Глава 10
Сводка за 16 октября 1941 года
Утреннее сообщение 16 октября
В течение ночи но 16 октября наши войска продолжали вести бои на всём фронте. Особенно напряжённые бои шли на Западном направлении. Немецко-фашистские войска продолжали вводить в бой новые части.
Вечернее сообщение 16 октября
В течение 16 октября шли бои на всём фронте, особенно ожесточённые на ЗАПАДНОМ направлении фронта. В ходе боёв на Западном направлении обе стороны несут тяжёлые потери. За 15 октября уничтожено 43 немецких самолёта. Наши потери — 28 самолётов.
https://bdsa.ru/
В западне.
16 октября, после потери машины, трое танкистов продолжали свой нелёгкий путь на восток в составе пешей колонны остатков 137 стрелковой дивизии. Раскисшая просёлочная дорога выматывала силы. Злые и голодные люди упорно преодолевали километр за километром. Экипаж старшины Филатова Ивана Петровича в составе механика сержанта Михалёва Михаила и радиста-стрелка Григория Иващенко чувствовали себя увереннее пехотинцев, и, незаметно для себя, оказался в голове колонны. Миновали деревню Чаинка и стали втягиваться в лощину. По сторонам от дороги стояли копны сена:
– Странные какие-то стога, – ткнул пальцем Филатов.
– Я тоже обратил внимание, – ответил Михалёв, – не уложены, а как будто наброшенные как зря…
– Во-во, – подхватил Иващенко, – сразу и не приметишь…
– Гляди-ка, – кивнул старшина на обочину.
Там чётко просматривались следы гусениц:
– Танки прошли…, – задумчиво произнёс Михаил, – причём немецкие.
Танкисты проследили взглядом и остановились как вкопанные: колеи упирались в стога:
– Немцы сеном замаскировали свои машины! – воскликнул старшина.
Внезапно, словно услышав о разоблачении, взревели двигатели. Разворашивая сено, на колонну двинулись танки. Рядом бежали солдаты в красноармейской форме и кричали:
– Свои мы, свои! Вас встречаем!!!
– Танки немецкие, – выкрикнул Иващенко.
Колонна замерла, словно в шоке. Опомнившись, люди повернули в противоположную сторону, но и там уже надвигались вражеские машины. Расстояние быстро сокращалось. У некоторых первоначальное оцепенение быстро прошло. Артиллерийский расчёт развернул сорокапятку и ударил по ближайшему танку, подбил его. Немцы быстро засекли пушку и в следующее мгновение разнесли ответным выстрелом вместе с расчётом. Подойдя на близкое расстояние, стали сбивать людей в кучу, а сопровождавшие их пехотинцы принялись орать:
– Сдавайтесь! Сопротивление бесполезно!
Для подавления воли, танки принялись наезжать на повозки с раненными. Из-под гусениц раздались смертельные вопли…
Некоторые пытались спастись. Какой-то командир прокричал:
– Мужики! Кто не хочет в плен, за мной! – и бросился прочь от гиблого места.
За ним кинулись десятка полтора смельчаков, среди которых был и Григорий Иващенко. Им в след ударили автоматы и танковые пулемёты, сея смерть. Было видно, как пуля настигла танкиста, и его фигурка в чёрном комбинезоне упала, раскинув руки, словно пытаясь обнять землю:
– Иван Петрович! – дёрнул за рукав Михаил, – бежим!
– Куда? Видишь, как звереют фашисты, убьют не задумываясь. Да и бегун из меня никудышний. Погади чуток. Обещаю. Уйдём при первом удобном случае.
Красноармейцев вынудили бросить оружие.
Построили. Филатов и Михалёв стояли рядом, понурив голову, угрюмо наблюдали за происходящим. Немецкие экипажи покинули свои машины и с любопытством оглядывали пленных. Иван Петрович похолодел, встретившись взглядом с одним из фашистов:
– Ба, какие люди, – произнёс на чистейшем русском языке одетый в немецкую форму, направляясь к невольникам, – всё-таки мир тесен. Вот так встреча.
– Егор Рудаков…, – подавленно проговорил Филатов.
Михаил Михалёв с откровенным удивлением уставился на бывшего сослуживца. В памяти ярко всплыла картина июльского боя под Сенно, где их танк заглох от удара срикошетившего немецкого снаряда. Их механик-водитель буквально выпрыгнул из машины и оказался в окопе противника. Немцы его скрутили и уволокли. Михаил, будучи стрелком радистом успел обучиться вождению. Среагировал мгновенно. Перебрался на место мех вода, захлопнул люк, завел двигатель и вывел танк к своим. Вторая встреча с Рудаковым произошла в Навлинском районе Брянской области. Он прибыл в бригаду под видом окруженца и был назначен командиром танка в экипаж Филатова. Боясь быть разоблачённым, сбежал и с группой диверсантов пытался захватить железнодорожный мост у села Салтановка.
Рудаков подошёл к немцу в эсесовской униформе. Вытянувшись в струнку, доложил:
– Господин унтер штурмфюрер (лейтенант прим. авт.), разрешите доложить?
– Слушаю, – небрежно махнул немец.
– Среди пленных есть два танкиста, – Григорий показал рукой на Филатова и Михалёва, – я их знаю. Имеют хорошие навыки. Могут быть полезны. Разрешите их отделить? Попробую с ними поработать.
– Валяй, – разрешил гестаповец.
Рудаков вышел вперёд и, ткнув пальцем скомандовал:
– Вы, двое, выйти из строя.
Август 2021.
Свидетельство о публикации №221122701784