Название племени междуречья Клязьмы и Волги

О названии неизвестного славянского племени междуречья Клязьмы и Волги.

"Берендеи" художник Борис Ольшанский

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

       В статье «Восточно - славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря» мы рассмотрели вопрос о племени, проживавшем в междуречье рек Клязьмы и Волги, или на территории Ростово- Суздальской земли. В данной статье попытаемся ответить какое название было у этого племени, и что в памяти народной сохранилось о нем.

       Еще раз отметим, что: «Своеобразие языковых черт диалекта Ростово-Суздальской земли, откуда затем вышло Московское государство, дали основание таким исследователям как Б. М. Ляпунов, Ф. П. Филин и другим, сделать предположение о существовании в Волго - Клязьминском междуречье ещё одного восточнославянского племени (сведения о котором до нас не дошли), чей племенной диалект (а не диалекты словен и кривичей) развился в ростово - суздальский. Сторонником данной точки зрения является также авторитетнейший археолог В. В. Седов.» («О древних "московитах". Или, о чем не пишут в школьных учебниках» https://basmanov.livejournal.com/2331942.html).

        Кроме архаического диалекта, отличительной чертой этого славянского племени(от вятичей и кривичей, а тем более от словен новгородских), являлось ношение его женщинами браслетообразных височных колец с незамкнутыми концами, а височные кольца являются отличительным славянским признаком.

        «Близка к этнографической и южная историческая граница Ростово-Суздальской земли. Археологические материалы позволяют несколько скорректировать последнюю. Так, поречье реки Москвы, по-видимому, целиком следует включить в Ростово-Суздальскую землю, поскольку первыми славянскими насельниками были здесь племена — носители браслетообразных незамкнутых височных колец. То место в среднем течении р. Москвы, где был основан город с таким же названием, судя по данным археологии было территорией, первоначально освоенной той же славянской группировкой. Укрепление Москвы Юрием Долгоруким следует рассматривать как создание форпоста на южных рубежах Ростово-Суздальской земли» (Седов В. «Древнерусская народность: историко- археологическое исследование».

        Почему - то принято считать, что берендеи – кочевое племя, воевавшее с Киевской Русью, а затем вынужденное под ударами половцев просить у русских защиты. «Берендеи, берендичи, берендии (др. русск. береньд; и, береньдичи, точная этимология не установлена ( М. Фасмер Этимологический словарь русского языка) — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов. (Берендеи // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973;1982.)»

        Якобы В XII веке берендеи переселились вместе со многими славянами в наш Залесский край, помогая Юрию Долгорукому, а затем его сыну Андрею Боголюбскому.

        Но по - нашему мнению распространение огромного количества топонимов в северо -восточной Руси в лесном крае не вяжется с берендеями – кочевниками. Считаем исчерпывающие доводы привел Александр Смирнов в статье «Берендеи»: «Берендеи – это утраченное прозвище русо - славян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов. В то же время следует признать, что берендеи – это не какой-то особый народ, или отдельная нация. Это именно русские, любящие присваивать различные прозвища: берендеи, берендичи, или даже просто беренды – в честь царя Берендея..».(«Берендеи» Александр Смирнов http://proza.ru/2016/09/11/715)

        «Сопоставление судьбы народа меря с судьбами других народов Руси вполне очевидно показывает, что меря разделила судьбы именно славянских народов, поскольку только славянские летописные народы (кривичи, поляне, вятичи словене и т.д.) исчезли со страниц истории в одну эпоху с мерянами. Именно и только славянские народы, объединившись в единый русских этнос, потеряли необходимость в своей более ранней племенной сепаратистской идентификации и утратил ее.

        Все же финно - угорские народы в Руси, абсолютно все, сохранили свою неславянскую этническую идентификацию и сохранили свои языки до настоящего времени. Сама историческая судьба мерян убедительно свидетельствует, что это был славянский народ..» (из эссе «К вопросу о русско-славянском происхождении летописного народа меря» https://zdrager.livejournal.com/73411.html )

        Берендеи так же укладываются в этот ряд и исчезают из упоминаний в летописях на рубеже XII – XIII веков: «Берендеи вхо­ди­ли в вой­ско ки­ев­ско­го кн. Святослава Всеволодовича, раз­гро­мив­шее по­лов­цев в 1183. По­след­ний раз Берендеи упо­мя­ну­ты в ле­то­пи­си под 1206 как уча­ст­ни­ки по­хо­да на Га­лич объ­е­ди­нён­ных сил под ко­манд. ки­ев­ско­го кн. Рюрика Ростиславича и чер­ни­гов­ско­го кн. Все­во­ло­да Свя­то­сла­ви­ча.(Большая Российская энциклопедия) Подчеркнем, что Рюрик Ростиславич собирал войско в Северо-Восточной Руси.

        Существовало и до сих пор сохранилось большое количество названий урочищ, болот, селений с производным от названия берендей.

        Отметим, что земли, выделившихся изначально Тверского и Московского удельных княжеств, входили в Ростово – Суздальскую землю. На Клинской земле (сейчас Подмосковье, но изначально входила в Тверской удел) к югу от деревни Троицкое между реками Чернавка и Толмач находится урочище Берендеево болото. Чернавка раньше называлась рекой Астраганец. Еще в XVII – XVIII веках был Стан Берендеевский. Он находился: «между верховьями реки Истры и Сенежским озером в смежных местностях нынешнего Клинского и Звенигородского уездов Название сохранилось в названии села Пятницы-Берендеева. Происхождение названия, в первоначальной форме "Берендеева слобода" неясно. Первое известие - в духовной Дмитрия Донского.» В указанном месте в свое время был и Берендеев Монастырь.

        Так же Берендеево болото находится в Ярославской области, в центре Суздальского черноземного ополья. Вот, что сказано в словаре Брокгауза и Ефрона, «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского уездов, длина 10 версты, ширина 4 – 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей»

        «Берендей:
- представитель племени берендеев.
- в славянской языческой мифологии – колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.
- мифический царь в русской литературе.
В сказке А. Н. Островского «Снегурочка» царь Берендей мудро правит берендеями.
В «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. В этой сказке находят отражение многие сказочные герои и мотивы русских народных сказок: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и другие». («Берендеи» А. Смирнов)

        По - нашему мнению этимология названия «берендей», может быть сложно составным, от бер - медведь (берлога – логово бера), а медведь тотемное животное восточных славян и русов, и дий - див может происходить от древне славянского слова «divъ», что дословно означает нечто чудесное, способное сильно удивить(в славянской языческой мифологии – колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.)В истории известна древняя страна Биармия, например в книге Леонтьевых «Биармия: северная колыбель Руси», при написании книги, побывав в Норвегии они спросили преподавателя одного колледжа, о древней стране Биармии, он ответил, что: «в Норвегии любой знает, это страна русского медведя». В древние языческие, или правильно ведические времена медведь был главным тотемным животным объектом религиозного почитания у древних предков русских. Для наших предков медведь был магическим животным, его образ присутствовал в разных племенных и этнических обрядах, подарках, оберегах с его когтями и клыками.

        Народная память о тотемном животном медведе сохранилась даже после принятия христианства, что отмечал доктор исторических наук А.В. Пыжиков. На иконах, почитаемых в народе святых изображали с медведем – хозяином леса. Святым считался тот, кого в лесу медведь не тронет, что мы и видим в иконографии Серафима Саровского, Сергия Радонежского, и других известных русских святых.

        Названия Берендеевских болот может быть связано с предками древних русских – фатьяновцами. Загадкой является отсутствие поселений фатьяновских племён, за исключением восточной (балановской части) части её распространения, на эту тему существует несколько гипотез. «Вопрос о поселениях фатьяновской культуры до сих пор окончательно не решен для ее значительной территории. «Отсутствие» поселений на большей части территории фатьяновской культуры объясняется исследователями по-разному. Одно время приверженцы автохтонного происхождения фатьяновской культуры считали определенные неолитические стоянки фатьяновскими поселениями, а керамику из могильников рассматривали как ритуальную. Другие исследователи отсутствие поселений объясняли кочевым бытом фатьяновских племен (Третьяков П. Н., 1966), оставлявших недолговременные поселения типа селищ, или расположением фатьяновских поселков в неисследованных археологами местах (на торфяниках, распаханных полях и пр.), на водоразделах (Бадер, 1939). П. Н. Третьяков, базируясь на мнении А. Я. Брюсова о враждебных отношениях местных охотничье-рыболовческих племен к пришлым фатьяновцам (Брюсов, 1952), высказал предположение о кратковременности фатьяновских поселений, культурный слой в которых не успевал накапливаться (Третьяков П. Н., 1966). Некоторые ученые запада считали фатьяновцев военными отрядами, которые при частых передвижениях не оставляли стоянок с большим культурным слоем. Вряд ли это утверждение соответствует действительности. Сейчас известны фатьяновские могильники с большим количеством погребений (20—40 и свыше 100), что свидетельствует об их длительном обитании на одном месте».

        Предложим свои версии. У русского народа существует суеверие, что нельзя здороваться через порог? В древности порог был границей, оберегом, защищавшим дом. Через него начинался вход во внешний мир. К тому же есть предание, что в древнейшие времена под порогом хоронили предков, которые охраняли дом от нечистой силы. Поэтому приветствуя гостя, пришедшего в дом домочадец вместе с ним, приветствует и приглашает к себе потусторонние силы, и как бы снимает защиту со своего жилища. Поэтому не принято здороваться через порог.

        Исходя из вышесказанного можно предположить, что поселения фатьяновцев были в непосредственной близости с захоронениями своих предков (ближе к реке), или над ними. Те, что были ближе к реке или водоёму и со временем были подмыты и могли уйти под воду, а расположенные на холмах далеко от воды так же смывались дождями и выветривались, оставались только захоронения, укрытые землей

        Возможно жилища фатьяновцев для безопасности могли находится на реках и озерах, болотах, например - в домах на опорах – сваях, дома на курьих ножках? Болото предпочтительнее так как зимой в средней полосе: «По сравнению с минеральными почво-грунтами толщина мерзлого слоя торфяной залежи на 25—40% меньше», на нём остаются труднопроходимые места. А при глубоком снеге, выпавшем с осени, некоторые болота совсем не замерзают и не улучшают его проходимости. Это происходит из- за торфа, который выделяет и сохраняет тепло (подробнее в моей статье «Загадка поселений фатьяновцев - древних предков русских»)

        Итак, из вышеизложенного материала можно сделать вывод: восточно - славянское племя междуречья Клязьмы и Волги, или Ростово - Суздальской земли носило имя берендеев. Именно на этой земле при смешении словен новгородских, кривичей, вятичей и берендеев исторически сложились великороссы (современные русские)


Рецензии
Интересное,познавательное исследование-гипотеза. Смешение различных родовых племён явно полезно для генетики. Взаимное обогащение культур(особенно при наличии мирного развития)позитивное и необходимое условие появления российской цивилизации.Важно,что Вы строите свои гипотезы не только преобладающей темы: кто из царей-князей на ком женился и кого, напротив, погубил, а от потребности и желания выживать в сложных природных условиях современной России... Они то нас и породили, берегут, сделали сильными... Надвигающееся изменение Климата будет очередным суровым испытанием...

Владимир Казаков Нн   26.12.2021 19:37     Заявить о нарушении