Лорейн Бойтнер. Стойкость святых

СТОЙКОСТЬ СВЯТЫХ
Лорейн Бойтнер (1932)

1. Изложение доктрины
 
О стойкости святых говорится в Вестминстерское исповедание в следующих словах: “Те, кого Бог принял в Своем Возлюбленном, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут ни полностью, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но непременно упорствуют в нем до конца, и обретут жизнь вечную” (ВИВ 17.1). Или, другими словами, мы считаем, что те, кто однажды стали истинными христианами, не могут полностью отпасть и погибнуть,  что, хотя они могут впадать в грех, временно, они в конечном итоге должны будут вернуться и спастись.
Эта доктрина не стоит особняком, но является необходимой частью кальвинистской системы богословия. Доктрины избрания и действенной благодати логически подразумевают определенное спасение тех, кто получает эти благословения. Если Бог абсолютно и безоговорочно избрал людей для вечной жизни и если Его Дух действенно применяет к ним преимущества искупления, неизбежный вывод состоит в том, что эти люди будут спасены. И исторически сложилось так, что этой доктрины придерживались все кальвинисты и ее отрицали практически все арминиане.
У тех, кто бежал к Иисусу за убежищем, есть прочное основание, на котором можно строить. Хотя потоки заблуждений затопят землю, хотя сатана поднимет против них все силы земли и все беззакония их собственных сердец, они никогда не потерпят неудачу; но, упорствуя до конца, они унаследуют те обители, которые были уготованы им от основания мира. Святые на небесах счастливее, но не в большей безопасности, чем истинные верующие здесь, в этом мире. Поскольку вера и покаяние являются дарами Божьими, дарование этих даров является откровением Божьего замысла спасти тех, кому они даны. Это свидетельство того, что Бог предопределил, чтобы получившие эти дары соответствовали образу Его Сына, то есть были подобны Ему по характеру, судьбе и славе, и что Он безошибочно выполнит Свое предназначение. Никто не может вырвать их у Него из рук. Те, кто однажды стали истинными христианами, имеют в себе принцип вечной жизни, принципом которой является Святой Дух; и поскольку Святой Дух обитает в них, они уже потенциально святы. Правда, они все еще подвергаются многим испытаниям, и они еще не видят, какими они будут, но они должны знать, что то, что в них начато, будет завершено до конца, и что само присутствие борьбы внутри них является признаком жизни и обещанием победы.
Что касается тех, кто становится истинными христианами, но которые, как утверждают арминиане, отпадают, почему Бог не забирает их из мира, пока они находятся в спасенном состоянии? Конечно, никто не скажет, что это потому, что Он не может, или что это потому, что Он не предвидит их будущего отступничества. Почему же тогда Он оставляет здесь эти объекты Своей любви, чтобы снова впасть в грех и погибнуть? Его дар продолжения жизни этим христианам равносилен бесконечному проклятию, наложенному на них. Но кто действительно может поверить, что Небесный Отец не заботится о Своих детях лучше, чем так? Это ошибочное учение арминиан учит, что человек может быть сыном Божьим сегодня и сыном дьявола завтра, что он может переходить из одного состояния в другое так же быстро, как он меняет свое мнение. Оно учит, что он может быть рожден от Духа, оправдан, освящен, почти прославлен, и что даже тогда он может стать нечестивым и погибнуть навечно, его собственная воля и образ поведения являются определяющим фактором. Конечно, суверенный любящий Бог не позволил бы Своим искупленным детям таким образом отпасть и погибнуть.
В дополнение к этому, если Бог знает, что некий христианин взбунтуется и погибнет, может ли Он любить его с какой-либо глубокой привязанностью даже до его отступничества? Если бы мы знали, что кто-то, кто является нашим другом сегодня, станет нашим врагом и предаст нас завтра, мы не смогли бы принять его с той близостью и доверием, которые в противном случае были бы естественными. Наше знание о его будущих деяниях в значительной степени разрушило бы нашу нынешнюю любовь к нему.
Никто не отрицает, что искупленные на небесах будут сохранены в святости. И все же, если Бог способен сохранить Своих святых на небесах, не нарушая их свободы воли, не может ли Он также сохранить Своих святых на земле, не нарушая их свободы воли?
Характер изменений, происходящих при возрождении, является достаточной гарантией того, что переданная жизнь будет постоянной. Возрождение - это радикальное и сверхъестественное изменение внутренней природы, благодаря которому душа становится духовно живой, а новая жизнь, которая внедряется в нее, бессмертна. И поскольку это изменение внутренней природы, оно происходит в сфере, которую человек не контролирует. Ни одно творение не имеет права изменять фундаментальные принципы своей природы, ибо это прерогатива Бога как Творца. Следовательно, ничто, кроме другого сверхъестественного деяния Бога, не могло обратить вспять это изменение и привести к потере новой жизни. Рожденный свыше христианин не может потерять свое сыновство Небесному Отцу так же, как земной сын не может потерять свое сыновство земному отцу. Идея о том, что христианин может отпасть и погибнуть, возникает из неправильного представления о принципе духовной жизни, который передается душе при возрождении.

2. Стойкость зависит не от дел, но от Божьей милости

Павел учит, что верующие находятся не под законом, а под благодатью, и что, поскольку они не находятся под законом, они не могут быть осуждены за нарушение закона. ” Вы не под законом, но под благодатью" (Рим. 6:14). Дальнейший грех никак не может привести к их падению, поскольку они находятся под системой благодати и с ними обращаются не по их заслугам. “Если это по благодати, то это уже не дела; иначе благодать уже не благодать” (Рим. 11:6). “Закон производит гнев; но где нет закона, там нет и преступления” (Рим. 4:15). “Вне закона грех мертв” (то есть там, где закон отменен, грех больше не может подвергать человека наказанию) (Рим. 7:8). “Вы стали мертвыми для закона через тело Христово” (Рим. 7:4). Тот, кто пытается заслужить хотя бы малую часть своего спасения делами, становится “должником исполнять весь закон” (то есть проявлять совершенное послушание своими силами и таким образом заслужить свое спасение) (Гал. 5:8). Здесь мы имеем дело с двумя радикально различными системами спасения, двумя схемами, которые, по сути, диаметрально противоположны друг другу.
Бесконечная, таинственная, вечная любовь Бога к Своему народу является гарантией того, что этот народ никогда не может быть потерян. Эта любовь не подвержена колебаниям, но так же неизменна, как и Его существо. Она также безвозмездна и удерживает нас быстрее, чем мы ее. Она основана не на привлекательности своих объектов. “В этом любовь, не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он возлюбил нас и послал Своего Сына, чтобы умилостивить за наши грехи” (I Иоан.4:10). “Бог воздает должное Своей любви к нам в том, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас. Гораздо больше тогда, будучи теперь оправданы Его кровью, мы будем спасены от гнева Божьего через Него. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Его Сына, то тем более, примирившись, мы будем спасены Его жизнью” (Рим. 5:8-10). Здесь подчеркивается тот самый момент, что наше положение перед Богом не основано на наших заслугах. Именно “когда мы были врагами”, мы были приведены в духовную жизнь по суверенной благодати; и если Он сделал большее, не сделает ли Он меньшего? Автор Послания к Евреям также учит, что невозможно, чтобы один из избранных Богом был потерян, когда он говорит, что Христос является одновременно “Автором и Совершителем нашей веры”. Так нас учат, что весь путь нашего спасения замыслен Богом и управляется Им. Ни благодать Божья, ни ее продолжение не даются в соответствии с нашими заслугами. Следовательно, если бы какой-либо христианин отпал, это было бы потому, что Бог отнял Свою благодать и изменил Свой метод - или, другими словами, потому что Он вернул человека под систему закона.
Роберт Л. Дабни очень умело выразил эту истину в следующем абзаце: "Суверенная и незаслуженная любовь является причиной действенного призвания верующего (Иер. 31:3; Рим. 8:30). Теперь, поскольку причина неизменна, следствие тоже неизменно. Этот эффект заключается в постоянном сообщении благодати верующему, в котором Бог начал доброе дело. Бога не побуждало в первую очередь даровать Свою обновляющую благодать что-либо, что Он видел, как достойное или привлекательное, в кающемся грешнике; и поэтому последующее отсутствие в нем всего хорошего не было бы для Бога новым мотивом для лишения Его благодати. Когда Он впервые даровал эту благодать, Он знал, что грешник, которому Он даровал ее, был полностью развращен и  только ненавидел в себе Божественную святость; и поэтому ни один новый случай неблагодарности или неверности, в которых грешник может стать виновным после своего обращения, не может быть каким-либо поводом для Бога, чтобы изменить Свое мнение и полностью лишить Его поддерживающей благодати. Бог и раньше знал всю эту неблагодарность. Он накажет его, временно отстранив Своего Святого Духа или Свои провиденциальные милости; но если Он с самого начала не собирался мириться с этим и прощать это во Христе, Он бы сначала не призвал грешника Своей благодатью. Одним словом, причины, по которым Бог решил даровать Свою избранную любовь грешнику, полностью в Боге, а вовсе не в верующем; и, следовательно, ничто в сердце или поведении верующего не может окончательно изменить эту цель любви. (Ис. 54:10; Рим. 11:29. Внимательно сравните Рим. 5:8-10; 8:32 со всем текстом Рим 8 от ст. 28 до конца. Этот знаменитый отрывок является лишь аргументом в пользу нашего утверждения: "Что отделит нас от любви Христовой?" (Theology. P.690).
Доктор Чарльз Ходж говорит": Божья любовь в этом отношении, говорит, сравнивается с родительской любовью. Мать не любит своего ребенка, потому что он прекрасен. Ее любовь заставляет ее делать все возможное, чтобы сделать его привлекательным и сохранить его таким. Таким образом, любовь Божья, будучи подобным же образом таинственной, ничем не объяснимой в своих предметах, гарантирует, что Он украсит Своих детей милостями Своего Духа и оденет их во всю красоту святости. Только прискорбная ошибка в том, что Бог любит нас за нашу доброту, может привести любого к предположению, что Его любовь зависит от нашей самодостаточной привлекательности" (ST 3.112).
Относительно спасения избранных Лютер говорит: “Божий указ о предопределении тверд и несомненен; и необходимость, вытекающая из него, точно так же непоколебима и не может не иметь места. Ибо мы сами так слабы, что, если бы это дело было оставлено в наших руках, очень немногие или, скорее, никто не был бы спасен; но сатана победил бы нас всех”.
Чем больше мы думаем об этих вопросах, тем больше мы благодарны за то, что наше упорство в святости и уверенность в спасении зависят не от нашей собственной слабой природы, а от постоянной поддерживающей силы Бога. Мы можем сказать вместе с Исайей: “Если бы Иегова Саваоф не оставил нам очень маленький остаток, мы стали бы подобны Содому, мы были бы подобны Гоморре”. Арминианство отрицает это учение о стойкости, потому что это система не чистой благодати, но благодати и дел; и в любой такой системе человек должен доказать, что он хотя бы частично достоин.

3. Истинно спасенный христианин может временно отступить

Эта доктрина настойчивости не означает, что христиане временно не становятся жертвами греха, ибо, увы, это слишком распространенное явление. Даже лучшие из людей временно отступают. Но они никогда не бывают полностью побеждены; ибо Бог, проявляя Свою благодать в их сердцах, безошибочно отвращает даже самого слабого святого от окончательного отступничества. Пока еще мы храним это сокровище в глиняных сосудах, чтобы великое величие силы (или славы) исходило от Бога, а не от нас самих (2 Кор. 4:7).
Относительно своего личного опыта даже великий апостол Павел мог написать: “Добро, которого я не хотел бы, я не делаю; но зло, которого я не хотел бы, я делаю и т.д. Итак, я сам от себя умом действительно служу закону Божьему, а плотью закону греха” (Рим. 7:19-25). В этих строках каждый истинный христианин читает  собственный опыт.
Конечно, для христианина непоследовательно совершать грех, и автор Послания к Евреям говорит, что те, кто совершает грех, “заново распинают для себя Сына Божьего и подвергают Его открытому позору” (6:6). После того, как Давид совершил грех и покаялся, пророк Нафан сказал ему, что его грех будет прощен, но, тем не менее, этим он “дал врагам Израиля великий повод для богохульства” (2 Цар. 12:14). Давид и Петр временно отпали, но основные принципы их природы призвали их вернуться. Иуда навсегда отпал, потому что ему не хватало этих основных принципов.
Пока верующий остается в этом мире, его состояние-состояние войны. Он страдает от временных неудач, и может на какое-то время показаться, что потерял всякую веру; однако, если он однажды был действительно спасен, он не может полностью отпасть от благодати. Если однажды он испытает внутреннюю перемену, которая приходит через возрождение, он рано или поздно вернется в Церковь и будет спасен. Когда он приходит в себя, он исповедует свои грехи и просит прощения, никогда не сомневаясь в том, что он спасен. Его впадение в грех, возможно, серьезно ранило его и, возможно, принесло разрушение другим; но что касается его лично, то это только временно. Павел учил, что дело жизни многих людей должно быть сожжено, поскольку оно построено из неправильных материалов, хотя они сами будут спасены “как огнем” (I Кор. 3:12-15); и именно это учение Иисус изложил в притче о заблудшей овце, которую пастырь искал и привел обратно в стадо.
Если бы истинные верующие отпали, то их тела, которые называются “храмами Святого Духа”, стали бы обиталищем дьявола, что, конечно, заставило бы дьявола радоваться и оскорблять Бога (I Кор. 6:19). “Христианин подобен человеку, поднимающемуся на холм, который время от времени поскальзывается назад, но всегда обращен лицом к вершине. У невозрожденного человека лицо повернуто вниз, и он полностью соскальзывает” (А. Х. Стронг). “Верующий, как человек на борту корабля, может снова и снова падать на палубу, но он никогда не упадет за борт” (Ч. Х. Сперджен).
Каждый из избранных подобен блудному сыну в том, что на какое-то время мир вводит его в заблуждение и вводит в заблуждение его собственным плотским аппетитом. Он пытается питаться шелухой, но она его не удовлетворяет. И рано или поздно он обязан сказать: “Я встану и пойду к Отцу моему, и скажу ему: Отче, я согрешил против неба и перед Тобой”. И он встречает тот же прием, знаки неизменной любви; и приветственный голос отца отзывается эхом в душе и растопляет сердце бедного возвращающегося отступника: “Этот мой сын был мертв и снова жив; и был потерян, и найден". Позвольте заметить, что это полностью кальвинистская притча о том, что блудный сын был сыном и не мог потерять эти отношения. У тех, кто не является сыновьями, никогда не возникает желания подняться и пойти к Отцу.
Наши суждения иногда могут быть ошибочными, как это было с околдованными Галатами (3:1); и наши чувства могут остыть, как в Ефесской церкви (Откр. 2:4). Церковь может впасть в дремоту, но ее сердце пробуждается (Песнь 5:2). Иногда может показаться, что благодать потеряна для чада Божьего, хотя на самом деле это не так. Солнце затмевается, но вновь обретает свое прежнее великолепие. Деревья теряют все свои листья и плоды зимой, но весной распускаются свежие почки. Израиль бежит один или даже два раза от своих врагов, и все же он завоевывает землю обетованную. Христианин тоже много раз падает, но в конце концов спасается. Немыслимо, чтобы избранные Богом потерпели неудачу в спасении. “У них нет возможности избежать всемогущей силы Божией, так что, подобно Ионе, бежавшего от Воли Бога, который должен был доставить послание в Ниневию, но был преследуем даже во чреве рыбы силой Бога, пока он охотно повиновался Божьему повелению, и они в конечном итоге вернемся к Спасителю, и после исповедания получат прощения за свои грехи и спасутся” (Ф.Э.Гамильтон. Реформатская вера в современном мире).

4. Внешнее исповедание не всегда доказывает подлинное христианство

У нас нет больших трудностей в устранении тех случаев, когда, по-видимому, истинные верующие впали в окончательное отступничество. И Писание, и опыт учат нас, что мы часто ошибаемся в своих суждениях о наших ближних, что иногда нам практически невозможно знать наверняка, являются ли они истинными христианами. Плевелы никогда не были пшеницей, а плохая рыба никогда не была хорошей, несмотря на то, что их истинная природа сначала не была распознана. Поскольку сатана может так изменить свою внешность, что его принимают за ангела света (2 Кор. 11:14), неудивительно, что иногда его служители также изображают из себя праведников с самыми обманчивыми видимостями святости, преданности, благочестия и усердия. Конечно, внешнее исповедание не всегда является гарантией того, что душа спасена. Подобно древним фарисеям, люди могут только желать “показать себя во плоти” и обмануть многих. Иисус предупредил Своих учеников: “восстанут лжехристы и лжепророки и явят великие знамения и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, даже избранных” (Мф. 24:24).; и Он процитировал пророка Исайю в том смысле, что “Этот народ чтит Меня своими устами, но их сердце далеко от меня. Но напрасно они поклоняются Мне, уча своим учениям заповедям человеческим” (Мк. 7:6-7). Павел предостерегал от тех, кто был “лжеапостолами, лживыми работниками, делающими себя апостолами Христа" (2 Кор. 11:13). И римлянам он написал: “Не все израильтяне, которые от Израиля; и не все они дети, потому что они семя Авраама” (Рим. 9:6,7). Иоанн упоминает тех, кто “называет себя апостолами, но ими не являются” (Откр. 2:2); и немного позже он добавляет: “Я знаю дела твои, что у тебя есть имя, что ты жив, но ты мертв” (Откр. 3:1).
Но как бы эффективно они ни обманывали людей, Бог все время знает “богохульство тех, кто говорит, что они иудеи, а они не таковы, но являются синагогой сатаны” (Откр. 2:9). Мы живем в день, когда множество людей называют себя “христианами”, которые лишены христианских знаний, опыта и характера,  в дни, когда во многих кругах стерто различие между Церковью и миром. Подобно Самуилу, мы часто обманываемся внешним видом и говорим: “Воистину, помазанник Господень перед нами”, хотя, если бы мы действительно знали мотивы, стоящие за их делами, мы бы пришли к другому выводу. Мы часто ошибаемся в своих суждениях о других, несмотря на все возможные меры предосторожности. Иоанн дал истинное решение для этих случаев, когда написал: “Они вышли от нас, но они не были от нас; ибо, если бы они были от нас, они остались бы с нами; но они вышли, чтобы показать, что  они не от нас” (I Иоан. 2: 19). Все те, кто отпадает навсегда, подпадают под это.
Некоторые люди делают великое исповедание религии, хотя они ничего не знают о Господе Иисусе в искренности и истине. Эти люди могут превзойти многих скромных последователей в знании и разуме, и на какое-то время они могут совершенно обмануть самих избранных; однако все это время их сердца никогда не были тронуты. В Судный день многие из тех, кто когда-то в своей жизни был внешне связан с Церковью, скажут: “Господи, Господи, разве мы не пророчествовали Твоим именем, и Твоим именем изгоняли демонов, и Твоим именем совершали многие великие дела?” И тогда Он ответит им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мтф. 7: 22,23); что, конечно, было бы неправдой, если бы в какое-то время Он знал их как настоящих христиан. Когда каждый человек предстанет в своих собственных красках, когда тайны всех сердец будут явлены, о многих из тех, кто временами казался истинными христианами, выяснится, что никогда не были среди народа Божьего. Некоторые отступают от исповедания веры, но никто не отступает от спасительной благодати Божьей. Те, кто действительно падает, никогда не знали последней. Они - слушатели с каменистой почвой, у которых нет корней, которые терпят некоторое время, но когда возникает скорбь или преследование, они сразу же спотыкаются. Затем говорится, что они отказались или потерпели кораблекрушение из-за той веры, которой они никогда не обладали, кроме как внешне. Некоторые из них становятся достаточно просвещенными в плане доктрин Евангелия, чтобы они могли проповедовать или учить им других, и все же сами они полностью лишены реальной спасительной благодати. Когда такие люди отпадают, они не являются ни доказательствами, ни примерами окончательного отступничества настоящих святых.
Простое членство в церкви, конечно, не является гарантией того, что эти люди являются настоящими христианами. Не каждый член воинствующей Церкви будет членом Церкви торжествующей. Для достижения определенных целей люди делают внешнее исповедание Евангелия, которое обязывает их на какое-то время быть внешне нравственными и ассоциировать себя с народом Божьим. Они, по-видимому, имеют истинную веру и продолжают так некоторое время. Тогда либо с них снимают овечью шкуру, либо, или они сами сбрасывают ее и снова возвращаются в мир. Если бы мы могли видеть истинные мотивы их сердец, мы бы обнаружили, что ими никогда не двигала истинная любовь к Богу. Все это время они были козлами, а не овцами, хищными волками, а не нежными ягнятами. Поэтому Петр говорит о них: “Это случилось с ними по пословице: собака снова обратилась на собственную блевотину, а свинья, которую вымыли, валялась в грязи" (2 Пет.2:22). Тем самым они показывают, что никогда не принадлежали к числу избранных.
Многие из необращенных слушают проповедь Евангелия, как Ирод слушал Иоанна Крестителя. Нам говорят, что “Ирод боялся Иоанна, зная, что он был праведным и святым человеком, и оберегал его. И когда он услышал его, он был очень озадачен; и он услышал его с радостью” (Мк. 6:20. Однако никто из тех, кто знает о постановлении Ирода предать Иоанна Крестителя смерти и о его жизни в целом, не скажет, что он когда-либо был христианином.
В дополнение к сказанному следует признать, что часто общие действия Духа на просвещенное сознание приводят к реформированиюи к внешне религиозной жизни. Те, на кого такое влияние оказывает, часто очень строги в своем поведении и прилежны в своих религиозных обязанностях. Для пробужденного грешника обетования Евангелия и изложение плана спасения, содержащегося в Священных Писаниях, кажутся не только истинными, но и соответствующими его состоянию. Он принимает их с радостью и верит в них с верой, основанной на моральной силе истины. Эта вера сохраняется до тех пор, пока сохраняется состояние ума, в котором она возникает. Когда это меняется, он снова впадает в свое обычное состояние бесчувственности, и его вера исчезает. Именно этот класс людей имел в виду Христос, когда говорил о тех, кто принимает Слово в каменистых местах или среди терний. Многочисленные примеры этой временной веры можно найти в Священных Писаниях и часто можно увидеть в повседневной жизни. Эти переживания часто предшествуют спаснию или сопровождают подлинное обращение, но во многих случаях за ними не следует реальная перемена сердца. Они могут повторяться неоднократно, и все же те, кто испытывает их, возвращаются к своему обычному состоянию безразличия и мирской суеты. Часто наблюдателю или даже самому человеку невозможно отличить эти переживания от переживаний по-настоящему возрожденных. “По плодам их вы узнаете их” - таково испытание, данное нашим Господом. Только когда эти переживания проявляются в последовательной святой жизни, можно узнать их отличительный характер.

5. Арминианское чувство незащищенности

Последовательный арминианин с его доктринами свободы воли и грехопадения никогда в этой жизни не сможет быть уверен в своем вечном спасении. Он действительно может быть уверен в своем нынешнем спасении, но у него может быть только надежда на свое окончательное спасение.Он может считать свое окончательное спасение весьма вероятным, но он не может знать это как уверенность. Он видел, как многие из его собратьев-христиан отступили и погибли, имея хорошее начало. Почему он не может сделать то же самое? Пока люди остаются в этом мире, к ним прилипают остатки старой греховной природы; они окружены самыми заманчивыми и обманчивыми удовольствиями мира и самыми тонкими искушениями дьявола. Во многих предположительно христианских церквях они слышат ложное учение модернистских, а следовательно, нехристианских служителей. Если бы арминианство было истинным, христиане все еще находились бы в очень опасном положении, их вечная судьба зависела бы от вероятности того, что их слабая, тварная воля будет продолжать делать правильный выбор. Более того, арминианство логически утверждало бы, что никакое подтверждение в святости невозможно, даже на небесах; ибо даже там человек все равно сохранит свою свободную волю и может совершить грех в любое удобное для него время.
По сравнению с этим арминианин похож на человека, унаследовавшего состояние, скажем, в 100 млн. долларов. Он знает, что многие другие, унаследовавшие такие состояния, потеряли их из-за неразумия, мошенничества, бедствий и т.д., Но у него достаточно уверенности в своей способности разумно распоряжаться деньгами, чтобы не сомневаться, что он сохранит свои. Его уверенность основана в значительной степени на уверенности в себе. Другие потерпели неудачу, но он уверен, что не потерпит неудачу. Но какое это заблуждение применительно к духовной сфере! Как жаль, что любой, кто хоть немного знаком со своей склонностью к греху, должен основывать свою уверенность в спасении на таких основаниях! Его система помещает причину его настойчивости не в руки всемогущего, никогда не меняющегося Бога, а в руки слабого грешного человека.
И разве логика арминианской системы не говорит нам, что самое мудрое для христианина - это умереть как можно скорее и таким образом подтвердить наследие, которое для него имеет бесконечную ценность? Учитывая тот факт, что так много отпало, стоит ли ему оставаться здесь и рисковать своим вечным спасением ради того, чтобы еще немного пожить в этом мире? Что подумали бы о деловом человеке, который, чтобы заработать еще несколько долларов, рискнул бы всем своим состоянием в каком-нибудь, по общему признанию, сомнительном предприятии? На самом деле, разве это, по крайней мере, не говорит о том, что Господь совершил много ошибок, не забрав этих людей, когда они были истинными христианами? Автор этих строк, по крайней мере, убежден, что если бы он придерживался арминианских взглядов и знал себя как спасенного христианина, он хотел бы умереть как можно скорее и таким образом поставить свое спасение вне всяких сомнений.
Что касается духовных вопросов, то состояние сомнения - это состояние страдания. Уверенность в том, что христиане никогда не могут быть отделены от любви Божьей, является одним из величайших утешений христианской жизни. Отрицать это учение - значит уничтожать основания для какой-либо радости среди святых на земле; ибо какая радость может быть у тех, кто верит, что они в любое время могут быть обмануты и сбиты с пути? Если наше чувство безопасности основано только на нашей изменчивой и колеблющейся природе, мы никогда не сможем познать внутреннее спокойствие и мир, которые должны характеризовать христианина.
Макфетридж, в своей очень поучительной маленькой книге "Кальвинизм в истории", пишет: "Я вполне могу представить себе ужас чувствительной души перед темной неуверенностью в спасении и то неизменное сознание ужасной возможности отпасть от благодати после долгой и мучительной христианской жизни, которому учит арминианство. Для меня такая доктрина таит в себе ужасы, которые заставили бы меня навсегда отказаться от нее и которые наполнили бы меня постоянными и невыразимыми недоумениями. Одного ощущения, что я пересекаю беспокойное и опасное море жизни, и моя конечная безопасность зависит от действий моей собственной коварной природы, было достаточно, чтобы наполнить меня постоянной тревогой. Если это возможно, я хочу знать, что судно, которому я вверяю свою жизнь, пригодно для плавания и что, однажды сев на него, я благополучно прибуду в пункт назначения" (С.112.)
Только когда мы должным образом осознаем эту замечательную истину, что наше спасение зависит не от нашей слабой и колеблющейся любви к Богу, а скорее от Его вечной и неизменной любви к нам, мы сможем обрести мир и уверенность в христианской жизни. И только кальвинист, который знает, что он в абсолютной безопасности в руках Бога, может испытывать это внутреннее чувство покоя и безопасности, зная, что в вечных советах Бога он был избран для очищения и прославления и что ничто не может помешать этой цели. Он знает, что его удерживает в праведности духовная сила, которая так же неисчерпаема и неизменна, как сила тяготения, и так же необходима для развития духа, как солнечный свет и витамины для тела.

6. Цель предостережений Писания от отступничества

Арминиане иногда приводят из Священных Писаний предостережения против отступничества или отпадения, которые адресованы верующим и которые, как утверждается, подразумевают возможность их отпадения. Конечно, есть смысл, в котором верующие могут отпасть, - когда их рассматривают просто сами по себе, имея в виду наши собственные силы и способности, и независимо от Божьего замысла в отношении них. И все признают, что верующие могут временно впасть в грех. Однако главная цель этих отрывков состоит в том, чтобы побудить людей добровольно сотрудничать с Богом для достижения Его целей. Это побуждения, которые вызывают постоянное смирение, бдительность и усердие. Точно так же родители, чтобы заручиться добровольным сотрудничеством ребенка, могут сказать ему, чтобы он держался подальше от приближающегося автомобиля, если они не намерены когда-либо позволять ребенку попасть в положение, в котором он мог бы получить травму. Когда Бог вселяет в душу страх падения, это ни в коем случае не является доказательством того, что Бог в Своей тайной цели намерен позволить ей упасть. Эти страхи могут быть тем самым средством, которое Бог предназначил, чтобы удержать его от падения. Во-вторых, Божьи призывы к исполнению долга полностью соответствуют Его цели - дать достаточно благодати для выполнения этих обязанностей. В одном месте нам заповедано любить Господа Бога нашего всем сердцем; в другом Бог говорит: “Я вложу в вас Дух Мой и заставлю вас ходить по Моим уставам”. Теперь либо они должны быть согласованы друг с другом, либо Святой Дух должен противоречить Самому Себе. Очевидно, что это не последнее. В-третьих, эти предупреждения даже для верующих являются побуждением к большей вере и молитве. В-четвертых, они предназначены для того, чтобы показать человеку его долг, а не его способности, и его слабость, а не его силу. В-пятых, они убеждают людей в их недостатке святости и в их зависимости от Бога. И, в-шестых, они служат ограничителями для неверующих и оставляют их без оправдания.
Более того, это не подтверждается отрывками: “Не губи пищей твоей того, за кого умер Христос” (Рим. 14:15); и “Ибо по твоему знанию погибает слабый, брат, ради которого умер Христос” (1 Кор. 8:11). Точно так же можно сказать, что влияние конкретного человека, если рассматривать его только само по себе, разрушает нашу западную цивилизацию; и все же она идет вперед и процветает, потому что другие влияния более чем компенсируют это влияние. В этих отрывках утверждается простой принцип: какова бы ни была их Божественная безопасность, ответственность того, кто бросает камень преткновения на пути своего брата, не уменьшается; и что любой, кто бросает камень преткновения на пути своего брата, делает со своей стороны все возможное для его погибели.

7. Доказательства Писания

Доказательства этого учения в Священных Писаниях обильны и ясны.
“Кто отделит нас от любви Христовой? Будет ли скорбь, или страдание, или преследование, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Нет, во всем этом мы больше, чем победители, благодаря Тому, Кто возлюбил нас. Ибо я убежден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни грядущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни какая-либо другая тварь не смогут отделить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8:35-39).
“Грех не будет господствовать над вами, ибо вы не под законом, но под благодатью” (Рим. 6:14). “Верующий в жизнь вечную”, Иоанна 6:47. “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и не приходит на суд, но перешел из смерти в жизнь” (Иоан. 5:24). В тот момент, когда человек верит, вечная жизнь становится реальностью, настоящим достоянием, а не просто условным даром будущего. ” Я есмь хлеб живой, сошедший с небес; если кто будет есть хлеб сей, тот будет жить вечно" (Иоан.6: 51). Он не говорит, что мы должны есть много раз, но что если мы вообще будем есть, то будем жить вечно. “Всякий, кто будет пить воду, которую Я дам ему, никогда не будет жаждать; но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Иоан. 4:14).
“Будучи уверенным именно в этом, что Тот, кто начал в вас доброе дело, будет совершенствовать его до дня Иисуса Христа” (Фил. 1:6). “Иегова совершит то, что касается Меня” (Пс. 138:8). “Дары и призвание Божье непреложны" (Рим. 11:29). “Свидетельство тому, что Бог дал нам жизнь вечную” (1 Иоан. 5:11. “Все это Я написал вам, чтобы вы знали, что имеете жизнь вечную” (1 Иоан. 5:13). “Ибо одним приношением Он навеки усовершенствовал освященных” (Евр. 10:14). “Господь избавит меня от всякого злого дела и спасет меня в Царствие Свое Небесное” (2Тим. 4:18). “Кого Он предузнал, тех Он и предопределил. ... и кого Он предопределил, тех Он также призвал; и кого Он призвал, их Он также оправдал; и кого Он оправдал, их Он также прославил” (Рим. 8:29). “Предопределив нас к усыновлению как сыновей через Иисуса Христа для Себя, согласно благоволению Его воли" (Еф. 1:5).
Иисус провозгласил: “Я даю им (истинным последователям, или "овцам") вечную жизнь; и они никогда не погибнут, и никто не вырвет их из моей руки. Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех; и никто не может вырвать их из руки Отца” (Иоан. 10:28). Здесь мы обнаруживаем, что наша безопасность и всемогущество Бога равны, ибо первое основано на последнем. Бог могущественнее всего мира, и ни люди, ни дьявол не могут отнять у Него ни одной из Его драгоценностей. Было бы так же легко сорвать звезду с небес, как вырвать святыхиз рук Отца. Их спасение кроется в Его непобедимой мощи, и они находятся вне опасности погибели. У нас есть обещание Христа, что врата ада не одолеют Его Церковь; и все же, если бы дьявол мог схватить одного здесь, другого там и в большом количестве в некоторых собраниях, врата ада в значительной степени одолели бы ее. В принципе, если бы можно было погибнуть одному, то могли бы погибнуть все, и, таким образом, заверения Христа были бы сведены к пустым словам.
Когда нам говорят, что “восстанут лжехристы и лжепророки, которые явят великие знамения и чудеса, чтобы сбить с пути, если возможно, даже избранных” (Мтф. 24:24, непредубежденный верующий разум легко понимает, что сбить с пути избранных невозможно.Мистический союз, существующий между Христом и верующими, является гарантией того, что они будут оставаться непоколебимыми. “Я живу, и вы будете жить” (Иоан. 14:19). Результатом этого союза является то, что верующие участвуют в Его жизни. Христос в нас (Рим. 8:10). Не мы живем, но Христос живет в нас (Гал. 2:20). У Христа и верующих есть общая жизнь, подобная той, которая существует в виноградной лозе и ветвях. Святой Дух настолько обитает в искупленных, что каждый христианин получает неисчерпаемый запас силы.
Павел предупреждал Ефесян: “Не огорчайте Святого Духа Божьего, Которым вы были запечатлены в день искупления” (Еф. 4:30). Он не боялся отступничества, ибо мог с уверенностью сказать: “Благодарение Богу, который всегда ведет нас к триумфу во Христе” (2 Кор. 2: 14). Господь, говоря через пророка Иеремию, сказал: “Я возлюбил тебя вечной любовью”  (31: 3),  одно из лучших доказательств того, что Божья любовь не будет иметь конца, состоит в том, что у нее нет начала, но она вечна. В притче о двух домах подчеркивалось, что дом, основанный на скале (Христос), не рухнул, когда пришли жизненные бури. Арминианство устанавливает другую систему, в которой некоторые из тех, кто основан на скале, действительно падают. В Псалме 22 мы читаем: “И буду пребывать в доме Господнем вечно”. Истинный христианин - это не временный посетитель, а постоянный обитатель дома Господня. Каковы те, кто лишает этот псалом его более глубокого и богатого смысла, кто учит, что благодать Божья-вещь временная!
Христос ходатайствует за Свой народ (Рим. 8:34; Евр. 7:25), и нам говорят, что Отец всегда слышит Его (Иоан. 11:42). Следовательно, арминианин, считающий, что христиане могут отпасть, должен отрицать либо отрывки, в которых говорится, что Христос действительно ходатайствует за Свой народ, либо он должен отрицать те, в которых говорится, что Его молитвы всегда слышны. Давайте рассмотрим здесь, насколько хорошо мы защищены: Христос находится по правую руку Бога, моля о нас, и в дополнение к этому Святой Дух ходатайствует за нас со стонами, которые невозможно произнести (Рим. 8:26).
В чудесном обетовании Иер. 32:40 Бог пообещал сохранить верующих от их собственного отступничества: “И Я заключу с ними вечный завет, и Я не отвернусь от следования за ними, чтобы делать им добро; и Я вложу свой страх в их сердца, чтобы они не отступили от Меня”. И в Иез. 11:19-20 Он обещает отнять у них “каменное сердце” и дать им “сердце плоти”, чтобы они ходили по Его уставам и соблюдали Его таинства, и чтобы они были Его народом, а Он их Богом. Петр говорит нам, что христиане не могут отпасть, ибо они “силою Божией охраняются верою ко спасению, готовому открыться в последнее время” (I Пет. 1:5). Павел говорит: “Бог может дать всю благодать в изобилии  вам, чтобы вы, имея во всем всегда всякое довольство, были богаты ко всякому доброму делу” (2 Кор.9.8). Он заявляет, что слуга “будут стоять, ибо Господь имеет власть, чтобы заставить его стоять” (Рим. 14:4).
И у христиан есть еще одно обетование: “Вас не постигнет искушение, кроме такого, какое может вынести человек; но Бог верен и не допустит, чтобы вы были искушены сверх того, на что вы способны; но вместе с искушением проложит также путь к спасению, чтобы вы могли вынести его” (Кор. 10:13). Их избавление от некоторых искушений, которые были бы для них слишком сильными, является абсолютным и свободным даром Бога, поскольку это полностью зависит от Его провидения в отношении того, с какими искушениями они сталкиваются в течение своей жизни и от каких они избегают. “Господь верен и утвердит вас и защитит от лукавого” (2 Фес. 3:3). И еще: “Ангел Господень окружает боящихся Его и избавляет их” (Пс. 34:7). На фоне всех его испытаний и лишений  Павел мог сказать: ‘Мы гонимы с каждой стороны, пока не расправится, растерянные, еще не до отчаяния; преследуемы, но не оставлены; падаем, но не уничтожены... зная, что воскресивший Господа Иисуса Христа, воскресит и нас с Иисусом” (2 Кор. 4:8,9,14).
Святых, даже в этом мире, сравнивают с деревом, которое не увядает (Пс. 1:3); с кедрами, которые цветут на горе Ливан (Пс. 92:12); с горой Сион, которую нельзя сдвинуть, но которая пребывает вечно (Пс. 125:1); и с домом, построенным на скале (Мтф 7:24). Господь с ними в их старости (Ис. 46:4), и является их проводником даже до смерти, (Пс 48:14), так что они не могут быть полностью и окончательно потеряны.
Следует отметить еще один веский аргумент, касающийся книги жизни Агнца. Ученикам было сказано радоваться не столько тому факту, что демоны подчинялись им, сколько тому, что их имена были записаны в книге жизни Агнца. Эта книга представляет собой "каталог" избранных, определенных неизменным советом Божьим, и ее нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Там находятся имена праведников, но имена тех, кто погибает, никогда не были записаны там от основания мира. Бог не совершает ошибку, записывая в книгу жизни имя, которое Ему позже придется вычеркнуть. Поэтому никто из ближних Господа никогда не погибает. Иисус сказал Своим ученикам, чтобы они нашли свою главную радость в том факте, что их имена были записаны на небесах (Лк.10:20); однако в этом отношении было бы мало оснований для радости, если бы их имена, записанные на небесах в один день, могли быть вычеркнуты на следующий. Павел написал филиппийцам: “Наше гражданство на небесах” (3:20; и Тимофею он написал: “Господь знает тех, кто принадлежит Ему” (2 Тим. 2:19). Учение Священных Писаний о книге жизни см. в Лк. 10:20; Фил 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 20:12-15; 21:27.
Итак, вот очень простые и ясные утверждения о том, что христианин должен пребывать в благодати, причина в том, что Господь берет на Себя ответственность сохранить его в этом состоянии. В этих обещаниях избранные обеспечены с обеих сторон. Бог не только не отступит от них, но Он так вложит Свой страх в их сердца, что они не отступят от него. Конечно, ни один христианин, обученный Духу, не может сомневаться в том, что эта доктрина изложена в Библии. Кажется, что человек, бедный, несчастный и бессильный, каким бы он ни был, приветствовал бы учение, которое обеспечивает ему обладание вечным счастьем, несмотря на все нападки извне и все злые тенденции изнутри. Но это не так. Он отказывается от этого и возражает против этого. И причины этого искать недалеко. Во-первых, он уверен в себе больше, чем имеет на это право. Во-вторых, схема настолько противоречит тому, к чему он привык в естественном мире, что он убеждает себя, что это не может быть правдой. В-третьих, он понимает, что если принять эту доктрину, то логически последуют другие доктрины свободной благодати. Поэтому он искажает и объясняет отрывки из Священных Писаний, которые учат этому, и цепляется за некоторые, которые кажутся лежащими на поверхности, чтобы поддержать его предвзятые взгляды. На самом деле система спасения по благодати настолько сильно расходится с его повседневным опытом, в котором он видит, как с каждой вещью и человеком обращаются в соответствии с делами и заслугами, что ему очень трудно заставить себя поверить, что это может быть правдой. Он хочет заслужить собственное спасение, хотя, конечно, ожидает очень больших потерь за очень печальную работу.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии