Для меня остается добрым ангелом

               Очерк
  Учителя притягивают к себе окружающих. Они скромны, трудолюбивы и эрудированы. Такой являлась и Анастасия Ивановна Ирбулатова, в девичестве Дмитриева. В пятом классе  я  училась  у нее прекрасному французскому языку. Ученики ее любили за интересные уроки, за то, что привила любовь к своему предмету.
На уроках многим нравилось изучать чужой язык. По произношению он чем-то напоминал  марийскую речь. Может поэтому нам легко давалось произношение. Помню, как впервые  Анастасия Ивановна, зайдя  в класс, поздоровалась на французском языке «Bonjour»(добрый день). Все стали хохотать. Она сразу объяснила смысл слова. После уроков распрощалась  также по-французски «Au revoir»(до свидания).  В классе была нетребовательной к ученикам, но смогла дать бесценное богатство . Я до сих пор люблю  французскую речь и  слушаю песни.
Чачук, так называли родители ее в детстве,  родилась в деревне Нижняя Шиньша  под марийским названием  Ше;ше, 2  апреля 1938 года. Когда  исполнилось ей  три года, началась война. Отец  Иван Дмитриев,1906 года рождения, ушел воевать, вернулся с фронта невредимым, работал в колхозе. Мама Анастасия Алексеевна,1909 года рождения, развитию  колхоза  отдала многие лета.
  После окончания Шиньшинской средней школы с подругой детства Таисией отправляются за  знаниями  в Йошкар-Олу. Оба поступают  в 1955 году  в  Марийский педагогический институт на отделение иностранного языка. В то время было два отделения - французский и немецкий. Деревенским девушкам, говорящим на марийском языке, посоветовали выбрать французский язык. Им нравилось учиться. После окончания  Анастасия возвращается в родное село Шиньша, а подруга  Таисия - в Морки. Хочу сказать, что  после переезда в Морки в 1972 году Таисия Григорьевна продолжала обучать меня  французскому языку до окончания школы. Анастасия Ивановна в Шиньшинской  средней школе проработала  с 1960  по  1973 годы.
  Прекрасное детство мое связано с семьей Ирбулатовых. Были соседями, поэтому дружили наши родители и мы, дети почти одинакового возраста, были  очень дружны. Будущий супруг Валерьян Яранович, родом из Башкирии, попав по направлению в Шиньшу, работал учителем русского языка и литературы. Завязалась  дружба и вскоре поженились. Валерьян Яраныч всегда был строгим и  малоразговорчивым, а супруга совершенно другая - простая, добродушная женщина. Я частенько бывала у них дома. Семья жила лучше нашей. Помнится, у них всегда на столе «блестели» конфеты, вафли и в углу стоял большой ящик с печеньем. У нас такого дома не было. Тетя Настя всегда  сажала за стол, угощала то  молочным супом из земляники, то сырниками из деревенского творога, к чаю всегда предлагала сладости. Молоком, творогом и маслом обеспечивали семью родители Насти, которые жили на краю  села Шиньша. Частенько с детьми Эльзой или Светиком «путешествовали» к  старикам. Предки были гостеприимные: пока не выпьешь кружку свежего парного  молока, не отпускали. В дорогу отправляли бидон молока, творог или масло. Осенью  в сумках  отправляли яблоки, и моей семье доставалось. А что детям нужно? Хотелось  всего, не только сладостей!
  В 1972 году наша семья переехала в поселок Морки. В 1973 году к осени   семья Ирбулатовых  также переехала в Шоруньжу. В то время Валерьян Яранович  работал директором в  школе.
   Время шло, дети повзрослели. Старшая дочь Эльза поступила в пединститут на  дошкольное отделение, а Светик - в Оршанку. Юрик после армии переехал жить в Сургут, работает в газонефтяном  объекте. Младшие, Сергей и Саша, выросли. Сергей  хорошо ладил с техникой, ремонтировал телевизоры и всю радиотехнику. Около 30 лет  умер от болезни. Саша, банкир, погиб в Сургуте. По рассказам матери, его выкинули из многоэтажного дома. За что матери не известно. Оба похоронены в Шоруньже. Весной 2016 года скончалась от болезни и дочь Светлана. Похоронена в Иркутске.
   Супруг Валерьян Яранович уехал ухаживать за старенькой матерью в Башкирию. Обратно не смог приехать, умер в декабре 2017 года. Последнее пристанище нашел в родной деревне. Супруга Анастасия Ивановна один раз  успела съездить в Башкирию, но обратно вернулась на родину, хотя супруг упрашивал остаться с ним.
   Судьба у каждого человека разная. Я иногда заезжала к ней в гости в Шоруньжу. Последний приезд с сестрой Ларисой произошел   8 августа 2019 года. Анастасии Ивановне   тогда исполнилось  81 год. Она была после инсульта. Увидев нас, очень обрадовалась. Стала  рассказывать  о своей жизни, как  ей стало тяжело справляться  одной в хозяйстве. Правая рука не слушалась. Стала хлопотать на кухне: открыв  банку  консервов, хотела подогреть на  электрической плите. Вдруг брызги с рыбой полетели наверх, из плитки пошли искры. Мы так испугались. Ее нельзя оставлять одну! Стали ее уговаривать, чтоб позвонила дочери Эльзе или перебралась в Шиньшу.  Мы помогли собрать стол, беседовали долго за столом. Вспоминала моих  ушедших родителей, показывала фотоальбом и прочитала отрывок из стихотворения  про кота и солнце  на французском языке:
      Le chat ouvrit les yeux,
      Le soleil y entra.
      Le chat ferma les yeux,
      Le soleil y resta.
  Затем   перевела на русский язык:
      Едва глаза откроет кот, -
      В них солнце заберется.
      Когда глаза прикроет кот, -
      В них солнце остается.
   Мы стали ее хвалить. Француженка! Она ответила: «Я довольна своей жизнью. Любимая работа была. Обожаю французский. Жаль только, не успела побывать во Франции. Мечта моя уйдет со мной».
  С сестрой Ларой так были  обеспокоены ее одиночеством и дальнейшей судьбой. После отъезда  из Шоруньжи  заехали в Шиньшу, чтоб забрали ее в отчий дом. Добрались до пенсионного  фонда в Морках, чтоб  ее не оставили одну в Шоруньже. В Йошкар-Оле упрашивали родную дочь Эльзу, теперешнюю Эльвиру Дмитриеву, чтоб немедленно поехала в Шоруньжу к маме и забрала в город. Тем более Анастасия Ивановна весной 2019 года купила ей комнату в центре города Йошкар-Олы. Она, ссылаясь на работу, хотя находится на заслуженном отдыхе, категорически отказалась выполнить нашу просьбу. После  наших хлопот  больную женщину пристроили к родне в Шиньшу. Согласие дала  супруга  умершего родного брата Вениамина  Ольга. После смерти Ольги немощная женщина вновь  осталась одна.
   Как говорят в народе, мир не без добрых людей. Стали вновь беспокоиться о судьбе бывшей учительницы. Стали стучать в двери дочери Эльвиры, а она, как всегда, не хотела и слушать. Отказ дала. Появился ангел, Галина Васильевна Кузьмина. Человек  с доброй душой, готовая  идти на помощь. Прежде чем пристроить в дом престарелых, нужно было лечить  и документы оформлять. Галина Васильевна две недели провела в больнице, ухаживая за ней  день и ночь. Ей приходилось менять памперсы, обмывать, кормить с ложечки. Нашлись и добрые помощники: помогала советом Нина Ивановна Бочкарева,  сеседки Люся Бочкарева, Ягулбаева Римма, Катканова Лариса, Полина Иванова и соцзащита . После долгих хлопот нашли пристанище в п.Зеленогорск, вдали от родной деревни. Пожив несколько недель, в    марте месяце 2021 года скончалась. Похоронили  в деревне Немецсола. Сын Юрий не смог приехать на похороны из-за больных опухших ног, но выслал 5000 рублей, а дочь Эльвира  не хочет знать  ничего о ней. А могла бы попрощаться!
  Если судить по-человечески, дети смогли бы похоронить в  Шиньше, где покоятся  родители матери  и  родной брат Вениамин. Кто посетит  ее могилу? Ни стыда,ни совести у детей. Может, Анастасия Ивановна   не так воспитала  их, слишком  жалела и  баловала? В результате  черствость, неуважение и нелюбовь к матери, которая была прекрасной мамой…
Надеюсь, что будут ее  вспоминать в родной  деревне ученики  и односельчане. А для меня останется добрым ангелом.


Рецензии