Счастливый несчастливый человек
("Кошачьи миры Луиса Уэйна")
За шумной рекламной кампанией новой «Матрицы», ажиотажем вокруг «Французского вестника» и повышенным вниманием к «Дому Гуччи» совершенно незаметно по экранам прошел биографический фильм о художнике Луисе Уэйне «Кошачьи миры Луиса Уэйна», стартовавший в прокате аж 21 октября. Между тем, этот фильм действительно заслуживает пристального внимания.
«Кошачьи миры» – экранизация жизни английского художника, известного своими изображениями кошек. Его рисунки отличаются необыкновенной жизнерадостностью и позитивной энергией, несмотря на то, что сам художник прожил хоть и долгую, но очень несчастливую жизнь. Или все же счастливую?
Сюжет фильма прост и линеен – берет свое начало от двадцатилетия Луиса, когда на его плечи легла забота о 5 незамужних сестрах и матери, и заканчивается в его глубокой старости. Несмотря на эту простоту, картина поднимает множество сложных тем и трогает до глубины души.
Мы видим талантливого человека, который живет в своем собственном мире – ему чужды прагматизм и забота о финансах, он не задумывается о своей личной жизни и устройстве брака для сестер. Но жизнь в викторианской Англии накладывает на него эти оковы – даже несмотря на то, что фактически семьей управляет старшая из сестер, она не может взять на себя роль главы семьи по существующим законам, а Луис – по своему внутреннему складу. Поэтому семейство все больше погружается в долги. Трагедия творца, который лишен талантливого менеджера, все больше разрушает жизнь Уэйна, но он не сдается, находя утешение во внезапно случившейся в его жизни, противоречащей светским законам любви – к Эмили Ричардсон, гувернантке сестер.
И вот, казалось бы, такое необходимое счастье – ускользает и оно, унесенное коварным раком, и от Эмили остается только любимый котенок Питер, ставший для Луиса путеводной звездой.
Честно говоря, после просмотра трейлера думаешь, что «Кошачьи миры» – легкий добрый фильм про человека, открывшего кошек заново. С одной стороны, так и есть. С другой же, это глубокая и очень грустная картина о человеке, всю жизнь посвятившем делу своей жизни, ловящем кусочки счастья, так редко ему выпадавшие. Удивительный художник, работы которого по-настоящему оценили лишь спустя 2 века после его смерти, провидец и первооткрыватель.
Мог ли Уэйн, выросший в эпоху прохладного отношения к кошкам, знать о том, что в 21 веке в появившейся благодаря так нравившемуся ему электричеству сети воцарится целый культ этих пушистых существ? Нет. Но он знал. И более того, стал тем, кто заставил людей по-новому взглянуть на кошачьих.
Герберт Уэллс, выступивший по радио в поддержку больного шизофренией Уэйна, говорил о нём: «Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».
Удивительно и то, как человеку с такой сложной судьбой удавалось творить такие яркие и теплые рисунки. Возможно, его вдохновляла любовь к Эмили и Питеру. А может быть, в рисунках кошек он находил единственно доступное ему счастье. Даже в психиатрической лечебнице, куда он был помещен из-за прогрессирующей шизофрении, Уэйн продолжал рисовать кошек – причудливых, непонятных, но все равно милых.
Очень радует то, что режиссеру фильма Уиллу Шарпу (который, кстати, снял «Шерлока») удалось создать такую же уютную, теплую и трогательную обстановку, как и на картинах Уэйна. За этим предложением невольно замечаю, что слово «трогательный» проскакивает в тексте уже третий раз. И не даром: пожалуй, именно этот эпитет лучше всего характеризует картину. Красивая, легкая, но местами трогающая до слез, она переносит нас в самую душу художника, невольно сподвигая нас полюбить кошек так же, как их любил он. Конечно, большая заслуга в этом и Бенедикта Камбербетча, проникновенно сыгравшего Уэйна на протяжении всего его жизненного пути.
«Кошачьи миры» – чудесная картина как для одиночного, так и для семейного просмотра. Сейчас, в погоне за кассовыми сборами, масштабностью и желанием всем угодить, создатели картин редко обращают внимание на душу. «Кошачьи миры» – тот редкий случай, когда она оказалась на первом месте.
Свидетельство о публикации №221122701264