Федеральное законодательство о кредитной коопераци

В соавторстве с Седовой Г. М. и Смирновым О. Ю.

3.1. Федеральное законодательство. Основные нормативные документы.
Основными нормативными документами, в которых освещены вопросы деятельности кооперативных финансовых организаций в РФ, являются:
Гражданский кодекс РФ
Федеральный Закон РФ 23 июня 1999 года № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"
Федеральный Закон РФ от 14.06.95 г за № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ",
Федеральный Закон РФ от 07.03.1997 г. за № 47-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 г за № 121 "О Федеральной Программе Государственной Поддержки Малого Предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг".
Постановление Правительства РФ от 12.04.1996 г за № 424 "Вопросы Федерального Фонда Поддержки Малого Предпринимательства".
В статье 3 Федерального Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" дано определение:
финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В целях настоящего Федерального закона в качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера;
финансовой организации как юридического лица, осуществляющего на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Таким образом, в федеральном законе кредитный потребительский союз прямо отнесен к финансовым организациям. Список финансовых организаций не является исчерпывающим, таким образом, иные кооперативные финансовые организации можно отнести к финансовым организациям.
В настоящее время действующее законодательство предусматривает несколько вариантов правового оформления деятельности различных видов кооперативных финансовых организаций.
I.  Потребительский кредитный кооператив граждан
(кредитный потребительский союз).
Статья 116 ГК РФ дает определение потребительского кооператива: "Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов".
Таким образом, это одна из немногих на сегодняшний день некоммерческих организаций, которая прямо заявляет об удовлетворении именно материальных потребностей своих членов (пайщиков). Это безусловный плюс для работы по целям программы кредитования субъектов малого предпринимательства.
Как плюс для кредиторов кооператива, но как возможный минус для кармана его пайщиков следует расценить норму об ответственности членов кооператива (пункт 4 статьи 116 ГК РФ): "Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов".
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива". Попросту говоря, если сам кооператив не может покрыть свои убытки по итогам года, например, за счет резервного фонда, продажи имущества и т.п., то он обязывает своих пайщиков сдавать дополнительные взносы (это так называемая дополнительная - субсидиарная - ответственность пайщиков по отношению к основной, первичной ответственности самого кооператива). Иначе кооператив может быть ликвидирован или подвергнут процедуре банкротства. Ответственность по внесению дополнительных взносов солидарная: то есть вполне возможно потребовать уплаты всей общей суммы дополнительных взносов или любой ее части с одного члена.
Потребительскому кооперативу не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Но, выбирая вид этой деятельности, важно быть осторожным: если начать выдавать, например, займы не только своим пайщикам, но и другим - в порядке предпринимательства, то за такое предпринимательство можно поплатиться: это вправе осуществлять только кредитные организации. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна носить второстепенный, дополнительный характер, соответствовать целям и характеру основной деятельности и быть предусмотренной в уставе. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
К плюсам данной организационно-правовой формы можно отнести то, что таких кооперативов в России уже более 200, законодатель о них слышал, хотя еще не вполне понял, что это такое: закона о кредитных потребительских кооперативах все еще нет, хотя он уже несколько лет обсуждается и голосуется всеми этажами законодательной власти. У потребительских кредитных кооперативов граждан накоплена богатая судебная практика, в том числе по спорам с регистрационными, налоговыми органами и управлениями по борьбе с экономическими преступлениями, считающими, что кредитные потребительские кооперативы - это структуры типа банков и должны получать лицензии, платить налоги на прибыль и т.п. Накоплен опыт выдачи займов - при этом займы выдаются под проценты, но технология ведения деятельности и ее бухгалтерского учета такова, что они не могут расцениваться как прибыль. Займы выдаются, как правило, под обеспечение - обычно это поручительство других членов кооператива или залог. Здесь тоже есть свои тонкости, накоплен опыт. Потребительские кооперативы - единственная из некоммерческих организаций, которой разрешено распределять между своими членами доходы от предпринимательской деятельности, все иные некоммерческие организации вправе относить эти доходы лишь на единые цели организации. К минусам следует отнести очень жесткую норму о солидарной субсидиарной ответственности пайщиков по долгам кооператива, возможность применения к нему процедуры банкротства, а также не очень удачное с точки зрения сегодняшнего российского гражданского законодательства название «кредитный кооператив». Согласно законодательству выдача кредитов - это право только банков и иных кредитных организаций, то есть коммерческих организаций, выполняющих отдельные банковские операции и имеющих лицензии. Но как показывает практика, с этой коллизией все же можно жить. Деятельность по выдаче займов своим пайщикам не требует лицензирования и не подлежит налогообложению, так как является некоммерческой для потребительского кредитного кооператива. В случае предоставления беспроцентных займов своим членам, являющимся физическим лицам, кредитный кооператив удерживает и уплачивает подоходный налог с полученной материальной выгоды, (менее 2/3 ставки рефинансирования, установленной Банком России).
С фонда оплаты труда кредитный кооператив производит отчисления в социальные фонды на общем основании.
II. Общества взаимного кредитования.
Правовой основой деятельности кредитных кооперативов предпринимателей или обществ взаимного кредитования являются Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" №88-ФЗ от 14 июня 1995 года.
В ст. 6 ФЗ от 14.06.95 г за № 88-ФЗ оговорены направления и система поддержки малого предпринимательства.
На основании ст.7 ФЗ от 14. 6.95 г. № 88-ФЗ государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной Программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, межрегиональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В настоящее время Правительством РФ Постановлением от 14.02.2000 г. за № 121 принята Федеральная Программа поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг, в которой освещены вопросы развития прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, к которым относятся существующие государственные фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные союзы, общества взаимного кредитования. В приложении 1 указанной Программы предусмотрена разработка следующих законопроектов:
"Об обществах взаимного кредитования" для обеспечения условий микрокредитования малого и среднего предпринимательства, снижения уровней залогов и процентных ставок по кредитам, стимулирования вовлечения частных средств в процесс кредитования малого предпринимательства, расширения кредитной базы за счет использования собственных средств;
"Об обществах взаимного страхования" для создания правовых условий для страхования рисков предпринимательской деятельности.
В этом же приложении предусмотрена подготовка методических рекомендаций по микрокредитованию, взаимному финансированию и страхованию малых предприятий. Данные законопроекты предусмотрены Межгосударственной Программой Поддержки малого предпринимательства, утвержденной главами Правительств Содружества независимых государств (г. Ялта, 8.10.99 г.).
 В Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"  в статье 12 сказано:
«Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи.
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:
вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации;
могут поручать управление собственными ресурсами банку - депозитарию или иной кредитной организации;
определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;
не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.»
К плюсам данной формы относится то, что, во-первых, здесь четко, законодательно определен именно внутренний характер предоставления финансовой помощи: только членам организации, в отличие от банков и иных кредитных организаций. Во-вторых, несмотря на не очень удачное название самой организационно-правовой формы, хорошо сформулирована операция - не кредит, а финансовая помощь. В-третьих, управление собственными ресурсами общество взаимного кредитования (ОВК) может, но не обязано поручать банку-депозитарию или иной кредитной организации. Это право, а не обязанность ОВК, в отличие, например, от негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и иных подобных структур. Определяя размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи, ОВК тем самым снижают свои финансовые риски. У них нет, в отличие от банков и иных кредитных организаций, неопределенности спроса и предложения, поэтому их деятельность по предоставлению взаимной финансовой помощи непредпринимательская, а сама организация должна быть квалифицирована как некоммерческая.
К минусам этой формы следует отнести ее узкий состав участников - только субъекты малого предпринимательства. Это следует из буквального прочтения текста пункта 1 статьи 12 Закона: создаются для аккумулирования средств участников в целях оказания им финансовой помощи. Если туда хотят помимо субъектов малого предпринимательства войти иные лица, то эту форму они уже использовать не смогут. Хотя на практике есть случаи создания ОВК не только из субъектов малого предпринимательства.
Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в статье 20 предусматривает также возможность создания иных некоммерческих объединений субъектов малого предпринимательства: "В целях решения совместных задач, связанных с развитием и деятельностью субъектов малого предпринимательства, последние могут создавать некоммерческие объединения, которые вправе осуществлять производственную и иную предпринимательскую деятельность только для реализации своих уставных задач". Однако поскольку никакой новой характеристики этой формы объединения не дано, не следует понимать эту статью как устанавливающую новую организационно-правовую форму юридического лица. 
III. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы.
Если кооператив создан в форме сельскохозяйственного кооператива, то на него будет распространяться Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 07.03.1997г № 47-ФЗ, от 18.02.1999г № 34-ФЗ.
Сегодня существующие сельские кредитные кооперативы на селе создаются главным образом для развития сельскохозяйственного производства, фермерства, личных подсобных хозяйств, предприятий малого агробизнеса. ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в большей мере отвечает целям и задачам кредитной кооперации на селе. Ст 6 этого закона определяет правомочие сельскохозяйственного кооператива привлекать заемные средства, а так же выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива. Эти виды деятельности направлены на достижение основной цели кооператива и базируются на бесприбыльной основе. Но в то же время этот закон не регулирует правила и порядок деятельности сельского кредитного кооператива и ограничивает сферу его деятельности только сельскохозяйственным производством. В соответствии с Законом членом кредитного кооператива могут быть только юридические, физические лица, связанные с сельскохозяйственным производством. Тем самым ограничивается возможность вступления в кооператив лиц, проживающих в сельской местности, но не связанных сельхозпроизводством. Действующее банковское законодательство не распространяется на некоммерческие организации, каковыми являются сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Лицензирования по данному виду деятельности не требуется. Налогообложение производится в том же порядке, как и в потребительском кредитном кооперативе.
IV. Общества взаимного страхования
Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания обществ взаимного страхования (статья 968 ГК РФ) для страхования имущества и иных имущественных интересов самих членов данных обществ путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Общества взаимного страхования представлены как некоммерческие организации, но лишь при том условии, что они страхуют имущество и иные имущественные интересы только своих членов, а не третьих лиц, с соблюдением необходимых ограничений финансовых рисков. Страхование осуществляется непосредственно на основании членства, если учредительными документами общества не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования.


Рецензии