Настойчивость

                "Для такого характера и сатана — не пугало". (народная пословица)

   В кабинете директора школы шла оживлённая беседа. В основном говорил хозяин кабинета. Человек не молодой, среднего роста, небольшой полноты, в очках, опущенных к носу с характерной горбинкой, пухлыми губами и волосами тёмными с проседью, расчёсанными для прикрытия появившейся плеши на макушке.
   
   Перед директором, напротив приставного стола для посетителей, стояли двое юношей, лет семнадцати-восемнадцати.

   Один, повыше своего товарища, с причёской под бокс, был не терпелив, и, иногда, вступал в полемику, не дождавшись паузы в разговоре начальника. Его звали Юркой.

   Второго, с каштановыми волосами, зачёсанными набок, с глазами дружелюбного, не унывающего человека, Витькой.

   - Я, только что недавно, дней десять назад, по вашей просьбе, дорогие мои мальчики, зачислил вас в школу, которая находится не в вашем микрорайоне, - убедительно говорил директор. – Я допустил нарушение правил комплектования школы. Вам выпала высокая честь учиться в одной из лучших школ Ленинграда.

   - Но, обстоятельства изменились, - вступил в разговор Юрка.

   - Не перебивайте меня, молодой человек, изменив интонацию, продолжил руководитель школы. Вы, вчера связавшие жизнь с армией, ставшие организованными, дисциплинированными людьми, принесёте большую пользу десятому «Д» классу.
   Принимая вас в свою школу, я предполагал, что вы поможете классному руководителю поднять на высокий уровень дисциплину, организованность учеников.

   Собеседники внимательно слушали его слова. Юрке не терпелось вступить снова в разговор. Но, переминаясь с ноги на ногу, он заставлял себя молчать. Витька смотрел на директора с еле заметной улыбкой.

   - Ты, Аверин, - директор посмотрел на Юрку, и сделал, правой рукой, жест в его сторону. – Закончишь нашу школу с золотой медалью.

   Тут, терпение слушать молча старшего товарища, у Юрки закончилось. - Нет, - он прервал монолог директора, - я не хочу золотую медаль! Она мне не нужна,- страстно, с возмущением, в повышенном тоне говорил мальчишка.

   - Ты что? – Громко ответил директор, - золотая медаль не нужна! Она даст тебе право поступить в любой институт без экзаменов.

   - Я не пойду в любой вуз! Пойду в военное лётное училище! – Распалился ученик. – Там, главное, здоровье! Я не буду переутомляться в учёбе. Нужно учиться так, чтобы, и не плохо, и не испортить зрение.

   Витька молчал. Кивал головой, показывая своё согласие со словами товарища.

   - Ладно, хватить базарить! - Громко прервал выступление ученика директор школы. – Вы, кроме того, еще не имеете права решать без родителей, где вам учиться.

   - Родители знают. – Тихо произнёс Витька.

   - Заканчиваем разговор. Будете учиться в моей школе!

   - Но, Вам, товарищ директор, мы объяснили, что хотим перейти в ту школу, в которой работают учителя ликвидированной спецшколы. Они нас знают. Мы учащиеся выпускного класса. С ними нам будет лучше, чем учиться в Вашей отличной, но не знакомой нам, школе. – Убеждал директора Юрка, раскрасневшийся от напряжённого разговора.

   - Всё! Беседа закончена. Выходите из кабинета, идите домой, и делайте уроки.

   - Вы не имеете права! – Поворачиваясь к выходу, уверенным голосом произнёс Юрка.
 
   - Возможно, - при выходе из кабинета услышали мальчишки, спокойный голос директора, - если будет распоряжение начальника районо, документы выдам.

   Ведя полемику с директором школы, мальчишки лукавили. До перевода в эту среднюю школу, они знали об образовании городской школы на базе ликвидированной спец школы Военно – Воздушных Сил. Кроме того, Юрке приходило по почте приглашение в школу с прежним учительским составом спецшколы.

   Но, ребята решили заканчивать среднее образование в нейтральной школе от их микрорайонов.

   Первого сентября, после школьной линейки, они разочаровались в выборе школы. Произошло это на первом же уроке в десятом Д классе. Они заняли последнюю парту во втором ряду от окна.
   
   Прозвенел второй звонок, после которого учителя должны входить в классы. Мальчишки сидели за партой, разговаривали. Не увидели, что в класс вошла учительница, и ученики класса встали.

   Прежде, спецшкольники вставали при входе учителя в класс по команде дежурного по взводу: «Встать!» И, тут, совершенно не настраиваясь на ожидание входа в класс учителя, не смотрели на дверь, продолжая беседу.

   - А что это за молодые люди в классе, которые сидят, и не встают при входе учительницы?  - От голоса, донёсшегося от учительского стола, в притихшем классе, мальчишки вскочили, как ошпаренные.

   Они увидели у классной доски женщину в голубой блузке и такой же юбке. Она была настолько низка ростом, что пока ребята не встали, не могли видеть её.
 
   - Кто вы, молодые люди? – Обратилась она к новичкам. – Что за школа была у вас, которая не научила относиться к учителям с уважением? Почему вы не встали, когда я вошла в класс?

   Ребята были не готовы к такому началу их учёбы в новой школе. - Извините, пожалуйста, - ответил Витька, - мы не увидели Вас.

   Учительница, видимо, восприняв его ответ обидным, в котором ученик имел в виду низкий её рост, тут же, продолжила, - выходите к доске, юноша, сейчас мы познакомимся!
 
   Витька, медленно, не смело, опустив голову, считая себя виноватым, направился к столу учительницы.

   Двое бывших спецшкольников не посмотрели расписание уроков, спешили после линейки зайти в класс первыми, чтобы занять заднюю парту. Не знали, какой предмет должен быть на первом уроке. Когда учительница перешла на немецкий разговор, они поняли, что первый урок немецкого языка.

   Она говорила быстро и долго, обращаясь только к Витьке. Он смотрел на неё не понимающим жалким взглядом. Из её монолога, он, как и его друг Юрка, не понял о чём она долго говорила.
 
   Учительница не учитывала, что первое сентября в представлении Витьки, день знакомства со школой, учениками класса, раскачка после лета. Она, упёршись ненавистным взглядом, как казалось Витьке, и Юрке, в глаза Витьки, закончив длинный монолог, ждала от него такого же длинного ответа на немецком языке.

   Ответа не последовало. Витька стоял молча, опустив глаза в пол. В классе воцарилась абсолютная тишина.

   Учительница перешла на русский язык. – Плохо молодой человек! Как твоя фамилия? Услышав ответ, раскрыла классный журнал, и напротив его фамилии появилась первая оценка в разделе журнала – немецкий язык.

   - Садись, и учи немецкий язык! – Строго сказала она. Витька поплёлся, с опущенной головой к своей парте, а она продолжила, глядя в сторону последней парты второго ряда, - Вы, молодой человек, готовьтесь. На следующем уроке будете отвечать первым!

   Юрка понял, что это относится к нему.

   В этот же день Юрка был на парашютных прыжках в авиаспортклубе. На аэродроме встретил двоих товарищей, которые продолжили учёбу во вновь образованной школе.
Обменялись впечатлениями о первом дне нового учебного года. Товарищи рассказали, что в классах пока нет классных журналов. Идёт только формирование классов. Первый день учёбы в двух школах не сравним. - Какие оценки первого сентября? Не смеши! – Хохотали они.

   Тут Юрка понял, что ошибся в выборе школы, и заманил с собой Витьку. – Нужно, немедля, забирать документы и идти в эту школу, где прежние учителя и знакомые ученики.
 
   Выполнив парашютный прыжок, Юрка поехал к Витьке домой. Рассказал о встрече с товарищами. Они твёрдо решили переводиться в школу, которая образована на базе спецшколы.

   Выйдя из кабинета директора школы, оба были в подавленном настроении. Юрка вспомнил слова директора, услышанные при их выходе из кабинета.

   – Не отчаивайся Витя! – Улыбаясь проговорил он. – Районо! Вот наше спасение! Не случайно о нём сказал директор школы. Он понимает, что мы – выпускники школы имеем право перейти в школу с прежними нашими учителями. Директор побоялся, что мы будем жаловаться на него.

   Мысль Юрки заинтересовала Витьку, - точно! Но, где это районо? Можно спросить у секретаря директора школы, - предложил он Юрке.

   - Нет! Эта женщина может не сказать. Позвоним из автомата по ноль девять! – Твёрдо ответил тот.

   Узнав адрес районо, решили идти туда сразу же. Районный отдел образования находился на Невском, недалеко от Витькиного дома.

   - Сходим в районо, а оттуда пойдём ко мне, - рассуждал Витька, - у меня поедим. Мама что – то всегда оставляет, чтобы обедал, приходя из школы.

   Через полчаса они были в районо. Нашли кабинет начальника районо. На дверях была табличка с указанием дней и часов приёма по личным вопросам.

   - Сегодня не приёмный день, - огорчённо произнёс Витька.

   - Ну, и что? Пока дождёмся приёмного дня, немка нам успеет поставить по двойке! Нельзя ждать! – Уверенно ответил Юрка.

   Мальчишки отошли от двери к окну, шушукаясь о дальнейших действиях.
Неожиданно дверь кабинета распахнулась, из него вышла женщина красиво одетая, с уложенными, по-особому, волосами.

   - Наверное, она секретарь. Нужно заходить к председатеюь, думаю, он  один. – Предложил Юрка.

   Ребята отворили дверь. Перед их глазами оказался стол с пишущей машинкой, бумагами на столе и телефон. Вдоль стен стояли стулья. Сбоку была вторая дверь.
 
   Ребята поняли, что они в приёмной начальника районо. Секретарь вышла. Что им представился удачный момент зайти к начальнику. Юрка постучал в дверь, не дожидаясь разрешения, открыл её.

   - Здравствуйте! Разрешите войти? – Громко сказал Юрка, входя в кабинет. За ним, вплотную, прошмыгнул Витька.

   За столом сидел мужчина в сером костюме, и сером галстуке на белой рубашке. Он, как заметили ребята, выглядел моложе директора школы, был худощав и без очков.

   Не мешкая Витька, тут же представился, ошеломив мужчину внезапностью. Тому, ничего не оставалось сделать, как предложить подойти к столу. В нём проснулось любопытство к посетителям.

   - Слушаю вас ребята. – Осматривая мальчишек, сказал начальник районо.

   Рассказывать историю о ликвидации спецшколы, о поступлении в школу, из которой они хотят перевестись в другую школу, начал Юрка. Витька, иногда поддакивал, подтверждая рассказ друга.

   Начальник слушал ребят внимательно, не перебивая. Когда Юрка закончил рассказ, он молчал секунд десять. В кабинете была тишина. Был слышен ход больших напольных часов в деревянном футляре, стоящих в углу, слева от стола руководителя.

   - Вопрос сложный. Я должен обсудить с директором. – Тихо сказал мужчина и потянулся к телефону.

   Во время разговора двух представителей народного образования, ребята стояли молча, с тревогой ожидания получения отказа.

   Как говорится, что ожидаешь, то, и получаешь. Начальник положил трубку на телефонный аппарат, и начал убеждать ребят в необходимости окончания выпускного класса, именно, только в этой школе, лучшей, по всем показателям, в районе.

   Ребята представили свои аргументы необходимости отдать им личные дела для перехода во вновь образованную школу в Московском районе.

   Начальник районо был не сговорчив. – Указание на выдачу вам личных дел, я не дам. Успокойтесь, и, продолжайте учёбу в этой школе. – Спокойно заключил он.

   Мальчишкам, ничего не оставалось делать, как только покинуть кабинет. Выйдя в приёмную, увидели за столом даму, отсутствием которой воспользовались мальчишки.

   Ни чего себе! – Удивилась она, - как это вы успели проскочить без меня в кабинет Сергея Ивановича? Ребята, расстроенные итогом встречи с ним, вышли молча.

   Первым заговорил Витька. – Плохи наши дела. Придётся учиться здесь с большим напрягом.

   Юрка, насупившись молчал. На его лице был нарисован мученический поиск выхода из сложившейся ситуации.

   Ребята вышли на улицу. – Ну, что? Пойдём, Юра, ко мне обедать!

   Юрка посмотрел на свои наручные часы Победа. Был пятый час.

   - У нас есть шанс! – Громко произнёс Юрка. – Сейчас пятнадцать мину пятого. Наверное, гороно работает до восемнадцати. У нас есть, почти два часа времени. Витька внимательно слушал товарища, забыв об обеде.
 
   - По ноль девять узнаем адрес гороно, - произнёс Юрка. – Нам ждать нечего. За нас хлопотать некому. Ясно одно, что нужно забрать документы, и сдать их в нашу школу. Идём по инстанции. Сейчас же поедем в гороно. Должны же нас, в конце - концов, понять руководители образования!

   Они вышли на Невский проспект. Город жил обычной жизнью, и не было никому дела до десятиклассников, решивших поменять школу. На глаза попалась будка с телефоном - автоматом.

   Через десять минут после выхода из зданий районо, ребята ехали в троллейбусе на Исаакиевскую площадь, в её районе располагался городской отдел народного образования.

   Нужное здание нашли быстро. В приёмной начальника гороно объяснили секретарю срочность решения вопроса. Через десять минут их принял главный начальник по организации образования в Ленинграде.

   Это был то же мужчина, как и его подчинённый районного звена. Ребятам представилось, что он по возрасту старше предыдущих двух руководителей, к которым обращались школьники.

   Он был высокого роста, с тёмными волосами, зачёсанными назад, в чёрном костюме, белой рубашке с синим галстуком. В глазах был блеск, располагающий к общению с ним.

   Он предложил сесть за стол, приставленный к его рабочему столу. На нём не было разбросанных бумаг. Перед ним лежала открытая толстая тетрадь. Руководитель молча, внимательно рассматривал собеседников. В нем проснулся интерес к делу мальчишек.

   Улыбнувшись, обратился к неожиданным молодым посетителям. – Какой, такой сложный вопрос привёл вас ко мне? Секретарь доложила, что вы были на приёме, и у директора школы, и у начальника отдела народного образования по месту вашей школы.

   Первым начал излагать не решаемый вопрос Юрка. Он рассказывал известную историю подробно. Иногда в разговор, с добавлениями, вступал Витька. Руководитель городского отдела делал короткие пометки в тетради, лежащей перед ним.

   После окончания рассказа мальчишек, мужчина распрямился, отложив ручку.
- Я понял вас ребята. Знаю об организации школы номер триста шестьдесят два в Московском районе. К сожалению, события ликвидации спецшколы, в которой учились вы, и преобразование её в обычную городскую школу, развернулись недавно. Это, в настоящее время, наша головная боль. Мы должны в короткое время решить много важных проблем, чтобы новая школа заработала с высоким качеством.

   Любой школе нужны дисциплинированные, старательные ученики. Школа должна помочь своим выпускникам выбрать жизненный путь. Вы, его уже выбрали. Путь в небо! Трудный путь к сложной и опасной профессии.  Считаю, что мы, руководители образования, должны создать условия, нужные вам, для свершения необычной мечты.

   Ребята сидели молча, ловя каждое слово руководителя. В сознании мальчишек затеплился маленький огонёк надежды положительного решения вопроса.

   Начальник, тихим голосом, спокойно продолжил, - дам указание выдать вам документы, чтобы вы перешли в свою школу, теперь, триста шестьдесят вторую Ленинградскую школу Московского районеа.

   Он попросил секретаря принести бланк со штампом городского отдела образования, и начал на нём писать. Ребята сидели молча в ожидании, как догадались они, письменного указания директору школы.

   Мужчина встал, мальчишки поднялись со своих мест. Он протянул Юрке лист, на котором писал.

   - Большое спасибо! – Громко сказали оба ученика.

   - Переходите в триста шестьдесят вторую школу. Я желаю вам осуществления мечты!

   Мальчишки с радостью вышли из здания. Юрка читал документ Витьке. – Прошу Вас, Сергей Семёнович, выдать личные дела ученикам 10 д класса: Юрию Аверину и Виктору Метёлкину на руки, для перехода в 362 среднюю школу Московского района. Начальник городского отдела образования города Ленинграда, подпись была не разборчива.

   Юрка посмотрел на часы, и положил драгоценный лист в портфель. – Сейчас двадцать пять минут шестого. Давай поедем к директору школы. Может быть застанем его? – Предложил Витьке.
   
   Ребята радостные бежали на остановку троллейбуса.

   Директор был в кабинете. Юрка протянул ему важный документ. Директор прочитал молча. В уголках его губ была заметна скрытая улыбка радости за ребят, проявивших настойчивость в решении их личной проблемы.
                Б. Аверин
                24.12.21.

 



 


Рецензии
Замечательно!
Отлично!
Прочел с удовольствием и не спеша. По ходу чтения, почувствовал себя
в среде происходивших событий! Читал, переживал, возвращался, читал
повторно.
Именно таким образом решались в нашей жизни наши же проблемы, поскольку,
мы сами были твердыми в характере, настойчиво шли мы к свой цели! Вот вам образы
советского человека - целенаправленного, пробивного!
Спасибо, автор, за прекрасное повествование!

Тофик Гасанов   01.01.2022 21:01     Заявить о нарушении