Груманланы. Глава 2. Русь поморская

начало: http://proza.ru/2021/12/25/1893
Глава 2. Русь поморская
«Судьбы многих островов Земли напоминают судьбу женщины: они носят имена, какие им дают владетели, - сколько обладателей, столько имён»
В. Н. Анчишкин «Арктический роман»

   Шёл 7251 год от сотворения мира. Старики ещё помнили об этом. Помнили они и о том, как началась ломка прежней жизни и по указу императора 7208 год в декабре , который был тогда на дворе, превратился в 1700 год. С этого то всё и началось.   
   Только закончилась русско-шведская война, установив между странами вечный мир и обязательства их не вступать во враждебные союзы. Гольштейн-Готторпская династия наследника русского престола ликовала: 23 июня 1743 года Адольф Фредрик был избран наследником шведского престола. 
   Но никоновские и петровские реформы продолжали ломать патриархальный  русский быт, который вместе со старообрядчеством отдалялся на север к поморью, на восток – к амурью и забайкалью. Благо, что широка Россия, и есть куда идти людям с иными взглядами и устоями, осваивая новые земли, открывая новые острова. Но в том же и беда. Если в Европе народы разных менталитетов создавали разные государства, то в России все всё равно вынуждены были подчиниться единому.
   Так и здесь в поморский Мезени сложилось множество старообрадческих скитов. А духовный раскол – есть враг любого государства. Сколько же их пострадало за веру отеческую? Сколько сожжено по доносам нетерпимцев и стукачей? Кто они эти доносчики? Санитары рода человеческого или простые паразиты-завистники?
   Гнала староверов нововерная власть. Выжигала как врагов лютых, и, чем больше склоняла их к отрешению, тем более твёрдо они стояли на вере своей. Хоть и поклонялись они одному Христу (хотя, поморы больше верили Николе Чудотворцу), но веру свою считали более древней, более русской и обрядствовали не на греческий манер, и счёт годам вели от сотворения мiра, а не по-новому. А по-теперешнему шёл 1743 год от Рождества Христова. Повелением Петра счёт годам стал идти по-европейски. А куда девалась более древняя история, из которой тянулась самобытная Русь поморская? Не по-божески это. Так считали старообрядцы-поморы.
   В некотором роде Поморы – это реликтовый русский этнос, наподобие как Копты – реликтовый египетский народ. Они сохранили в себе такую древность, которая перекраивалась последний раз лишь тысячу лет назад. Но и с тех пор более древние верования поморов продолжали сосуществовать в присущем только им Христианстве. Это отразилось, опять же, например, в одушевлённом образе острова Грумант, Старухи-цинги, Грумантского пса. Духовная обособленность Поморов возникла из тех обстоятельств, что те не знали ордынского ига, не знали крепостничества, а женщина являлась хозяйкой наравне с мужем. Складывается ощущение, что и христианство они приняли не насильно, как это было на Руси времён Владимира Святославовича, а довольно поздно и постепенно, как некую должность. От того и принято на один раз и навсегда без всяких новшеств!!!
    Вот что свидетельствует об этом новгородский архиепископ Макарий в письме великому князю Ивану (Грозному) в 1534 году:  "Слышав … прелесть кумирскую около окрестных градов Великого Новаграда: в Вотской пятине, в Чюди и в Ижере и около Иваняграда, Ямы града, Корелы града … и по всему Поморию Варяжского моря … Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение - во всей Руской земли скверные молбища идолские разорены тогда, а в Чуди и в Ижере и в Кореле и во многих русских местех … скверные молбища идолские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича … Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и езера. И проста рещи - всей твари (всему существующему) покланяхуся яко богу и чтяху …". (ПСРЛ, V, с. 73.)
   Ещё одно языческое толкование верований поморов относит нас к другому названию острова Грумант – Берун. Это не что иное как посвящение острова Богу Перуну. Берун – законсервированное Перун. Жилище Перуна древние русичи-поморы относили на крайние недоступные горы острова. Оттуда он руководил своим грозным войском – громами и молнией. Оттуда же и Северным сиянием.
   Ещё более древний эпитет Перуна - Варуна– общеиндоевропейский бог-сотворитель Вселенной. Жарникова отмечает связь Варуны с русским Святым Николаем, которого северяне почитали как Господа: «Варуна - охранитель истины и справедливости, самодержец, царь над миром, владыка мира предков, податель плодородия, Праджапати - отец пряжи, т.е. хозяин судеб, покровитель поэтов и жрецов (что одно и тоже), Владыка луны - места обитания предков. Он бог магических заговоров, обладает чудесной колдовской силой и воплощается в облике быка или рогатого месяца. Ведический бог Варуна, которого многие исследователи считают древнейшим единым богом индоевропейцев - это ночь, ночное звездное небо, луна, вода, разрушительные и созидательные стихии и бык. Именно Варуна держит в руках космическое древо Вселенной, корни которого направлены вверх, а ветки вниз. На ветвях этого дерева висят звезды, обращаясь к которым древний певец просил: «Да проникнут лучи их в сердце наше!» Аналогии с новогодней елкой поразительные. Стоит вспомнить, что чудесное дерево «карколист», которое находится в сакральном пространстве «того света» - «острова Буяна» и тоже растет «вверх корнями, вниз ветвями», в русских народных заговорах тесно связано со св. Николаем (Миколой) или Белесом. Варуна (как Никола и Белес) насылает болезни и приносит избавление от них. Обращаясь к Варуне, его называют «лучшим лекарем», которому принадлежат все целебные средства»
(Жарникова С.В. - Исторические корни образа Деда Мороза на Русском Севере) http://ligis.ru/librari/1514.htm
   Так у русских поморов произошло замещение языческих богов  христианскими святыми. Но замещалось только имя – оно формально, для того чтобы не подвергаться гонениям, а вот содержание остаётся прежним. «Христианские святые — и в их числе св. Николай — оказались заместителями языческих богов и, соответственно, впитали в себя ряд черт языческого происхождения» - пишет Борис Успенский в работе «Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)  http://krotov.info/history/11/uspensky/predisl.htm К Николе перешли и прежние функции Велеса: целительство и охранение скота. А также Обращение Велес «Бог всей Руси» перешло на Николу: «Святитель Микола, силен Бог наш». В истории этот феномен называется двоеверие. Церкви ставились на местах древних капищ, а дни новых святых приурочивались к древним языческим праздникам. Но полного замещения не произошло.
   Замещение богов или святых одной религии на аналоги другой – явление не оригинальное. И в этом сказывается характерная общность религий всего индоевропейского сообщества. Когда возникло Христианство оно с лёгкостью проникло в Египет, потому, что там уже существовали его древнейшие корни, и Осирис – как брат близнец Христа, и идея посмертного суда. Не нова и латентная политеистичность Христианства. Как отмечает Религиовед, д-р ист. наук, профессор МГИМО А. Б. Зубов: «у архангелов в именах тоже присутствует имя Бога (Миха-эль — «Кто как Бог?», Гаври-эль — «Всевышний— сила моя», Ури-эль — «Бог — свет есть»). https://himanru.livejournal.com/16076.html
   Необычность старообрядцев не могла не беспокоить власть. Твёрдые верой и духом они могли бы стать серьёзной опорой своему государю. По иронии судьбы в своём последнем пути на голгофу Николай II опирался именно на них. Старообрядцы оказались последним преданным ему окружением. И это после двухсот лет гонений. Но было уже поздно.
   Многие думы терзали их. Уходили поморы в моря, как странники, не щадя себя – что за веру, что за моря мзду – всё одно помирать. А несвобода духовная – она хуже всего. Она сводит с ума.
   Зная о гонениях на земле, поморы всё глубже, всё дальше уходили в море. Там – свобода грозная, холодная, но и бодрящая своим уловом. Кто-то резался в карты, проматывая состояния, а здесь азарт захлёстывал все думы тяжкие. Выходит, что на земле ловят тебя, а в море – ты сам становишься ловцом. И этим море манило. Но не всех возвращало обратно.
   А кто на земле задержался – ждали гонения и смерть за непокорство. И охотники, и жертвы, что к Николину дню все рыбари, да охотники по зимним избам сидят. Кто снасти чинит, кто пьёт, кто старую веру чтит.
   Вот и на Мезень, откуда отчалили наши Грумнланы беда пришла по доносному делу. И приказано было всех старообрядцев изловить – кого в кандалы, кого в росстриг с конвоем отправить. И жуткое приключилось там злодеяние в декабре 1743 года, или по-старому от сотворения мiра 7252 года.

Продолжение следует


Рецензии