беда, общих детей не случилось. Но он мне как родной был. Да и он меня папой называл. Вырос, окончил военное училище, сейчас служит под Хабаровском.
- Всё было хорошо, и?..
- Да, всё было хорошо. Но с Мариной стали происходить разительные перемены. В том городе, где мы познакомились, прожили без малого десять лет, а потом всё-таки Марине пришлось смириться с тем, что переезд неизбежен. Я служил, Максим по моим стопам пошёл.  А у военных переезды - дело привычное.
- Об этом  и я не понаслышке знаю.
- У вас муж тоже служил? Или отец?
- Отец. Поэтому переездов в моей жизни тоже было немало.
"Поверните налево, через сто пятьдесят метров конец заданного маршрута", - сообщил навигатор.
- Ох, как быстро мы доехали. Вера,  а я не спросил вас...  Вы замужем?
- Несколько лет назад расстались с мужем.
- А сейчас? У вас есть друг?
- Знаете, Александр, мне так тяжело дался развод, и я так рада была наступившей свободе, что как-то не возникало желания  вступать в новые отношения.
- Вы  не будете против, если я вам позвоню? Вы хорошая слушательница.  А мне, наверно, надо выговориться.
- Хорошо, с удовольствием вас выслушаю. По вечерам я  свободна - звоните. 
Вера продиктовала номер. Александр вбил его в телефон, но дозвон делать не стал. "Даёт себе возможность на принятие решения", - усмехнулась про себя женщина.
- Простите, сколько я вам должна?
- Вы меня решили сейчас обидеть?
- В мыслях не было. Просто расстояние приличное, и время своё потратили.
- Мне было приятно помочь женщине с негабаритным багажом, - рассмеялся Александр, помогая Вере достать картину. - Всего доброго, Вера. Я вам позвоню.
- Спасибо вам большое за помощь. До свидания!
Выйдя из машины, Вера обратила внимание на соседку, которая стояла у своей калитки, как бы замешкавшись в поисках ключа,  при этом наблюдая за происходящим. Вера улыбнулась. Обычно она редко видела соседей, но стоило рядом оказаться некому мужчине - обязательно кто-то из кумушек  это видел.  Женщина кивнула соседке и вошла в дом.
***
После развода с мужем. Вера решила переехать в пустовавший уже некоторое время дом её бабушки. Так случилось, что Вера с мужем  проживали в квартире его родителей. Там же родилась дочь, выросла, вышла замуж и переехала к мужу. А Вера, получив свидетельство о разводе, собрала свои вещи и... поставила точку. Переезд, и открывается  новая страница в жизни.
В Бережном Вера бывала часто. Когда-то там жила бабушка, потом в её осиротевшем доме поселилась двоюродная сестра Веры со своей семьей. Несколько лет назад они переехали в дом, который построили для себя, но  присматривали за опустевшим домом бабушки. Сдавать его не решались. Чужие люди в доме... Слишком много негатива о нерадивых квартирантах было на слуху.
Сделав небольшой косметический ремонт, Вера начала обустраивать жильё под себя. Она понимала, что теперь это её дом и это надолго. Вряд ли она сможет купить себе квартиру.  А там, где она живёт, должно быть уютно. Так было всегда там, где жила она с родителями - на съёмной ли квартире, в общежитие  - мама обустраивала жильё  так, чтобы всем было уютно и комфортно. К этому стремилась и Вера. Вот и сейчас, закрепив натюрморт на стене, она улыбнулась - красота!
Вера потянулась к телефону. Надо бы пригласить подругу на чай и рассказать ей о сегодняшнем, насыщенном знакомствами, дне.
- Кать, привет. Не занята? Приходи на чай с плюшками. Поболтаем.
- Есть о чём?
- Вот что-то я не припомню случая, когда нам было не о чем потрындеть.
- Сейчас закончу дела домашние, минут через пятнадцать приду.
Вера накануне решила побаловать себя выпечкой. Тесто удалось на славу, мягкое, пушистое. Из такого печь одно удовольствие. Она и испекла целых два противня булочек разной формы, добавила изюм и цукаты.  Сейчас она выкладывала на блюдо пышные булочки, любуясь ими, вдыхая аромат, и думая о том, что Александру бы они наверняка понравились. Но приглашать на  чай случайных знакомых - это не про неё.
***
Раздался звонок, Вера открыла дверь.  На пороге стояла Катя:
- Какими новостями порадуешь?
- Порадую я тебя плюшками. Проходи.  - Подруги прошли на кухню, где на столе всё было готово к чаепитию, но Катя уставилась на натюрморт.
- Откуда такая красота?
- Да вот, по случаю на Сотбис прикупила.
- Ну да, могла бы и не спрашивать. Не в нашем же универмаге тебе покупки совершать, - Катя рассмеялась.
- Конечно! Нравится?
- Аппетитный такой натюрмортик...  Смотри, пойдёт впрок,   потом замучаешься лишние килограммы сбрасывать. А у тебя вон и плюшки  к их появлению располагают.
- Думается мне, что килограмм пять я могу легко набрать, и никто этого не заметит. Ладно, хватит о килограммах. Чай, кофе?
- А покупочку обмыть?
- Вино есть.
- Нет, давай чай. Я пошутила.
Вера, разливая по чашкам чай, подумала, что  о том, как она провела сегодняшний день, рассказывать совершенно расхотелось.  Ничего не произошло. Вон Александр даже в ответ свой телефон не оставил.  Может быть,  -  и не позвонит...
- Булочки выше всяких похвал.  - Катя потянулась к блюду, - я ещё одну съем, пожалуй.
- И не одну. Я зачем пекла? Чтобы их есть! Слушай, у меня ещё варенье вкусное есть.
- Нет уж, с меню плюшек достаточно. Вообще, пора  с плюшками заканчивать. Скоро снег выпадет, на лыжи встанем. А на варенье пригласи некого Карлсона.
- Ну уж нет, я не готова к таким жертвам. Плюшки  мне как-то ближе,  а Карлсоны все в Швеции, - рассмеялась Вера.
- Ладно, рассказывай, зачем звала.
- Так на плюшки и звала. Ты же видишь, тазик...
- Оторвала, понимаешь, от домашних дел. Я думала, что-то случилось.
- Ну, зачем думать о чём-то... Вот натюрмортом хотела похвастаться, да и неужели булочки не нравятся?
Катя вздохнула и  снова потянулась за булочкой:
- И натюрморт нравится, и плюшки тоже. Ладно, все дела не переделать.
Подруги проговорили около полутора часов, и Катя засобиралась домой.
***
Александр, возвращаясь из Бережного,  включил любимую радиостанцию. Звучала почти забытая песня из старого советского фильма.   Снова нахлынули воспоминания. С чего это он так сегодня разоткровенничался с этой незнакомкой?  Может быть, виной тому достаточно замкнутый образ жизни,  что сложился в последнее время и стал нормой?  Он порой ловил себя на мысли, что начал привыкать к одиночеству, а это совсем ему не свойственно.
На службе всегда был окружен людьми, дома тоже часто бывали гости - то кто-то из подруг зайдёт к Марине  посудачить, то к Максиму прибегут друзья. А на праздники собирались друзья - сослуживцы с жёнами.  Всегда было шумно, весело. Кипела жизнь...
Мужчина задумался, вспоминая. Была весна в самом разгаре. На улице начала появляться первая зелень. Небо было высоким и ярким. Птицы весело распевали свои песенки - у них кипела работа: вили новые гнёздышки, поправляли старые. Скоро появятся малыши, и станет не до песен, а пока!..
Он вернулся со службы, похлопал себя по карманам - ключей не было. Забыл в кабинете на столе. Позвонил в дверь. Тихо, не слышно стремительных шагов Марины. Максим в это время в секции. Он давно и довольно успешно занимался самбо.  Может быть, жена забыла что-то купить и выбежала в магазин?  Александр вышел во двор, присел на скамейку у подъезда. В это время она пустовала. Мужья возвращаются со службы, жёны готовят ужин. Вот сейчас и Маришка прибежит. Время шло, её не было. Александр начал всерьез беспокоиться. Возвращаться на службу за ключами или подождать Максима, он скоро должен вернуться. А вдруг Марина в квартире и с ней что-то случилось? 
Из-за угла вывернула группа молодых людей. Максим с друзьями возвращались из спортзала.
- Пап, а ты чего здесь сидишь?
- Да вот ключи забыл. А мамы дома нет.
- Да, она куда-то собиралась, когда я уходил.
- А куда, не сказала?
- Нет, да я и не спрашивал. Думал, в магазин идёт.
Они вошли в квартиру. Александр заглянул на кухню. На плите стояла кастрюля, на столешнице  рядом - сковородка. Ужин Марина приготовила. А вот где она сама? Александр начал волноваться. Пришёл Максим, он уже успел переодеться.
- Пап, а ты чего до сих пор в форме? Давай, переодевайся. Будем ужинать, я голодный, как волк.
- Волк, а руки вымыл? - улыбнулся мужчина. - Иди мой руки, а я переоденусь. Но, может, маму подождём?
- Пап, ты как хочешь, а я буду ужинать.
Александр пошёл переодеваться. Может быть, в спальне  лежит какая-то записка, объясняющая, где супруга. Но и  там ничего не было. Мужчина переоделся, вымыл руки. На кухне Максим уже разогрел ужин, достал салат из холодильника. Хлеб был нарезан. Значит, к ужину всё было, и не в магазин ушла Марина.  А раз она уходила почти одновременно с Максимом, значит, её нет больше двух часов. Да что ж такое? Аппетит совсем пропал.
- Пап, ну ты чего? Садись есть.
Александр стоял у окна, смотрел во двор. Соседка вышла с коляской на вечернюю прогулку. Малышу несколько месяцев, а папу отправили в длительную командировку.  Стайка детворы на детской площадке. Марины не видно.
- Макс, ты ешь, я что-то не хочу пока. Подожду маму, - он повернулся, чтобы уйти в комнату и услышал звук поворачивающегося ключа. Пришла. Он вышел в прихожую.
- Марин, ты куда пропала? Максу ничего не сказала, записки не оставила.
Марина поставила сумочку, сняла плащ и только потом повернулась к мужу.
- Саш, а я должна о каждом своём шаге рапортовать? Не предполагала, что задержусь, вот и не сказала сыну.
- А была-то где?
Марина взвилась:
- Нигде. Я что, всегда знаю, где ты?
- Марина, что случилось? Не кричи. И ты всегда знаешь, где я. Хорошо, не хочешь говорить, не говори. Идём ужинать. Макс поел, а я тебя ждал.
- А зачем ты меня ждал, ты что, маленький?  Макс сам поел, а тебя кормить надо?
- Марина, Мариночка, что случилось? Не кричи! Кормить меня не надо. Я думал, посидим за столом вместе, поговорим.
Марина, ничего не ответив, ушла в комнату. Александр понял, что ждать её за столом не стоит.  Успокоившись, что жена цела и невредима,  он снова почувствовал чувство голода. Ну и пусть настроение никуда не годится. Все дома, позже разберёмся.
Но разобраться в этот вечер не удалось. Марина игнорировала общество мужа и сына, рано легла спать. Саша решил, что утро вечера мудренее, подождёт до утра, а там может что-то и разъяснится.
***
Вера проснулась рано. Времени хватало и на то,  чтобы собраться на работу, и на то, чтобы выполнить кое-какую домашнюю работу: запустила стиральную машину - поменяла постельное бельё еще вчера, но погода оставляла желать лучшего. Отложила стирку, а вот сегодняшнее утро обещало чудесный день.  Почистила овощи, чтобы прибежав на обед,  можно было их быстро потушить.  И настроение  чудесное.   Не зря говорят "Кто рано встаёт..."
Возвращаясь вечером домой, Вера наслаждалась легким морозным воздухом. Вот-вот наступит зима. Первый снег уже совершил попытку укрыть землю, но силёнок не хватило - пролежал пару часов и исчез. А так хочется, чтобы всё вокруг стало белым-бело! Зиму Вера любила.  Любила гулять в парке, слушая лёгкое потрескивание деревьев, хруст снега под ногами и тишину...
Тишина давно стала её подругой. Когда вокруг тихо  - хорошо думается.  И вспоминается. Вера понимала, что для того, чтобы двигаться вперед, нужно оставить прошлое в прошлом, не бередить раны. Но не получалось. Почему её жизнь сложилась так, как сложилась? Она осталась одна. Понятное дело, когда дети вырастают и улетают из родительского гнезда - это нормально. Но когда распадается брак, просуществовавший не одно десятилетие... Нет, причины, по которым распался её брак, ей были понятны. Не понятно было другое. Как она вообще умудрилась вступить в эти отношения, заведомо обречённые на провал? Почему она так долго не решалась разорвать их?
Мысли, мысли...  Опережая друг друга, неслись, напоминая о прошлом.  Вера почувствовала, что у неё начинает болеть голова. "Ну вот, вспомнила баба, как девкой была". Если сию же секунду не обуздать этих самых "лихих скакунов",  ночь может оказаться бессонной.  Только уже не мысли будут мешать уснуть, а тупая боль, когда трудно даже  повернуть голову. Кажется,  от нестерпимой  боли до утра не дотянуть.  "Нет, пора с этим заканчивать. Ворошить прошлое  столько лет... Всё уже давно прошло, а я копаюсь там, ищу первопричину".
Размышляя о прошлом, Вера почистила рыбу и теперь решала, как её приготовить.  Не мудрствуя лукаво, нарезала несколько головок лука, уложила на дно кастрюли, следом отправились кусочки рыбы, а сверху насыпала слой моркови.  Быстро и вкусно... И ещё картофельное пюре.  А после ужина вымыть посуду и взять в руки книгу. Так вечер и пройдёт.
Но как только Вера закончила мыть посуду, раздался телефонный звонок.  Дочь.  С Ларисой проговорили почти час, рассказав друг другу все свои новости.  У Ларисы подрастали  дочери - погодки. Старшая скоро пойдёт в школу. Кажется, Вера могла быть спокойна за семью дочери - всё у них ладилось. Зять Вере попался хороший, весёлый. Любил работать, любил своих девчонок. Старался сделать всё, чтобы они ни в чём не нуждались. Свободное время проводил дома, на радость малышкам. Они в папе души не чаяли. 
Головная боль о себе не напоминала. Вера взяла в руки книгу. Но очевидно, почитать сегодня не получится. Раздался звонок, Вера пошла к двери. Вроде никого не ждала...
- Кто там?
- Верунь, открывай.  Наталья.
Та самая двоюродная сестра, что жила в бабулином доме до переезда Веры.  Визит был неожиданным.  Особо тёплыми отношения назвать было нельзя. Иногда сёстры созванивались, встречались крайне редко. В последний раз Вера приглашала Наталью посмотреть на тот ремонт, что она смогла сделать.  Что привело Наталью сейчас?
- Проходи. Случилось что-то?
- Кажется, случилось, - Наталья  разрыдалась.
- Наташ, что такое? Говори уже! - Вера не на шутку встревожилась.
- Кажется, мой загулял, - сквозь душившие её слёзы сказала Наталья.
- Стоп! Что значит "кажется"? 
Наташа чуть успокоилась, вытерла ладошкой слёзы. Ни намёка на косметику, лицо опухло от слёз. Видно, дала волю эмоциям всерьёз.
- Успокаивайся. Чай будешь? Может, поешь? - спросила Вера.
- Вер, спасибо, ничего не хочу.  Знаешь, я уже всё передумала...
- Я вижу, что ты уже чемоданы собрала, получила свидетельство о разводе,  - перебила сестру Вера.
- Почти... Денис за  последние месяца два очень изменился. Стал подолгу задерживаться на работе. Звоню - трубку не берёт. Приезжает зачастую так поздно, что дети уже спят. Отца перестали видеть. И в выходные пропадает на работе. Что-то не верю я в такую его работу. На зарплате как-то не отражается. Сколько раньше отдавал, столько и сейчас.
- Наташ, ну может быть, правда, работа? В чём еще неверность? От него пахнет чужими духами? Рубашки со следами помады? Звонят ему, а он уходит в ванную и там включает воду?
Наташа чуть заметно улыбнулась.
- Нет, ничего этого нет. Но вот что-то он скрывает. Я пыталась поговорить с ним - отнекивается. Ничего не говорит, кроме того, что работы много.
- А если так и есть?
- Почему тогда на зарплате это никак не отражается?
  - Наташ, а ты не думала, что он готовит какой-то сюрприз?
- За столько лет никаких сюрпризов, а тут вдруг... С чего бы это?
- Послушай, столько лет вы готовились к строительству дома. Деньги, прости, немалые. Не до сюрпризов было. А ты начинаешь нагнетать сейчас на ровном месте. Скандалы ещё не устраивала?
- Пока нет, - улыбнулась Наташа.
- Хоть на это ума хватило. Уже радует.
- Спасибо тебе, Верунь. Поговорила с тобой - легче стало.
- Обращайтесь! - Рассмеялась Вера, - И не дури, Наташ. Я уж подумала, что ты его в постели с кем-то застукала, а ты из ничего проблему создала, себя накрутила... Вот как ты Денису сегодня объяснишь своё зарёванное лицо?
- Сейчас приду, маску сделаю.
- Сегодня она тебя точно не спасёт. Ты себя в зеркале видела?
- Всё так ужасно?
- Да не то слово. Ну и дурёха же ты! Вот с чего ты так себя взвинтила?
- Сегодня как-то уж совсем тошно стало. Еще сериал посмотрела...
- Поменьше бы ты сериалы смотрела, сестра.  Может, всё-таки чай выпьешь?
- Нет, Вер, пойду я. Ты прости, что так вот, без приглашения примчалась.
- О да, ты нарушила мои планы на вечер! - засмеялась Вера.
- Верунь, а ты что всё одна и одна? Неужели никого даже на горизонте нет?
- Ох, Наташ, не только на горизонте, но кажется, и в соседней галактике никого...
- Не дело это! Или слишком привередливая?
- Наташ, не слишком! Но и просто, чтоб был - не для меня. Как там, у Омара Хайяма "И лучше будь один, чем вместе с кем попало"...
- Вер, а возраст? Нам ведь уже...
- А что возраст? Ты бабушку вспомни. Ведь совсем молодой вдовой осталась, а так и прожила всю жизнь одна.
- Да, бабушка...  - Наташа тяжело вздохнула. - Ладно, сестра, пойду я.
- Ну,  иди. И не накручивай себя, я тебя умоляю.
***
С утра в семье у Александра ничего не прояснилось. Он с первыми сигналами будильника встал. Марина всегда вставала чуть раньше, она всегда просыпалась сама. У неё будто встроенный будильник был. В какое время ей нужно вставать - всегда просыпалась чуть раньше. В особых случаях будильник она всё-таки включала, но скорее для подстраховки. Сегодня она осталась в постели.
Саша умылся, как всегда тщательно побрился. Он не любил щетину на лице.  Кое-кто из сослуживцев позволял себе пропустить день - два, несмотря на протесты командира. Тот всегда был примером для подражания...
Из  кухни не доносятся звуки, присущие раннему утру, когда Марина готовит завтрак. Так и не встала. Максим просыпается позже. Значит, утро мудрости не добавило и ясности не внесло. Саша недоумевал. В их жизни никогда не было такого. Случались мелкие размолвки, а у кого их не бывает? Но супруги умели быстро сводить конфликт к нулю. Это всегда Саше нравилось в Марине. Она была очень доброй, приветливой, весёлой, и вдруг такая разительная перемена. Ещё вчера утром всё было иначе. Марина приготовила мужу завтрак, налила себе чашку кофе. Пока  Саша завтракал, рассказала ему о своих планах на день, поцеловала мужа, как обычно, проводив до двери.
Саша наскоро сделал себе пару бутербродов, сварил кофе.  Настроение было отвратительным. Хуже всего недомолвки, неясность в отношениях. Он сам был человеком открытым, добродушным, от близких ждал того же.  Так и было до вчерашнего дня. Случались какие-то неприятности у Максима, когда она замыкался, уходил в себя, и им с Мариной приходилось порой непросто добиться от подростка, что же его тревожит. Но это осталось в прошлом. Сын доверял родителям.  Когда не мог решить свои проблемы сам - советовался с ними, и всегда им удавалось найти выход.
Что-то произошло у Марины на работе? Глупости, она всегда рассказывала, если что-то у неё происходило. С подругами что-то случилось? А может, у неё кто-то появился? Саша терялся в догадках. 
Вышел из квартиры, по лестницы сверху кто-то спускался. Возможно,  кто-то из сослуживцев. Было бы неплохо. Идти в часть со своими думами... Так и есть.  Начпрод.  Толстяк, весельчак, балагур.  Мужчины вышли из подъезда и зашагали в часть.
***
День на службе Александр провёл, как всегда. Для него ещё в курсантские годы стало нормой - что бы ни происходило в личной жизни, на службе это никак не должно отражаться.  Позже это правило стало применимо и для семейной жизни, только наоборот. Дома было всё нормально,  а вот какие бы неприятности или проблемы не возникали на службе - они должны решаться там же, и плохому настроению нет места вне гарнизона. Близкие не должны видеть твоё хмурое или недовольное лицо.
После вечернего построения офицер вместе с двумя сослуживцами, живущими по соседству, отправился домой.  Обсуждая предстоящий выезд на природу с семьями, подошли к дому.  У Саши защемило в груди. Что его ждёт? Молчание Марины он не выдержит. Дома ли она?
Звонить не стал, открыл дверь своим ключом. Из комнаты Максима доносились голоса. У него собрались приятели. Саша заглянул в кухню - никого. Прошёл в спальню. Марина лежит, отвернувшись к стене.
- Марина, что случилось? Ты не заболела? - Саша попытался повернуть супругу  к себе лицом.
- Оставь меня в покое. Всё нормально.
- Марин, так нельзя. Ты молчишь второй день. Что происходит? У нас ужин есть? Идём кормить супруга!
- Супруг не ребёнок, разогрей и поешь. Еда в холодильнике.
- Марина, без тебя я не пойду. Вставай!
- Не хочешь, дело твоё. Я буду лежать.
- Мариночка, давай поговорим. Так продолжаться не может. Со вчерашнего дня ты - это не ты. Я не понимаю, что с тобой творится.  Вставай. Давай ты мне расскажешь всё.
Марина села на кровати, посмотрела на мужа. Взгляд совершенно чужой. Разительная перемена, произошедшая  за сутки...
- Хорошо. Поговорим. Я сделала большую ошибку, когда согласилась стать твоей женой.
Саша опешил. Сколько лет прошло с тех пор, и никогда не возникало подобных мыслей ни у одного из супругов.  Счастливая семья, и вдруг такое заявление.
- Марина, это в чём ошибка? Тебе со мной плохо?
- Я сначала предала память мужа,  а потом и его могилу оставила.
- Марина, ты что? Что за мысли? Думаешь, он был бы счастлив, зная, что ты осталась одна с ребёнком? Ты должна была прожить всю жизнь одна? Разве Максиму плохо в полной семье? Что ты такое придумала?
- Вчера я ходила на встречу со старицей Алёной.
- Куда ты ходила? С кем на встречу?
- Вчера в "Энергетике" была встреча со старицей. Зал был полон. Она много интересного рассказывала.  Говорила и о том, что с нами происходят разные беды, потому что мы предаём забвению память.
- Стоп, Марина, я тебя прошу, погоди минутку. У нас никаких бед не происходит. Мы очень даже хорошо живём. Квартира есть. Я служу, у тебя работа есть. Максим скоро школу закончит, и посмотри, какой у нас хороший парень растёт.  Зачем ты вообще туда пошла? Ты с кем-то из подруг ходила?
Саша не мог поверить, что на Марину произвела такое впечатление какая-то старица. Сколько их развелось сейчас: старицы, ясновидящие, ведуньи, а проще шарлатанки.  И ведь собирают полные залы.  Никогда он не замечал, чтобы супруга увлекалась оккультными науками.
- Саш, у меня в последнее время на работе всякие неприятности стали происходить. Поэтому я и пошла на встречу. И вышла из "Энергетика" с полным осознанием того, что происходит в моей жизни и почему.
- Марина, у каждого человека в жизни случаются какие-то неприятности. Неважно - дома или на работе. Никто не может прожить жизнь, не сталкиваясь совершенно ни с какими трудностями. Так не бывает! И не надо искать какой-то тайный смысл.
- Ты не прав. Я сейчас полностью убеждена в том, что у меня всё плохое случается из-за того, что я вышла второй раз замуж, и даже чувствовала себя счастливой.
- Секундочку! Ты перестала чувствовать себя счастливой? И когда это произошло?
- Вот вчера и произошло. Всё, что началось на работе - это только начало. Дальше будет только хуже!
- Марин, девочка моя, что ты такое говоришь? - Саша попытался обнять жену, она увернулась. - Ну что за глупости пришли в твою голову? Тараканы не выспались и хулиганят?
- Саша, это не шутки!
- Я не шучу. Марин, ну посмотри, сколько сейчас объявлений: ведуньи, колдуньи, маги и прочая и прочая... Возьми любую газету - куча объявлений. Когда только эта вакханалия прекратится? Им же всем надо зарабатывать, вот на таких доверчивых дурочках капиталы себе и сколачивают.
- Я думаю, что нам надо развестись, и мы с Максом вернёмся на родину.
- О, любимая, да ты  совсем с глузду съехала! Какой развод? Куда ты поедешь? У сына в следующем году выпуск. Ему скоро экзамены сдавать, поступать куда-то, а ты его в другую школу переведешь?
- Он хорошо учится, какая разница, в какой школе?
- Марина, я не хочу слушать глупости. На работе у тебя все утрясётся, а если и нет - увольняйся и сиди дома. Не создавай проблемы там, где их нет. Или просто я тебе вдруг надоел?
- Не надоел, просто...
- Просто вставай и марш кормить своих мужчин ужином, - перебив Марину, Саша встал, подал жене руку, - идём, дорогая! Хватит предаваться унынию. Я тебя не узнаю...
Остаток вечера прошёл как обычно. Марина накрыла на стол, за ужином Макс развеселил родителей рассказами о своих школьных приятелях. Марина смеялась, и Саше показалось, что он смог достучаться до жены. Всё у них нормально и так будет всегда!
***
Закрыв за Наташей дверь, Вера включила телевизор, который иногда скрашивал её вечера, болтая там о чём-то и создавая иллюзию собеседника. Вера не вслушивалась, поскольку редко в программе попадалось что-то интересное. Сплошные ток-шоу, и ощущение, что народ из одной студии переходит в другую. Как они выдерживают? Или им хорошо платят? Вряд ли.  Вера вспомнила, как она любила в детстве смотреть "Цирк зажигает огни" и "В мире животных", а ещё "В гостях у сказки". Увы, сейчас в чести другие передачи.
Вера решила навести порядок в шкафу, убрать более лёгкие вещи на антресоли - зима на носу. Пора одеваться теплее, простуды сейчас ни к чему. Под дискуссию в телевизионной студии о проблемах мигрантов в западной Европе, Вера размышляла о Наташе.
Двоюродные сестры не были близки, но всё-таки друг о друге знали многое. И  то, что сейчас Наташа так переживает, Веру скорее позабавило. Она знала, что Денис не ходок, и если стал пропадать по вечерам, то скорее всего либо на работе возникли серьезные проблемы, и он там их разгребает, либо появилась возможность выполнить халтурку, а деньги не отдаёт Наташе, чтобы позже сделать какой-то подарок жене или детям.
"Какие же мы бываем глупые, - думала Вера, - не доверяем, сердимся, а проблема выеденного яйца не стоит. Наташке так повезло с мужем, а она ревёт". Вера никогда никому не завидовала. Она искренне радовалась, когда у кого-то в жизни всё складывалось хорошо. Значит, так бывает не только в книгах и фильмах. У неё так не случилось, но и жизнь продолжается. Главное, не повторять ошибок, которые были сделаны в молодости.
Вера быстро закончила свою работу, переключила канал, начиналась комедия "Полосатый рейс".  Вот  это можно посмотреть,  смешной старый фильм с любимыми артистами.  Взяла яблоко, уселась поудобней в кресло...
***
Утром Вера проснулась с ощущением, что должно что-то произойти. Было чувство, что вот-вот и случится что-то непременно приятное. Такое изредка  случалось, но чаще это чувство угасало, забывалось... Может быть, что-то приснилось хорошее, но сны Вера помнила редко, и вот это хорошее из сна напоминает о себе? Ладно, день начинается, а там посмотрим, решила женщина. Встала, умылась, пристально посмотрела на своё отражение. "Да, не шешнадцать", вспомнила фразу из фильма, но вполне себе...  Поставила кофеварку, приготовила пару сэндвичей. Позавтракав, Вера подкрасила ресницы, губы, подмигнула  своему отражению: "Хороша". 
На работу она всегда ходила пешком, за исключением тех дней, когда погода была настолько отвратительной, что полчаса прогулки могли превратиться в вечность, и Вера вызывала такси.  Сегодня, выйдя из дому, она задохнулась от той красоты, что ждала её за порогом.  За ночь выпал снег, укутав всё вокруг белоснежным пушистым покрывалом.
Увидела бы раньше, вышла бы почистить тротуар, но... Народ уже утоптал довольно широкую дорожку. Начинается: только отдохнула от уборки листвы у своего дома, теперь будет снег...  Просто расчистить тротуар - не проблема, а вот когда по дороге пройдёт грейдер и засыплет всё вокруг грудами спрессованного  снега! Но это ещё впереди, а пока чистота и красота!
Настроение, которое с  пробуждения было приподнятым, ещё улучшилось. Давно такого подъёма Вера не чувствовала: "Эх, горы могу свернуть! Но негоже нарушать  существующий баланс в природе - пусть стоят!"
- Верунь, привет! - К Вере торопливо подошла знакомая, - на работу?
- Ну, конечно.
- А я в поликлинику. Что-то в последнее время сердце стало шалить. Надо бы кардиограмму сделать.
- Что случилось? Переживаешь, как обычно?
- А, не спрашивай! Не одно, так другое.
- Нина, надо себя беречь. Переживаниями ты никак ситуацию не исправишь, а вот на здоровье, как видишь, отражается.
Нина махнула рукой, глаза у неё были грустные.  Жила с семьёй сына, с невесткой не ладила. Частенько  случались скандалы, сын принимал сторону жены. Как-то решить вопрос с раздельным проживанием не получалось. "Хорошие мы люди, но квартирный  вопрос нас испортил", слегка перефразировала Вера  изречение Воланда.  Как всё-таки неправильно устроено современное общество.  Вера периодически задумывалась: в те времена, что уже канули в лету, но о них ещё многие вспоминают с ностальгией, было проще с жильём. Молодые специалисты получали не только направление на работу, где должны было отработать три года, но и жильём обеспечивались. Кому-то везло, и если у молодого выпускника ВУЗа был не только диплом, но и штамп в паспорте, и маленький ребёнок, могли и квартиру сразу дать... Прошли те времена. Сейчас выпускнику нужно самому трудоустраиваться, а это сделать совсем непросто, везде требуются специалисты с опытом работы. Откуда, скажите на милость, взяться опыту? А что уж про жильё говорить? Посмотришь вокруг - жильё строится, но его только купить можно. Это только депутат с высокой трибуны может заявить, что сейчас студенты могут приобрести себе пусть однокомнатную, но собственную квартиру, а не жить в общежитиях с сомнительными соседями.  Похоже, в том мире совсем потерялась связь с действительностью...  Купить можно... "Где деньги, Зин?"
- Ладно, Верунь, я пришла. Знаешь, иногда думаю, вот бы какой инфаркт, всем бы проще стало.
- Нина, ну что ты такое говоришь? Не гневи Бога. Проще не станет, особенно тебе. Поэтому береги себя!
- Давай, Вер, пока, - Нина свернула к поликлинике, а Вера пошла дальше в одиночестве. Еще несколько минут, и она на работе. 
***
Вера вошла в офис. Здесь её ждал неприятный сюрприз.  Из сотрудников отдела в это утро на работу, кроме Веры пришла только Ольга, дама пенсионного возраста. С ней отношения у Веры не сложились изначально. Вздорная, не умеющая держать своё мнение при себе, обладающая даром на пустом месте устроить скандал.  А ещё трое сотрудниц ушли на больничный. Не удивительно. Время гриппозное.  Долго все держались, но отвратительная погода, стоявшая несколько дней подряд, и холод в помещении сыграли свою роль.  Вера огорчилась. С этой грымзой провести целый день, да и не один...  Сколько дней девчата проведут на больничном? Ну делать нечего, нужно приниматься за работу. Конец года, подведение итогов, бумаги, бумаги...
- Вера, ну вот что это такое? Мы что, вдвоём будем тащить весь воз?
- Ну, Ольга Сергеевна, отчего же весь воз? И какие варианты? Заболеть может каждый.
- Уж очень подозрительно как-то. Будто сговорились, прям вот так в один день...
- Ой, Ольга Сергеевна, какой договор. Сидим рядом, одна чихнула, вторая подхватила. Зачем нагнетать? Давайте работать.
Вера углубилась в составление графиков.   Продолжать разговор ей не хотелось, и общение со скандалисткой было неприятно. Во время обеденного перерыва  та снова попыталась поговорить с Верой, но она, сославшись на большой объем работы, быстро поела, выпила чашку чая и  снова занялась работой. Лучше уж так, чем никчемные  разговоры.
Когда пришло время собираться домой, от утреннего приподнятого  настроения не осталось и следа.  Навалилась усталость, хотелось поскорее  вернуться домой. А впереди еще дней пять, как минимум, в такой атмосфере...  Радовала только погода, падал лёгкий пушистый снег, такой, как  Вера любила с детства. И постепенно, приближаясь к дому, Вера почувствовала, что напряженность уходит, уступая место зыбкому чувству радости. 
***
Саша зря надеялся, что у Марины случился временный приступ отвратительного настроения на фоне "общения" с какой-то шарлатанкой - старицей.  Марину стало трудно узнать - ещё недавно смешливая, добрая с друзьями, нежная со своими близкими, она стала замкнутой, молчаливой. Улыбка давно появлялась на её лице.  Губы всегда плотно сжаты. Лоб нахмурен.  Саша недоумевал - на глазах его любимая превращалась в старуху.  С Максимом они пытались растормошить, развеселить её, но все попытки с треском проваливались.  Жизнь стала превращаться в ад. Домой возвращаться не хотелось, но Саша чувствовал, что Максим не готов принять такие мамины изменения  и мальчишке нужна помощь.
Марина часто стала пропадать по вечерам, да и выходные дни исчезала из дома. Возвращалась всегда хмурой и разговаривать с домочадцами не хотела.  Она успевала содержать квартиру в чистоте, в холодильнике  всегда были продукты. Вот только то, что она готовила, стало каким-то пресным, чувствовалось, что готовит без любви, только по необходимости.
Максим  учился хорошо,  занимался самбо, на соревнованиях не раз оказывался на пьедестале среди победителей.  А вот друзья к нему заходили только тогда, когда Марины не было дома. Уж очень неприветливой стала мама друга...   Такой  стала жизнь на долгий год, показавшийся Александру вечностью.  Максим готовился сдавать экзамены в школе, поступать в военное училище. Для него это желание было естественным. Юноше хотелось пойти по стопам отца, его воспитавшего. Своего он почти не помнил. Какие-то смутные детские ощущения иногда воскресали при рассматривании фотографий в старом семейном альбоме. Казалось,  он помнит вот эту прогулку в парке, вот они с папой на карусели, оба хохочут.  А вот во дворе дома стоят с соседями, рядом с Максимом маленькая Викуля. Вредная, капризная девчонка из соседней квартиры.   Она тогда стукнула исподтишка Максима, он заревел, папа взял его на руки, сказал, что нельзя так, ведь он мужчина. А если мужчине больно?
Школа окончена, позади экзамены, сданные успешно.  На выпускной вечер родители пошли вдвоём, и Марина попыталась не испортить настроение сыну и мужу, но удавалось ей это с большим трудом.  Тёплые слова сказала Максиму директриса, вручая аттестат.  Достойный сын достойных родителей,  спортсмен, активный участник школьных мероприятий. У неё не было сомнений в том, что Максим осуществит свою мечту и станет офицером.
Так и случилось. Вступительные экзамены Максим сдал с лёгкостью. Началась новая, курсантская жизнь вдали от родителей.  А в доме родителей поселилась тоска. Марина практически перестала  общаться с мужем.  Он поселился в комнате сына. Питался в офицерской столовой, в выходные старался уходить  из дома.  В длительные  командировки соглашался  ездить с удовольствием.  Так потянулись год за годом. 
Максим приезжал домой, видел, что семья распадается. Пытался говорить с Мариной, но достучаться до неё было невозможно.  Молодой человек расстраивался, но армейская закалка помогала принять всё происходящее. Последний зимний отпуск преподнёс ему неприятный сюрприз.  Приехал домой и был поставлен мамой перед фактом: она уходит в монастырь, это решение окончательное и ничто и никто  её не заставит изменить решение.  Вечером вернулся со службы отец, мужчины обнялись. Максим очень возмужал. Александр  по-настоящему был рад за сына. Хороший будет офицер. Достойная смена. Сам он собирался оставить службу.  Выслуги для выхода в отставку хватало с лихвой.  Посидели за столом, немного выпили, а потом долго разговаривали. Им категорически не нравилось происходящее в семье, но уже было совершенно ясно - ничего не изменить.  Всё хорошее осталось в прошлом.
- Максим, ты же помнишь тот вечер, когда мама в первый раз пришла из ДК будто чужая?
- Конечно, помню. Пап, у меня до сих пор не укладывается в голове, как такое могло произойти. Будто  зомбировали её там.
- Сколько я ни старался до неё достучаться, и друзья наши общие пытались с ней разговаривать.
- Я знаю, пап. Я тоже говорил с ней. Всё бесполезно. Я так её люблю, мне её безумно жаль, но просто выхода я не вижу. Надо принять её решение.
- Сын, имей в виду, на меня ты можешь всегда рассчитывать. Я остаюсь твоим отцом. Ты мой самый близкий человек. Так будет всегда.
- Папка, спасибо тебе! Я тоже хочу знать, что у меня есть отец. Ты мне стал родным, а когда вот такая история с мамой...  Да, я уже совсем взрослый, но мне так необходимо знать, что есть вы.
- Максим, не тревожься.  Так будет всегда. Я думаю, что и мама, даже если уйдет в монастырь, не откажется от встреч с тобой. Не станет же она затворницей, а тебя она любит, в этом не сомневайся. Ох, как же всё случилось ... не правильно. Нам бы сейчас радоваться  - ты вон какой стал! Красавец, скоро отправишься  служить, а там и женишься. Внуков бы ждать. Пока так и не решился? Неужто, девушки так и нет?
- Пока не сложилось. Ты ведь тоже не в училище женился.
- Как говорят, от судьбы не уйдешь. Даже если попадёшь в Богом забытый уголок, и это не показатель. Встретишь свою любовь... может быть, завтра, как только выйдешь из подъезда. Жизнь - штука непредсказуемая.
- Пап, а ты? Ты, правда, решил увольняться? И чем заниматься будешь?
- Пока не знаю, чем буду заниматься. Сначала уволиться надо. Но с этим тоже чуть подожду. Хочу к тебе на выпускной приехать, не пенсионером, - Александр улыбнулся сыну. - Я и отпуск запланировал. А дальше будет видно.
- Здорово! Батя, какой ты у меня! Я тобой горжусь!
Мужчины засиделись далеко за полночь. Утром Александру не идти на службу, воскресенье. Можно подольше поспать. Максим рассказывал о предстоящей практике в войсках, подготовке к защите диплома. Совсем  недолго осталось носить курсантские погоны.  Скоро молодые лейтенанты разлетятся по всей России. Саша вспоминал свой выпуск. Кажется,  всё было вчера, а столько лет минуло. Давно носил он  подполковничьи погоны, но новая должность обошла стороной. Стать полковником уже не суждено.
Утром Саша вышел из комнаты, и понял, что Марины дома нет. В прихожей не было её верхней одежды, не было и домашних тапочек. Он заглянул в её комнату. На тумбочке белел листок. "Максим, прости, сынок. Не стала тебя будить. Долгие проводы - лишние слёзы. Я всё решила. Из квартиры выписалась, самое необходимое взяла. Я тебе напишу позже. Береги себя!" Вот, значит, как... Мужу ни слова. На душе стало тоскливо.
Максим спал. Называется, приехал в отпуск, а мама за порог.  Саша умылся, вышел на кухню. И здесь на столе лежал лист бумаги. Заявление в ЗАГС на расторжение брака, подписанное Мариной, и даже заверенное нотариусом. Подготовилась. Ну что ж, значит, надо привыкать к новым реалиям.
                ***
Вера подходила к дому, когда в сумке зазвенел телефон. Расстегнула молнию, достала телефон. Номер незнакомый. Снова предложение от банка, чертыхнулась Вера, но ответила:
- Слушаю вас.
- Здравствуйте, Вера. Это Александр. Помните такого?
- Здравствуйте, Александр. Помню.
- Вера, вы меня извините, не звонил так долго. Если помните, я вызвался вас подвезти, потому что у меня сорвалась встреча, и было свободное время? Так вот, встреча всё-таки состоялась. Мне предложили интересную работу, и на две недели я уехал на своеобразную учёбу. Вот только вчера вернулся. Сегодня уже вышел на новую работу.
- Что ж, очень хорошо. Я рада за вас.
- Мне кажется, вы сердитесь на меня за молчание.
- Нет, Александр, совсем нет. Немного устала на работе. У нас несколько человек заболели, а  заданный объём нужно выполнять, так что...
- Вера, а если вы сейчас немного отдохнёте, я заеду за вами и мы съездим в ресторан, поужинаем и немного отпразднуем начало моей новой жизни?
- Неожиданно... А впрочем,  Александр, я согласна. Приезжайте!
Вера поспешила войти в дом. Нужно быстро стряхнуть с себя усталость и переодеться. Давненько она в ресторанах не была, поводов не было, да и не с кем. А одна она не любила куда-то выходить, чтобы просто поужинать. "Одинокая женщина желает познакомиться" и "Я стою у ресторана - замуж поздно, сдохнуть рано", почему-то вспомнилось Вере. "А раз приглашает приятный мужчина, что ж не пойти?"   Но не успела она снять пальто, как снова подал голос телефон.
- Верунь, привет, - раздался звенящий голос Наташи. - Верочка, как же ты была права. Пришёл Денис и показал мне путёвки. Вер, мы на Новый год всей семьёй летим в Таиланд!
- Ну вот, а я тебе что говорила? Денис у тебя - золото. Наташа, ты меня прости, сейчас поговорить не сможем.  Я в ресторан собираюсь.
- Вау,  сестрёнка, это то, что я думаю? У тебя кто-то появился?
- Посмотрим, Наташ....  Ты извини, времени совсем нет. Сейчас за мной должны заехать, а я только что пришла с работы.
- Хорошо, сестричка, собирайся. Вот увидишь, Вер,  у  тебя всё начнёт меняться в лучшую сторону.
- А я это поняла в тот момент, когда решила приобрести натюрморт, - Вера засмеялась и положила трубку...




Рецензии