Ч. 297 Не теряя присутствия духа

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/12/20/1107

Путятин получил разрешение уполномоченных японского правительства Цуцуи и Кавадзи свезти артиллерию фрегата на берег.

Два высших японских чиновника, решая первоочередные вопросы оказания помощи тысячам людей,  в одночасье лишившихся жилья и средств к существованию, смогли найти время, чтобы помочь иностранцам, оказавшимся тоже в отчаянном положении.

Японские плотники быстро сколотили специальные сараи для хранения орудий, и это тогда, когда их руки были нужны для строительства временного жилья для жителей Симоды. Бескорыстная помощь японцев, их благородство восхищают.

14 декабря офицеры и матросы установили на берегу стрелы для подъёма орудий из баркаса на берег. Орудия выгружали стрелами с фрегата на отремонтированный баркас, а затем перевозили их к берегу.

На «Диане» в верхнем деке (палубе) находилось 28 длинноствольных пушек 24-фунтового калибра и два однопудовых единорога. На открытой батарее – 18 карронад  24-фунтового калибра и 4 длинноствольные пушки того же калибра.

Карронада вместе со станком-лафетом весила 121 пуд (около двух тонн). Вес остальных орудий был ещё больше. Каждое орудие предстояло поднять на верхнюю палубу, погрузить на баркас и затем выгрузить на берег.

Эта тяжёлая и опасная работа проводилась в условиях сильного ветра и большого волнения в бухте. Вообще, когда говоришь о службе на военном паруснике того времени, к любой работе можно смело добавлять эпитеты  «тяжёлая и опасная».

Немало сил потребовалось, чтобы затащить орудия в сараи. Этой работой были заняты восемьдесят матросов.

16 декабря, несмотря на все трудности, вся артиллерия «Дианы» была спрятана в сараи на берегу.

Для килевания фрегата японские власти предложили бухту Адзиро на восточном берегу острова  Идзу.

Путятин поручил лейтенантам Николаю Густавовичу Шиллингу и Александру Александровичу Колокольцеву осмотреть бухту и оценить возможность килевания в ней фрегата. Японские власти выделили двух чиновников для сопровождения моряков.

Офицеров сопровождали два матроса и переводчик Тацновский. Для глазомерной съёмки и промеров экспедицию снабдили лотами и карманным цель-компасом. Отправились в путь на японской лодке вдоль берега.

На фоне яркой зелени зияли чёрные трещины и осыпи – результат землетрясения. Бухта Адзиро оказалась непригодной, мелкой. В неё нельзя было ввести фрегат. Переночевали в деревенском храме.

Японцы накормили русских моряков ужином: рыбой с холодным рисом, яйцами, отварным картофелем, чаем без сахара и мандаринами. После солонины и сухарей для матросов это был роскошный ужин.  Впрочем, и офицеры отсутствием аппетита не страдали.

Вместо одеял на ночь всем дали огромные ватные халаты, а вместо подушек - маленькие деревянные трапеции. За ночь с непривычки продрогли до костей: бумажные перегородки в храме не спасали от мороза. Для японцев всё было привычно.

Японские лодочники сказали, что есть ещё одна бухта – Атами, но везти туда они отказались. Шиллинг и Колокольцев предложили пойти пешком, чтобы осмотреть эту бухту. Чиновники возражали - тогда офицеры сказали, что они осмотрят бухту сами, без них.

Бухта Атами тоже не подошла. Выяснилось, что это курортное место, куда приезжают на лечение богатые японцы из столицы. Там была построена водолечебница с ваннами, в которые подавалась горячая вода из гейзера.

Все вернулись в Симоду пешком. В пути ночевали в деревне Иннатори. Везде японцы оказывали русским дружелюбный приём и кормили. Выслушав доклад, Путятин распорядился, чтобы офицерам выделили катер для обследования западного берега полуострова Идзу.

Но разыгрался сильный шторм, идти на катере  -  подвергать риску жизни людей. Ефим Васильевич уговорил японские власти разрешить обследовать побережье пешком. Адмирал поставил задачу найти такую бухту, в которой не только можно будет килевать фрегат, но и место килевания не должно быть видно с моря.

Проверить глубину у самого берега, чтобы  она была не менее четырёх саженей для того, чтобы фрегат мог подойти вплотную к берегу, а сам берег - плоский, не скалистый, удобный для установки шпилей (механизмов типа ворот с вертикальной осью вращения – прим. автора).

На сей раз моряков сопровождали четыре японских чиновника довольно высокого ранга. У каждого из них было по три слуги: один нёс саблю, другой - зонтик,  третий - шляпу. Кроме того, их сопровождали носильщики с носилками.

Носильщики менялись в деревнях, которые проходили.  Чиновники довольно быстро уставали, и их несли на носилках. Моряки жалели носильщиков. Несмотря на холод, японцы-носильщики были почти нагие, только с куском синей ткани вокруг бёдер.

От тяжёлых носилок у них  опухали плечи, а у некоторых образовывались гнойные раны. Во время переходов офицеры производили съёмку местности. Заночевали в деревне Кора. Офицеры и матросы поднялись рано, они торопились.

Но чиновники заявили, что они в такую рань никуда не пойдут. Тогда моряки отправились сами, без проводников. Вскоре обнаружили, что заблудились.  Встретили в пути много деревень, вызвав любопытство их жителей.

Теперь их сопровождала толпа любопытных. Чиновники, перепугавшись, что им влетит за то, что оставили  русских без контроля, спохватились и скоро их догнали. Осмотрели несколько бухт, но все они не годились, пока, наконец, не нашли нужную бухту в обширном заливе Суруга.

Ночевали в храмах городов Сюзенда, Матчусвки и Назимотот.

Торопились, делали 25-вёрстные переходы по горной местности. На горных дорогах встречали вьючных быков и лошадей. Обратили внимание на то, что японцы не подковывают лошадей,  а надевают им и быкам соломенные башмаки. Вид у животных был забавный.

30 декабря 1854 года прибыли в Симоду, где застали фрегат совершенно готовым к снятию с якоря и с изготовленным фальшивым рулём. Адмирал, изучив карты съёмок, сделанных офицерами, остановился на бухте Хеда.

Вечером того же дня Посьет и Гошкевич сошли на берег, чтобы согласовать с японскими чиновниками последние вопросы. 31-го декабря снялись с якоря, но фрегат имел сильный дифферент на нос, поэтому пришлось вернуться, чтобы перетащить все тяжести на корму.

2-го января снова вышли в море. Сначала Лесовскому пришлось лавировать из-за противного ветра, но затем подул попутный ветер, стало легче. Зимой смеркается рано. Стать на якорь не могли из-за большой глубины.

Подходить в темноте к берегу было опасно, поэтому маневрировали вдали от берега. Лесовский почти всю ночь простоял на мостике, не спал и Путятин, часто поднимаясь на мостик, но в командование фрегатом не вмешивался.

Продолжение http://proza.ru/2022/01/11/1106


Рецензии
Владимир, классно пишете, нажимаю на зеленую кнопочку, чтобы глава вверх пошла.
Здоровья Вам!
Искренне уважающая Вас,
Диана.


Диана Серебрякова   15.01.2022 14:00     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Диана! Я знаю, что Вы выдержите все штормы, в отличие от фрегата!
С тёплым дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.01.2022 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.