Заповедник

Однажды, шастая по Яндекс-карте Москвы, я, исключительно  для прикола, глянул на окрестности своего дома, расположенного на Союзном проспекте в районе Новогиреево. Вдруг, при очередном увеличении масштаба, буквально в ста метрах от места моего расположения на карте всплыл значок, сопровожденный надписью: «Дом-музей актера и театрального деятеля Алексея Дикого».
«Вот так новость!» - удивился я – «Живу тут уже 52 два года, и не знал, что рядом имеется дом-музей, и что улица Алексея Дикого названа так не в честь какого-нибудь там революционера, или Героя войны, как я думал, а именем одного из актеров, игравших Сталина в фильмах, виденных в детстве!». Посмотрев на место, отмеченное на карте, я понял, что не помню, что на нем расположено; будучи основательно заинтригован, я оделся, и вышел из дома на внутриквартальный проезд, некогда называвшийся Шестым проспектом, и пошел по нему в направлении улицы Алексея Дикого. Там, где, согласно карте, должен был находиться дом-музей, зеленела лиственная роща. И лишь когда я дошел до уличного перекрестка, в просвете между деревьями показался фронтон деревянной избушки.
Перейдя улицу Алексея Дикого, я подошел к забору из штакетника, окружающему дачный участок размером примерно шесть соток, затененный кронами старых лип, берез и  яблонь.  Посреди этого одичавшего сада обнаружился одноэтажный дачный домик, сложенный  из бревен, и выкрашенный в коричневый цвет. Обойдя ограду по периметру, я не обнаружил на ней таблицы с указанием режима работы музея, но приметил калитку, закрытую на засов. Так как она была не заперта, отодвинув засов, я вошел в сад, и подошел к дому. На его фасаде рядом со входом я увидел скромную мемориальную доску, выполненную из оправленного в деревянную рамку стекла с белой надписью на черном фоне: «В этом доме жил, отдыхал и работал в саду народный артист СССР, профессор – Лауреат пяти государственных премий Алексей Денисович Дикий». Дом –  пятистенок с остекленной  верандой  общей площадью примерно (6;6) м2. Единственным его украшением являются побеленные рамы остекления веранды и окошка мезонина. Постройка изрядно обветшала; можно догадаться, что ее входная дверь не открывалась несколько лет; скорее всего, дом-музей перестал функционировать из-за отсутствия посетителей, что не удивительно: если я, современник Дикого, едва вспомнил, кто это такой, то что уж говорить о молодежи (тех, кто моложе моих 80 лет)?
Но, хотя я не являюсь поклонником ни Дикого, ни Сталина, которого он так самозабвенно играл, я доволен, что посетил это место; - ведь, отворив калитку, я пересек символическую границу, отделяющую район Новогиреево, с его типовой современной городской застройкой, от участка, сохранившего облик подмосковного поселка Ново-Гиреево. И от дома, и от сада, и от садовой скамьи, изготовленной из поваленной яблони, на меня сразу повеяло покоем дачной жизни, протекавшей здесь вплоть до 1960 года, когда поселок был присоединен к Москве. Этот клочок земли – заповедник,  - нет, не дореволюционного прошлого, - оно представлено богатой и изысканной дачей Вертье, расположенной неподалеку отсюда, но памятник скромного  советского дачного времяпровождения, породившего собственную ностальгию.
Конечно, я бы предпочел, чтобы эту роль выполнял дом,  в котором в конце 50-х  жил замечательный русский художник Илларион Голицын, увековечивший эти места в своих акварелях, но, раз он не сохранился, то ладно, - пусть будет этот.
                Июнь 2021 г.


Рецензии