Не доверяя самому себе
Так чем именно и принципиально отличается жизнь в России от жизни на Западе? Тем, на мой взгляд, что укладывается в изречение, уже давно ставшее пошлым клише: в России христианство еще не проповедано. Я бы уточнила: в России христианство ни наработано, ни присвоено. Если ребёнок с детства воспринимает религию как основу домашнего мирного уюта, поскольку в этом же эмоциональном и непреложном мироощущении воспитывались его родители и учителя, то с годами это мироощущение может или окрепнуть и развиться, либо разрушиться, определяя и судьбу как созидание или разрушение. Но не разрушители являются основой общественного договора и не за ними перспектива социального развития. Запад многажды переработал немалое число религиозных доктрин и сейчас контролирует и примиряет с собственным опытом исламских неофитов. Блестящая популяризация мироощущения современного человека изложена и в весёлых проповедях Ошо, и в жизнерадостной концепции ряда авторов под названием «Тайна», и в книжечках Ричарда Баха. Сравнить вот это прекрасное всё с унылыми видео-хрониками РПЦ или психопатом Сергеем из Екатеринбургского – женского! – монастыря можно только в страшном сне.
Следствием отсутствия полноценного религиозного воспитания является абсолютное недоверие человека самому себе. Могу утверждать, что я сама оказалась вынуждена пройти тот путь, результат которого представлен у Ошо, Баха и в «Тайне». И это чудесно, но для того, чтобы укрепить чувство доверия самой себе и открыть для себя новое пространство радостного действия, мне ещё предстоит поработать над собой. Но, цитирую я название книги Ошо, путь ОДИН: вглубь себя! ОДИН, на этом слове следует ставить акцент.
В эссе «Россией правит тотальное недоверие» я уже писала, что следствием недоверия является власть манипуляторов. Никто не доверяет никому и все готовы довериться любому прохиндею. Нынешний гротеск ресталинизации всех уравнивает в абсолютном бессилии. И это бессилие – результат недоверия себе самому в любых обстоятельствах, которые всегда виноваты сами по себе: обстоятельства, не тот, кто вновь и вновь полагает себя их жертвой.
В любом сюжете хорошего американского фильма всегда очевидна полномасштабность и характеров, и коллизий. И герой, и антигерой чрезвычайно убедительны и логика их действий внятна и безусловна, так же, как и рефлексия. В любом отечественном фильме, включая, кстати, и условные шедевры Тарковского, у персонажей нет ни прошлого, ни будущего, а настоящее именно из-за этого зыбко и условно. И только обаяние актёра да художественное видение талантливого оператора способны вызвать чувство восхищения – и только.
Свидетельство о публикации №221122601320