Детство не помнит пасмурных дней. 7 часть

Дядя Вася нам, ребятишкам, мастерил самые настоящие ездовые нарты, только маленькие. Гнул в кадке с горячей водой черёмуховые жерди. Делал из них полозья. Впереди был на нартах «баранчик», дуга за которую можно было держаться руками. Вся конструкция была связана прочными сыромятными ремешками. Лёгкая, красивая, безопасная.

  В алюминиевых саночках было жёстко подпрыгивать на трамплинчиках, а дяди Васины нарточки поскрипывали и покачивались мягенько. А если и переворачивались — то мы обходились без ушибов!

Нина Антиповна была тоже рукодельной. Умела шить, вязать крючком. Помню, что весь дом был обшит какими-то затейливыми лоскутными ковриками и покрывалами.
На полочках стояли ажурные нитяные вазочки, чтобы они могли удержать заданную форму,их вымачивали в крахмальном клейстере или сахарной воде.
    На вязаных салфеточках стояли сшитые цветными нитками мулине и украшенные декоративным швом пузатые шкатулочки из открыток.

 Стенки в сенях были оклеены репродукциями известных картин из глянцевых разворотов журнала «Огонёк». И плакатами с красивыми китаянками в национальных костюмах. Так непритязательно украшали тогда быт.

Петров Влас Кирсанович — один из старших братьев мамы. Мой самый любимый и весёлый дядя!
Как мы радовались, когда слышали его голос! Это значит, что, несмотря на дело, которое его привело к отцу или маме, он обязательно с нами поиграет, расхохочет и подбросит прямо до неба!

Был такой со мной случай:
  Однажды, кто-то принёс (в классе третьем наверное) красный лак для ногтей. Все девчата дружно покрасили в школе ногти. Красота!
  Сижу дома и любуюсь. В это время пришёл дядя Влас. Он совсем не одобрил этой красоты. Предупредил, что отец по головке не погладит, стирай, говорит!

Легко сказать! Я стала проводить эксперименты:
одеколон — безуспешно!
Спирт – безуспешно!
Уксус — тот же результат!
И даже керосин! – никак…
Отчаяние было неподдельным!

    Наконец пробую радикальное средство: скребу ногти лезвием безопасной бритвочки.
 Ух! Спасена!
Теперь от родителей не влетит!!!
    Смешно вспомнить. Но таковы были нравы тех пор.

Его жена Зинаида Никитична была учительницей начальных классов, потом работала в Райкоме Партии.
Я помню, что она всегда много работала с тетрадками, закончила заочно филфак пединститута. Никогда не утихомиривала наши шумные ребяческие игры. Была улыбчивой и очень доброй.
Жили мы через огород. И почти всё свободное время  я проводила в семье дяди Власа и тёти Зины у двоюродных сёстёр и брата. Несмотря на значительную разницу в возрасте со старшей сестрой Людой (Петровой) мы были очень дружны — она никогда не относилась ко мне снисходительно, как к младшей.
 
Помню, как в нашем строящемся доме мы спустились в будущий подпол. Люда меня в этой яме начала обучать "индийскому" танцу. Движение головой из стороны в сторону мне не очень удавалось. Но я очень старалась!

Мне казалось, что если я не научусь, то она меня из ямы не выпустит! Однако это движение шеей из стороны в сторону с неподвижными плечами я и теперь легко исполню! Хотя тогда мне было около 7 лет, а ей 12. Вспоминаем смеясь.

   Она же меня приобщала к акробатике. Но после того, как я упала, делая мостик, через голову с плеча на плечо старшеклассника на виду у мамы, ход в акробатику мне был закрыт. Тогда сестрёнка придумала "акробатические этюды"- какой- то сплав движений и музыки. На гармошке нам играл другой брат, Николай. Мы даже на одном местном празднике выступали со сцены. Я в детстве гибкая была.
Люда для меня была безусловным авторитетом.

На один из своих дней рождения она пригласила меня, мелкую, в свою — для меня «взрослую» — кампанию. Мама выделила мне для подарка упаковку с капроновыми чулочками. Но мне показалось этого мало, и я присовокупила к ним одну из толстых книг домашней библиотеки. Я её прочитала и мне понравилась. Книга была не совсем новая. Константин Паустовский «Кара-Богаз-Гол». Наступило время дарения и я, смущаясь, дарю, оговаривая, что книжка не новая.
— Ну и что? — спрашивает сестра, — главное что это — Паустовский!

Выше я уже рассказала о своей встрече с Паустовским. Когда слушала ,"Корзину с еловыми шишкам"
Тогда-то я оценила фразу сестрёнки! И у меня появился по-настоящему любимый писатель.

Позже, когда сестра поступила в институт им. Герцена в Ленинграде и присылала мне оттуда открытки с видами города, я загорелась мечтой — хоть бы на пару дней оказаться в Ленинграде! Судьба так распорядилась, что теперь здесь моя пристань. Дом, семья, внуки… А Люда приезжает ко мне в гости.

У меня есть немножко мистического в истории обретения этого города в моей жизни. Это будет отдельная тема.

Братишка Юра  меня старше. Он родился в феврале, а я — в ноябре. Поэтому в первый класс он пошёл на год раньше и стал моим «учителем». Сразу из школы он приходил к нам домой, я выдвигала из-под кровати фанерный чемодан, на этой импровизированной "парте" он учил меня всему, что делали в школе. И ведь научил! Когда я пришла в первый класс, то довольно бегло читала.

У него, конечно же, были свои мальчишечьи дела и друзья.
   Но порой и мне удавалось в них поучаствовать.
Помню, как было здорово плавать в железной оцинкованной ванне вдоль забора соседей Загурских, когда половодье захватывало часть Набережной!
Вода из Антоновки тогда протекала прямо по улице.

 Ещё мы вместе ловили в ручье мелкую  рыбку колюшку и запускали её в бутылку. Перегородив ручей, выпускали рыбёшек в запруду и наблюдали за этим аквариумом. Правда, обязательно выпускали пленниц на волю. Ноги ломило от студёной ключевой воды. Но обходились даже без насморка!

С младшей двоюродной сестричкой Леночкой дружна была моя младшая сестра Таня. Они играли в свои игры. Таня пошла в школу раньше и научила Лену читать, как и Юра научил читать меня. Обе были кошатницами.
   Когда наша семья уехала в Крым, девочки оказались далеко друг от друга, они писали друг другу трогательные письма смешными крупными буквами, как может написать третьеклашка. В письме к Леночке Таня спрашивала её о том, как поживает оставленный новому хозяину котик, не обижают ли его? И рассказывает про свою крымскую кошечку по имени Аза, чёрную «как цыганка». И даже приложила отпечаток лапки, будто она «расписалась».

Мы были по-родственному близки между собой. Зимой тропиночка в сугробе по огороду соединяла наши дворы, как кровеносный сосудик. А какие книги были в доме Петровых! Они не помещались ни на одну этажерку, лежали  на шкафах. Это был мой магнит. Я читала в ущерб общению со сверстниками на улице.   
   В 14 лет перечитала собрание сочинений А.И.Куприна в 7 томах.  Когда мы переехали в Крым, я очень хотела попасть в Балаклаву, туда, где встретила купринских "Листригонов".
 Но тогда это был наглухо закрытый посёлок. Уже после того, как страна развалилась, и Балаклава перестала хранить тайну тоннелей - доков для подводных лодок, для меня открылась красота этой знаменитой бухты.

 С благодарностью храню память о нашем обожаемом дяде Власе, тёте Зине и их доме на Набережной.


Другие мои двоюродные братья и сёстры — это дети маминой сестры Анны Кирсановны или Нюси. Так её звали родные. Тётя Аня — Машихина в замужестве. Её муж Сергей Власович Машихин работал начальником паспортного стола. Всегда почему-то помню его в кителе. Большой, строгий и немногословный. Вернулся с войны с орденами и медалями.

В их семье было пятеро детей. Старшие — Борис, затем Сергей, моя ровесница Галя, и самая младшая Светлана. Я родилась в ноябре, а братья захотели, чтобы у них «тоже была Галя». Она родилась в декабре, после меня. И стало нас две Гали. Потом родился Юра, назвали в честь Гагарина, но когда он родился, мы уже уехали из Мильково. К большому сожалению, связи мои с ними оборвались с отъездом нашей семьи в Крым. С Галей мы некоторое время переписывались. Мальчишки Машихины меня никогда в расчёт не принимали и я их тоже. Сказывалась разница в возрасте и интересах.
 когда я гостила в их доме, меня приводил в ужас низко летящий самолёт . Как раз над их домом была  самая низкая позиция глиссады перед посадкой.
  На момент нашего отъезда мне было 15 лет. Боря уже служил в армии. Сергей работал в Мильково. Света была младшей и у неё был свой круг общения.

Зато мама моя вела обширную переписку с родными и знакомыми. Иногда меня оповещала о переменах в жизни родственников. Светочка вышла замуж за чудесного человека — горного мастера Колю Бардина и стала Светланой Сергеевной Бардиной. Она часто приезжала с семьёй в Крым. Мама очень любила Свету, её мужа Колю и троих ребятишек Алексея, Сергея и Славика. Жаль, что ей и Коле мало было отпущено для жизни, как, впрочем, и её старшей сестре — Галине и самому младшему брату — Юре. Мильковчане должны помнить Свету по работе в Ассоциации коренных народов.
           САНАРОВЫ

 Я очень подробно рассказала о моих родных по материнской линии.
Оно и понятно: я прожила с ними какую- то часть жизни.
   Но не было бы меня и всего остального, что последовало , если бы не отец.
    Вот его родословная осталась за скобками. Потому что он слишком рано покинул дом. Тоже работал на "чужого дядю"- был наемным работником в крепком хозяйстве. По моим догадкам, когда семью хозяина раскулачили, отец подался по вербовке подальше от греха.

Он очень любил фильм "Дерсу Узала" и вскользь отмечал, что немало походил по Уссурийской тайге.

    От него я услышала рассказы про китаянок с невероятно маленькими ступнями. Из- за чего ходить они не умели, а передвигались в специальных носилках. Если надо было сделать несколько шагов к лавке, держали для баланса в руках по вееру.

  Запомнила рассказ, от которого испытала неподдельный ужас!
  Дело было на каком то рынке. Хозяйка торговала молоком. Спросила у отца:
 - с холодцом или так?-
Отец понял что одно холодное, другое парное. Взял похолоднее. Стал пить прямо из кринки. И на половине процесса увидел лягушачью голову.
   Не знаю до сих пор байка ли была? Правда ли?


Он мог и выдумать...одно знаю, что поносило его по свету немало.
    Война застала его на острове Карагинском.
Чем там он занимался, не любопытствовала при жизни. Теперь и не спросишь.
  Знаю опять со слов, что от цинги потерял там зубы. Что сами себя как могли обеспечивали пропитанием. Помню рассказ про то, как носили торфяные или травяные брикеты, нарезанные самостоятельно. И не хватало сил их носить. Возможно группу людей оставили для лова рыбы.

 Не знаю как его занесло в Мильково. Знаю, что мама была с двумя детьми, переболевшими менингитом. Семья не сложилась, муж увлекся другой.

 С отцом они "сошлись" как два одиноких и немолодых уже.  Отцу хотелось семью и детей.Правда мама была младше отца на 10 лет. Вполне справилась с рождением детей в их браке. Но беда была, что  не все выжили. Это было горе.

  Отец оторвался в 30-е годы от своих корней. И появился уже в начале шестидесятых в своем родовом месте на Алтае.
  Отец - выходец из семьи староверов. Не сектантов, а истинных староверов никонианцев. Думаю что в Сибирь они бежали от реформ.
  Отец не придерживался традиций. Но нам рассказывал, что в семье никогда не отказывали мирянам другого толка в помощи.
    Однако, было заведено кормить их из другой посуды, которую в семье не пользовали. Вплоть до чайника, не считая ложек - плошек.

 Дедушка мой Прокопий Фёдорович Санаров был человеком уважаемым.
 Ему было доверено хранение денег общины. Значит был казначеем.
  Порядок любил соблюдать строго. Когда уезжал по делам в Барнаул, возвращался в строго указанное время. И вся семья должна была выйти за ограду обширного двора, чтобы встретить главу семьи с поклоном.

  Помню, что мой отец порой маме говорил, что у них в семье муж к жене и жена к мужу обращались только по имени- отчеству.
  Чувствовалось, что ему хотелось завести такую традицию. Но мама в иной была воспитана. И отшучивалась:
 " Да будет тебе, Федюшка!"

 Старший брат отца  - Мирон Прокопьевич Санаров был помощником ветеринара. Но случился в колхозе падёж скота.
  Его и врача обвинили во вредительстве. Пришлось ему срок отбывать по 58 статье, как врагу народа.
Больше он в профессию не вернулся. Хотя вся округа знала о его добрых руках и в случае необходимости он помогал. То корове отделиться, то с поросёнком разобраться...
    Но работать ушёл с бумагами: то ли учетчиком, то ли бухгалтером...так как был в лагере, на войну призван не был. А другой брат - Никита Прокопьевич Санаров вернулся с наградами. В Барнаульском музее он отмечен как участник ВОВ, Отмеченный государственными наградами. Нашла его на сайте Подвиг народа.


  В общем то ничем особым не отмеченная семья.
Но в целом тоже даёт срез эпохи. Судьбы в контексте времени. Там было всякое.
  Но мне и моим детям, и внукам нечего стыдиться. Напротив, есть чем гордиться. Каждый из этих людей делал историю страны просто проживая жизнь. А жизнь не перепишешь!
 
 Приходите почитать следующую главу.
 Будет и смешно и грустно.

На снимке Долина гейзеров. Я в 2009 году там побывала.
Продолжение, но близко к завершениюhttp://proza.ru/2021/12/26/958


Рецензии
С большим удовольствием читаю Ваши воспоминания, Галина. Бывали мы в одних и тех же местах, что особенно приятно.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.11.2023 22:38     Заявить о нарушении
И мне приятно, Владимир!
И от воспоминаний тех, общих мест, что соединяют память и от Ваших добрых слов.
С душевным приветом
Галина.

Галина Санарова   22.11.2023 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.