3. Князь Владимир - Красное солнышко

Преемник Рюрика Олег, прозванный Вещим, в 882 году захватил Киев и убил тамошних князей, своих соплеменников-конкурентов. С этого момента и можно говорить об образовании Новгородско-Киевского русского государства. В самом деле — каким бы богатым, влиятельным и воинственным ни был до того Киев сам, международного признания он не имел. Прославился Олег и тем, что в 907 году совершил успешный поход на Византию, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)

Согласно краткой записи Повести Временных Лет в 903 году Олег поженил Игоря на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет: "В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". В В 945 году Игорь Рюрикович поддался на уговоры дружины и решил сам во время полюдья собрать дань с древлян. Собрал, но казалось ему все мало и решил вытрясти еще больше. Рассерженные древляне не стерпели и убили жадного князя. После убийства мужа Ольга жестоко отомстила древлянам. Она четырежды устроила древлянам страшную западню, в которой большинство из них погибло.

В 955 году Ольга совершила поездку в Византию и приняла христианство под именем Елены. Сын князя Игоря и княгини Ольги князь Святослав был воитель, он почти всю свою жизнь провел в походах. От крещения он, несмотря на настойчивые уговоры матери, категорически отказался. У него было три сына: 2 законных - Ярополк и Олег, а третий незаконный, рожденный от ключницы-рабыни Малуши - Владимир.

После смерти матери княгини Ольги, Святослав решил побыстрее уехать из опостылевшего Киева, он торопился окончательно уйти в Болгарию. Князь Святослав до срока оставил свое государство законным сыновьям – Ярополку и Олегу. Предлагал князь этим сыновьям поехать в Новгород, но они почему-то отказались. Ярополк получил княжение в Киеве, а Олег стал княжить в земле древлян.

Новгород – город не менее важный, чем Киев, остался без князя. Согласно летописи в Киев пришли новгородцы и потребовали себе князя. «Не дадите - сами добудем» - со всей серьезностью заявили суровые новгородцы князю Святославу. И тут выступил на сцену брат рабыни Малуши Добрыня, который, по-видимому, играл немаловажную роль при дворе. Он предложил новгородцам в князья своего племянника, незаконного сына Святослава - Владимира. Новгородцы согласились, Владимир – тоже, так впервые появляется имя Владимира в "Повести временных лет".

***
Когда изучаешь материалы о жизни князя Владимира до крещения, то вызывает все прочитанное чувство неприятия, настолько зловещий образ вырисовывается перед нами. Некоторые биографы объясняют жесткость поведения Владимира его статусом незаконнорожденного, дескать, не чувствовал он себя равным своим старшим братьям, отсюда его мстительность и ожесточенность. То есть, брал Владимир реванш за свой незавидный статус от рождения, хотя воспитывала его бабка, княгиня Ольга, наравне с другими внуками, да и великодушный отец разницы между детьми не делал. Однако пристало к нему с детства прозвище рабичич, то есть сын рабыни.

И сформировалось из него с возрастом настоящее чудовище. Стоит лишь вспомнить некоторые вехи его жизни:

Отец Владимира, Святослав, разделил княжества между своими сыновьями- старшему Ярополку - Киев, среднему Олегу- древлянские земли (современная Белоруссия), а младшему Владимиру- Новгород. Однако после гибели Святослава, согласно "Повести временных лет", возник между старшими братьями конфликт из-за убийства Олегом в 975 году охотившегося в древлянских землях сына воеводы Свенельда по имени Лют. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал, и разбил полки Олега под Овручем. Сам Олег погиб при попытке укрыться в городе(упал с моста в ров и был раздавлен телами). Согласно летописи, Ярополк горько сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал. Он распорядился разыскать его тело и похоронил с почестями.

Младший же брат Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли, то есть в Швецию. Набрав там войско из наемников, он вернулся в Новгород, и выгнал посадника Ярополка. Однако мало показалось Владимиру его вотчины, и он, почувствовав свою силу, решил и остальные земли у своего старшего брата отвоевать. И происходило это самым подлым и вероломным образом.

Вначале Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, и ворвавшись в жилище правителя города князя Рогволода изнасиловал его дочь красавицу Рогнеду на глазах родителей, а затем убил отца и двух братьев на глазах изнасилованной девушки. Согласно летописи мстил Владимир Рогнеде за то, что ранее сватался к ней, но получил отказ. Рогнеда тогда ответила, что "не хочу розути робичича», то есть «не хочу разувать раба» и стала невестой старшего брата Ярополка. Согласно славянскому обычаю разувание супруга входило в обряд женитьбы. Это взбесило Владимира и он так жестоко отомстил половецкой княжне. Позднее Владимир на Рогнеде женился, но конечно, не могла она его любить, всю жизнь ненавидела, но вынуждена была подчиняться, и родила ему 4 сыновей и 3 дочерей.

А затем Владимир с большим варяжским войском и новгородской дружиной пошел дальше, на Киев. И здесь решил действовать хитростью. Согласно летописи подкупил он воеводу старшего брата Блуда, и тот уговорил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир пригласил Ярополка к себе, якобы, на мирные переговоры, но как только вступил Ярополк в горницу, так дверь за ним захлопнулась, отрезав его от слуг и дружины. И тут по распоряжению вероломного Владимира двое варягов, стоящих по сторонам от двери, подняли «его мечами под пазухи», то есть убили. После убийства Ярополка Владимир его беременную жену, бывшую греческую монахиню, взял в наложницы.

Так хитрый и беспощадный Владимир добился своего и стал княжить во всех трех русских княжествах. Когда наемники - скандинавские варяги, потребовали себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Новый князь киевский принял меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в центре Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши). Рассказывают летописи, что князь практиковал человеческие жертвоприношения этим богам. Вот как написано об этом в Повести временных лет: "Пошел Владимир против ятвагов и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам".
Возможно, что Владимир сделал ставку на язычество в противовес прежнему князю Ярополку, который симпатизировал христианской вере и входил в контакты с латинским Западом. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовала здесь при Ярополке церковь. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт нравственный облик Владимира до крещения: "Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны (не менее пяти, П.Р.), а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". Вот такой нелицеприятный образ князя Владимира до крещения.

***
Вероятно, князь Владимир понимал, что объединить разрозненные племена русов и обеспечить предпосылки к созданию единого государства могла только общая вера в единого Бога, а не в пантеон языческих богов. Да и бабушка его, святая равноапостольная княгиня Ольга, была христианкой, заповедовав ему эту веру.

Что же определило окончательный выбор Владимира в пользу восточного христианства? Самой передовой державой того времени была Византия.

Византийская культура восприняла все наиболее значительное, что было создано в античности. По мнению французского историка, византолога Шарля Диля, «Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место».

Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Византийцы сумели не только сохранить античную культуру, но и соединить ее с христианскими ценностями. Именно благодаря византийцам, сохранились рукописи античных философов. Это помогло Европе познакомиться с культурой, которой мы обязаны возникновению Ренессанса.

Начало Византийской империи многие относят к 330 году, когда императором Константином на месте древнего города Византий была построена величественная православная столица - Константинополь. В V веке Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию единственной исторической, культурной и цивилизационной частью, оставшейся от Древнего Рима и просуществовавшей на протяжении почти тысячелетия. Византия сыграла огромное значение в истории Поздней Античности и Средневековья.

А вот как подробно описан этот выбор веры в "Повести временных лет", составленной в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Согласно летописи, до крещения князем Владимиром было проведено "испытание вер".
В 986 году к князю прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Владимир, выслушав их рассказ о вере, в том числе о многоженстве (главной своей страсти), даже после смерти обещанном, почувствовал услаждение сердца. Однако от обрезания возбудилось в нем отвращение. Когда же они рассказали о запрете на питье вина и употребление свинины, то Владимир ответил знаменитой фразой: "Руси есть веселие пити", после чего отверг предложение булгар. Дело совсем не в том, что русские без стакана обойтись не могли, но существовала традиция пировать с дружиной после военного похода... Отказаться от этого князь не мог.

После булгар пришли посланцы от папы римского. Те заявляли, что у них был пост по силе: "Если кто пьет или ест, то все во славу Божию". Однако Владимир отослал их, сказав им: "Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Разумел он прежних варяжских повелителей, крестившиеся в Константинополе, и особо блаженную Ольгу, принявшая не папскую, но греческую веру.

Жиды, в хазарских областях жившие, около Черного моря, покушались привести Владимира к своей вере, предлагая: „Иисуса, в коего христиане веруют, отцы наши распяли; мы исповедуем и чтим единого бога, творца всего мира; обрезываемся и в субботы постимся по данному нам от бога закону чрез угодника его Моисея”. Обрезание было противно Владимиру. Но сверх того спросил: „Где отечество ваше?” Ответствовали: „В Иерусалиме”. „Там ли ваше жительство?” – ответа требовал, на что сказали прискорбным видом: „Бог, грехами праотцев наших раздраженный, рассеял и расточил нас по лицу вселенныя, а землю нашу предал чужим народам”. Владимир с негодованием отказал: „Когда вы отвержены от Бога и по чужим землям рассыпаны, то, конечно, закон ваш Ему противен. Для того ли вы нас к тому привлещи желаете, чтобы и мы подобным вашему злоключением от Него были наказаны?” И так со стыдом жиды отосланы без всякого успеха.

И вот на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он предстал перед Владимиром и рассказал ему о православии:
„Верою несомненною, по откровениям прозорливых Святых Мужей, многочисленными чудесами утвержденным, признаем и исповедуем единого Господа Бога Вседержителя, коего всесильным Словом создано, украшено и утверждено великое строение всего мира... В таком великолепном здании поселил Бог жителя, образ неизреченныя своея славы, человека. Но он преступлением заповеди устроенного себе наследия рая лишился... Для соделания спасения от погибели человеческого рода нужно было Божеское на землю нисхождение, о чем предвозвещали пророки.. Наконец воплощенный Сын Божий, Отцу и Духу единосущный, от Чистыя Девы происшел в земли Еврейской. Многочисленными чудесами, гласом с небес отеческим и Духа Святаго сошествием, воскрешением мертвых, наконец, по вольном страдании и смерти от гроба тридневным восстанием и на небеса вознесением не уверил, в своем божестве.. Ныне и тебя, о благоразумный государь, призывает со врученными от Него тебе народами, милосердуя о твоем искании истинного богослужения..”

Философ продолжал: „Хотя связан был Христос, но он наш Бог, и мы не стыдимся; бит и поруган, не отрицаемся; на Кресте пригвожден, и того не таим... Воскресением его хвалимся, которое апостоли в мире проповедали.. Довольно, великий государь, ведаешь, коль широко распростирается христианство и коль многие веки по вселенной от востока до запада господствует. Но кто распространил царское учение..? Двенадцать человек, убогие, незнатные, простые, из деревень, из рыбачьих хижин, ни гражданских, ни военных дел отнюдь не знающие люди,..  перешед пески, горы, стремнины и снеги, воюют против бесчисленных народов, наги и безоружны увещевают нечестивых к благочестию, сребролюбивых к убожеству, сластолюбивых к воздержанию.., водружают кресты и, пред ними умирая, торжествуют.. Наконец победоносное христианство от порабощения на свободу, от гонения достигает в безопасность. Приходят из пустынь отшельники, нося вместо украшения всяких драгих камней страдальческие кости. Соединяются присутствием и мнениями с собравшимися от вселенныя великими учительми.. и общим согласием запечатлевается на соборах непорочная вера. Всему сему свидетели, председатели и споспешники были премудрые и правосудные государи: Константин и Ирина, Константин Погонат, Юстиниан Великий, Маркиан, Феодосий Юный, Феодосий Великий и Святый Равноапостольный Великий Константин, которому, государь, в российском роде тебя уподобить Божие благоволение поспешает, ожидая твоего к себе обращения..”

Показал, оканчивая речь, изображение Страшного Суда Божия на завесе. Плачевный вид мучимых и пресветлое представление небесною красотою одеянных присовокупили учению философову вящую силу, и Владимир вздохнув сказал: „Блажени стоящие одесную; горе отлученным ошую”. Отпустив с честию проповедника, положил в прилежном испытании вер обождать удобного времени к принятию христианства.

Итак, созвал к себе ближних и благоразумных советников и старых городских начальников, которым объявил о бывших послах и свое мнение о их верах, предпочитая прочим исповедание греческое. Бояре и советники сказали, что всяк свою веру обыкновенно другим предпочитает, хвалит свое заблуждение, поносит других истину. Заочно судить есть от правды бегать. Безопаснее всего испытать каждую на своем месте. Понравился совет Владимиру, по которому выбраны десять мужей благоразумных и посланы к болгарам волжским, потом в Рим, наконец в Царьград к грекам. Жиды не почтены были сего достойными, по Всевышнего суду лишенные царства и свободного богослужения.

По возвращении посланники ответствовали, что „у болгар видели служение весьма скучное и печальное: в пустой и ничем не украшенной мечети стоят без пояса; поклоняясь садятся изумленным лицем и, как обуявшие, оглядываются на стороны. Не приводит сердца в радостное умиление неистовая их вера и усердия к Богу не возбуждает. В Риме хотя устав службы уставнее, однако нет такого благочиния, благогласного, пения и украшения церковного, как у греков. Когда мы достигли Царя-града и введены были во храм Софийский,. созданный великим царем Юстинианом в славу Божией премудрости, великолепным украшением, златыми утварьми, драгоценным одеянием, благоуханием и сиянием возженных светильников, благочинным и усердым молением, громким и согласным пением восхищенные, чаяли, что нас некоторая Божественная сила поставила в пресветлых селениях небесных". "Не ведали, где мы есть — на небе или на земле". А были они в храме Святой Софии, крупнейшем и красивейшем в христианском мире, сейчас называемом Айя София и ныне превращенным турками в мечеть…
И добавили: Мы, великий государь, насладясь такового сияния, не можем больше в здешней тьме остаться, но желаем и просим дать нам свободу принять в Греции гражданство и веру”.

К окончанию своей речи бояре присовокупили: „Если бы вера греческая не была толь преславна, не приняла бы оныя бабка твоя премудрая Ольга”. Владимир спросил: „Где же примем Крещение?” – „Где тебе, государь, угодно”, – все ответствовали единогласно.

***
Тогда Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду, хотя крестился не сразу. В это время Владимир стал вынашивать планы женитьбы на византийской царевне Анне. Однако ни ее родственники, ни сама Анна об этом браке и слышать не хотели - был он для них варваром, язычником, да и нравственный облик его вызывал много вопросов. Однако византийские правители попали в трудное положение, начался в их землях мятеж, и собственных сил, чтобы справиться с ним у них не хватало. Пришлось им обратиться к соседу, сильному и беспощадному вояке - князю киевскому, Владимиру. Тот помочь согласился, но с условием, что отдадут ему в жены их порфирородную сестру. И действительно помог, но Анну все-таки не получил. Со своим окончательным решением о женитьбе византийцы все оттягивали.

Тогда Владимир напал на Корсунь и овладел ей и, угрожая Царьграду, "потребовал отдать Анну себе в жёны». Согласно Повести временных лет Корсунь сдалась после длительной осады, когда осаждающие пошли на хитрость и перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. По сем к царям греческим Василию и Константину посылает победитель, прося сестры их в супружество, которое залогом вечного мира быть обещает. В противном случае угрожает нашествием на Константинополь.

Возвратившиеся из Греции от царей объявили, что супружество сестры их со Владимиром невозможно для крайнего различия веры, но может воспоследовать удобно, когда он ко Христу обратится и примет Крещение. Великий Владимир, давно уже к принятию греческого закона приуготовленный, ответствует: „Учение вашего философа и моих послов испытание согласно свидетельствуют о преимуществе вашей веры перед всеми прочими. Того ради со всяким усердием и искренностию оную люблю, при сестре вашей принять желаю и жду ее и Крещения”. Цари призывают Анну, увещевают ко вступлению в брак со Владимиром. Она опасаясь, отказывается.  Братья уговаривают: „Может быть, обратит Бог через тебя Российскую землю, и пребудешь от рода того благословенна вовеки. Отечество наше избавится от плачевных разорений. Знаешь, сколько Греция от россиян претерпела. И ныне подобная пагуба приближается, ежели не отвратишь послушанием”. Рыдая в слезном токе, царевна едва промолвила: „Что ж, когда не примет или приняв отвержет веру и меня к идолопоклонству понудит?” „Пострадай, – цари сказали, – и багрянородною кровию перед варварами засвидетельствуй истину христианства во дни наши”.

Поддавшись на уговоры, отплывает царевна Анна к Херсону и далее к городу Феодосия. Отбывает с сановниками и священниками, и со всем необходимым для предстоящего крещения и брака.

Однако и тут Владимир крестился не сразу, но подтолкнул его к этому странный случай: «по Божественному Промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать». Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир». После крещения прошел Владимир церемонию бракосочетания с Анной и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы. На месте капища распорядился он возвести церковь. Священники, которых привезла с собой Анна, стали народ киевский массово в православную веру крестить.

***
Нравственный облик князя Владимира чудесным образом изменился после принятия им православия. Его как будто подменили. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно», рассказывает летописец.

«И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» А то же говорил монах Иаков, автора «Памяти и похвалы князю Владимиру» (1074г.). До того дошло, что Владимир, до того жестоко казнивший не только врагов, но и вероломно убивший собственного брата Ярополка, вдруг стал задумываться над тем, чтобы отменить смертную казнь. Отпустил он на волю всех своих жен- язычниц, а также многочисленных наложниц. Отпустил и Рогмеду, посоветовав ей за другого замуж выйти, но половецкая княжна предпочла уйти в монастырь.

М.Ломоносов писал об этом так: "Преклоняясь к старости, Владимир прилежал к церквам и к молитве неусыпно, воздая за заслуги с избытком награждение, помогая расточением своего имения бедным и страждущим, строя и обогащая церкви и предложенными пред народом угощениями довольствуя подданных. Приобыкши к кротости, нередко прощал великие вины законопреступникам и свобождал от казни злодеев. Ослаба произвела беспокойство и разорение неповинным. Все пути заняты стали и пресечены разбойниками. Того ради собравшись, архиереи, российские представили государю опасность, от такого послабления наступающую, увещевая, „что меч ему дан от Бога не токмо против неприятелей, но и на казнь законопреступных и что к злодеям милосердие есть к неповинным тиранство”. Притом напомянули о прежнем содержании войска для безопасности подданных и церкви. Побудили сим мягкосердого при старости государя. Разбойники почувствовали справедливую казнь, и войско возобновил Владимир против прежнего по примеру и расположению отца своего и деда".

Князь Владимир умер 15 июля, в 73-летнем возрасте. Правил он в идолослужении 8 лет, а в христианстве 27 лет. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами христианской старости. По всем делам геройства от защищенного, расширенного и прославленного своего народа справедливо приобрел проименование Великого, имя Святого от основанной, снабденной и украшенной российской церкви.

Кто-то может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто по аналогии с превращением Савла в апостола Павла, выбран был для крещения Руси такой закоренелый жестокий язычник, каков был Владимир. Действительно, начинал Владимир свой жизненный путь как жестокий варвар, но удивительным образом, с ходом времени облик его совершенно преобразился, и в конце засиял ярким светом, осветив не только свой жизненный путь, но жизнь всего русского народа.

Служители церкви толкуют это так: "Необходимо было показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства — исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое выдающееся — обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? Кем стал ты?»

«Владимир Красно Солнышко» — так назовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к сформировавшейся личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. Он был введен в лик святых не сразу, смущало русских людей в XI-XII вв. то обстоятельство, что святой князь посмертно не был удостоен дара чудотворения. В 3-й ч. «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Древнем житии») автор специально останавливается на этом вопросе: «Не дивимся, възлюбленеи, аще чюдес не творить по смерти, мнозе бо святии праведнеи не створиша чюдес, но святи суть» - и приходит к заключению о необходимости «от дел разумети святаго».  Это произошло лишь в XIV веке во времена правления Александра Невского, днем святого стало 15 июля. Историки считают, что начало почитания связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 год), которая произошла как раз 15 июля.

И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех последующих столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.

Список литературы:
1. Голубовский П. В. Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом. — К.: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1888. — 44 с.
2. Древняя Русь в свете зарубежных источников : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др. Под ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 5-88439-088-2.
3. Завитневич В. З. Владимир Святой // Православная богословская энциклопедия. — Т. 3. — Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
4. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия, Русское слово, 1997. — 448 с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 738). — ISBN 5-235-02274-2. — 10 000 экз.
5. Карташёв А. В. Князь Владимир. Его обращение и крещение // Очерки по истории Русской Церкви. — Т. 1. — С. 105—114.
6. Ключевский В. О. Лекция X // Курс русской истории.
7. Толочко П. П., Назаренко А. В. Владимир Святославич // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 135—137.
8. Усачёв А. С. Из истории русской средневековой агиографии: два произведения о равноапостольном князе Владимире Святославиче (исследование и тексты) // Вестник церковной истории. — 2006. — № 2. — С. 5—44.


Рецензии