Детство не помнит пасмурных дней. окончание

ПРАЗДНИКИ

Вспоминается мой первый праздник Нового Года у папы в аэропорту.
 Там каждый год устраивали ёлку с подарками для детей сотрудников. Когда папа привёл меня пятилетнюю и оставил в комнате с ёлкой, я растерялась, хотя там были и другие дети. Потом пришёл Дед Мороз и стал приглашать детей в хоровод.

 И почему-то всё время хотел держать меня за руку. Мне было боязно и когда дошёл до меня черёд читать стихотворение, я начала и расплакалась от избытка впечатлений и страха

 Дед Мороз меня крепко обнял и посадил к себе на коленки. Они были тёплые и уютные, как у папы и я успокоилась. Уже на следующем празднике мы были с братиком. Он боялся. А я уже знала, что Дед Мороз совсем не страшен. Потом-то я догадалась, когда стала старше, что глаза у этого деда совсем папины.
Об этих событиях я подробнее напишу в другой публикации.

 Как можно забыть новогодние карнавалы в школе?
Мама мне не делала никаких костюмов. Я сама себе мастерила. Помню как вдохновились с подружкой Мушкетёрами. А что самое простое? Гвардейцы кардинала! Черны, а не яркие как мушкетёры.Важно чтобы самой можно было сшить

 Красивый белый воротник и черная шёлковая мантия. С этим я справилась.
Но почему же чёрная накидка, когда она должна быть красной?!
  Всё очень просто! Источник информации: чёрно- белое кино. впрочем, тогда так считали все мои сверстники. Ведь мы смотрели одно и то же кино.

 А  девочке в 12 лет можно взять  черный спортивный костюм за основу, надеть резиновые сапоги украшенные занавесочной бахромой, накидку с белым воротником и папину шляпу с тощим пучком петушиных перьев - всё великолепно! Зеркало не врёт!

Подружка Таня Ляхова в таком же костюме- и ощущение неотразимости образа поднимает над прозой дня. У меня праздник в душе и праздник в атмосфере самого воздуха.
Не быть, но казаться - такое только в детстве можно себе позволить.

Новый год мои родители по неписаной традиции отмечали в семье Мельников — Ивана Фёдоровича и Ольги Ивановны. Взрослые ходили в клуб на концерт.
 Меня оставляли со всеми ребятишками. Наверно, тогда и определилась я в профессии.(улыбка)

Первое мая и 7 ноября в те времена были настоящими праздниками. Как общественными, так и семейными.

Очень торжественно отмечался Первомай. Колонна школьников была самая многочисленная. Собирались около школы и шли к зданию райкома.
 Попутно присоединялись служащие сельхозтехники, больницы, служащие местной администрации. Все нарядные. Заготавливали ветки с бумажными цветами. Несли транспаранты и флажки. По пути пели. Это было всё без принуждения, в радостном порыве.
      Мне папа приносил большой чёрный шар, надутый водородом. Такие шары-зонды использовались метеорологом в аэропорту. Но на празднике «аэропортовские» дети все шли с шариком, привязанным к пуговице пальтишек. Терпеливо стояли на митинге, ожидая финального «Ура, товарищи!» и тогда наши шарики уплывали в небо.

Ноябрьские отмечали в нашем доме весело и вкусно. Потому что к празднику забивали бычка и мама готовила всякую вкуснятину. По сибирской традиции мы всей семьёй лепили много  пельменей и намораживали их впрок. Мама делала вкуснейшую кровяную колбасу. Варили много холодца к праздничному столу. Потому что в этот день гости приходили к нам.
     На 7 ноября  уже холодно. В Доме культуры проводили торжественное собрание и концерт. В  Мильково была хорошая самодеятельность. Талантами мильковчане не обижены. На сцене выступали артисты всех возрастов — от мала до велика.
В 1965–66 гг. был организован замечательный хоровой коллектив. Я  помню фамилию Семёнова Валентина, если не ошиблась,руководитель хора, Она организовала первую музыкальную школу по классу фортепиано. У нас в семье не было инструмента, как и у большинства учеников, но сестричку Танюшку родители записали,  она занималась.
 Даже собрались заказать инструмент. После планы поменялись. Мы наметили отъезд.

В Мильково было много фронтовиков, но в шестидесятые годы День победы не отмечался. Наверное, только участники войны дома вспоминали события военных лет.
     Но один праздник — 20-летие со дня окончания войны земляки праздновали. Стихийно. Мне навстречу по Партизанской улице, в сторону центра шла группа нарядных людей.
     У всех на одежде блестели награды, один человек был с гармошкой. Они пели военные песни. Оживлённо шутили. Даже пританцовывали. У людей был праздник!

   Возможно, они собрались на стадионе, а может быть и у кого-то дома. Я запомнила в этой группе ликующих мужчин только маму моего сверстника Феди Алексеева — Алексееву Анну Сергеевну. Со слов её дочери Татьяны, Анна Сергеевна, была участницей ВОВ — воевала на Западном фронте в 3-ем прожекторном полку командиром отделения с января 1942 г. по март 1945 г. Затем их полк был направлен на 1-й Дальневосточный фронт, где она также была командиром прожекторного отделения до самого окончания войны. Награждена медалями «За оборону Кавказа», за «Победу над Германией», «За победу над Японией», «50 лет ВС СССР». Это записи из её военного билета.
* * *

В 1967 г. мы переехали в Крым, а в 1971 г. я вышла замуж и переехала в Ленинград.

 Через 41 год (в 2009 г.) я, наконец, посетила Камчатку, побывала на родине своей бабушки Серафимы в Ключах, вдоволь насмотрелись на группу Ключевских вулканов, но не получилось попасть на место прежнего НИЖНЕ- КАМЧАТСКА.-Там теперь нет поселения, а прежде была столица.
НЕ смогли добраться до Усть- Камчатска, оттуда мой прадед отправился на Аляску. Все потому что с транспортом было плохо. Конец августа как раз студенческий разъезд.И только проездом оказалась в Мильково.
Не повезло. Меня вывез из Ключей брат Юра на огромной грузовой машине. Я уже опаздывала на обратный рейс в Ленинград.
 Проехала по своей Партизанской улице, по Набережной, мимо музея.
  Из-за дефицита времени мне не удалось пройти пешком по знакомым местам, разбудить память. Навестила только свой домик. Он по-прежнему смотрит парой окошек на Валагинский хребет. По-прежнему, в углу огорода стоит баня. Вдоль заборчика, отделяющего огород от узкого дворика, выложена поленница берёзовых дров. Летняя кухня на том же месте!
   Даже лестница, с которой я любовалась звёздным небом, стоит на том самом месте.

 Только глухие ворота и собачья будка около ворот означают, что за ними уже другая жизнь. Да примета времени — гараж.
 А в моём раннем  детстве я бежала к воротам на шум проезжающего автомобиля просто на него посмотреть.
 И двери закрывали на щепочку — просто обозначали, что хозяев нет дома.
 Тополей, которые мы посадили тоже нет…
 Но столб для электрических проводов стоит на том самом месте.
 И цветы во дворах праздничны и нарядны…

Милое Мильково близ Мильковушки…
Нету «этажек» — одни лишь избушки.
Домики, домики, нитки заборов…
Нет на воротах суровых затворов.
Ровные грядки на огородах.
Курицы мирно по дворикам бродят.
Собаки не злые цепями гремят.
Нехитрые игры у шумных ребят.
Строили «чижика», били «лапту».
Или скакали мы в чехарду.
Либо гоняли велосипеды.
Их оставлять — не боялись при этом!
Рыбу ловили простой закидушкой.
Фильмы смотрели ватагою дружной.
В речках бродили босыми ногами.
И помогали отцу или маме…
Выросли мы. По стране разлетелись.
Но никуда наша память не делась!
Всё так же журчит в берегах Мильковушка.
Но дети другие сидят с «закидушкой»…


Рецензии
Спасибо за эти трогательные воспоминания, которые, я уверен, будят у каждого их читателя и свои собственные.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.11.2023 17:45     Заявить о нарушении
Владимир, дорогой мой читатель!
Мне очень нужны такие слова благодарности. Все, кому захотелось дойти до финала, наделили меня отсветом тепла своего далёкого детства.
А в детстве всегда солнечно!
Даже там, где сейчас стало понятно, легко не было.
С благодарностью
Галина.

Галина Санарова   25.11.2023 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.