Сон в апрельскую ночь

Деда, что тебе сегодня снилось?
Не помню, что-то снилось.
А ты вообще сны свои помнишь?
Да, некоторые. Особенно тот, который приснился мне в 1979 году!
Когда?!


1979 год, апрель. В Афганистане еще нет советских войск, СССР рассматривается как очень сильная страна, лишь недавно проведшая успешную операцию в Анголе (1975 год) руками кубинцев, а в том же 1979 году верные друзья Советского Союза – вьетнамцы лихо отразили китайскую агрессию. СССР готовилась принимать летнюю олимпиаду в Москве, а Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев ожидал, когда к его многочисленным наградам (к которым он испытывал слабость, порождающую многочисленные анекдоты) добавят Ленинскую премию по литературе за якобы им написанные «Малую землю», «Целину» и «Возрождение». Эту трилогию уже штудировали в школе, конспектировали в вузах наряду с произведениями другого Ильича -Владимира, читали по всем радио и телеканалам.
А за полгода до того состоялся скандальный матч между Анатолием Карповым и Виктором Корчным на первенство мира по шахматам. Корчной, недавно сбежавший (в 1976 году) из страны Советов в Швейцарию, рассматривался как политический противник. Ход матча в Багио освещался советской прессой невероятно предвзято, а шахматные сражения едва не переходили в бои без правил.
К чему это? Да к тому, что в сознании советского гражданина, коим я являлся, все эти замечательные события сливались и обретали своеобразную форму. Сон приснился мне во время командировки в Пржевальск – на озеро Иссык-куль. Там испытывалось грозное морское оружие, в разработке которого довелось принять кое-какое участие. Опытные образцы, американский прототип которых был выловлен в 60-е годы 20-го века на Кубе, часто тонули. Для реанимации электронной начинки этих изделий использовался технический спирт, применяемый специалистами – разработчиками и испытателями также внутрь.
Мне тоже «посчастливилось» участвовать в некоторых застольях. Зная о слабости своего организма и его, организма, неготовности к стабильной спиртовой поддержке, пил я немного, но спирт, смешиваясь с описанной выше спортивно-политической картиной мира, преломился сознанием в следующий сон, увиденный в цветном широкоформатном режиме.
В Колонном зале Дома Союзов в Кремле при большом скоплении народа Леониду Ильичу Брежневу вручали звание гроссмейстера СССР. Заслуга принадлежала еще батюшке Генерального секретаря, который когда-то придумал этюд: «белые начинают и дают мат в два хода». Это замечательное произведение было выкопано кем-то из референтов какого-то члена ЦК и стало основанием для присвоения высокого звания руководителю страны. Поздравляли его как коллеги и сподвижники, так и шахматный бомонд. Чемпион мира А. Карпов в своем выступлении подчеркнул, что своими победами он обязан именно этому этюду, без которого выигрыш у соперников мог и не состояться. Естественно, событие транслировалось по первому каналу телевидения, корреспонденты не только советских, но и зарубежных СМИ активно щелкали фотоаппаратами. Зал взрывался овациями. Наконец, на трибуну с написанной на бумажке речью, вскарабкался новоиспеченный гроссмейстер. Тут грохнули такие приветствия и аплодисменты, что я пробудился. Не судьба была услышать выступление Генерального секретаря, но уже в бодрствующем состоянии мог с большой точностью его реконструировать, поскольку все речи Леонида Ильича походили одна на другую.  Как, впрочем, и на речи его престарелого окружения.
Ни один сон, виденный мной до, а также после, не запомнился мне столь детально. Вот и сейчас я думаю, а может и правда, Илья Яковлевич Брежнев что-то придумал в сфере шахматной игры, что, правда, ни до кого не дошло и лишь мне во сне открылось! Вот только саму двухходовку сон не показал, а то, может, и я стал бы претендовать на шахматную корону.


Рецензии
Не судьба вам, Александр, стать шахматным королем. Но, зато стиль письма у вас оригинальный и интересный. Радует бережное уважение к языку и изложению. С уважением и теплом, Зоя

Декоратор2   31.12.2021 15:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя! Когда меня позвали играть в шахматы за пенсионеров района, я сразу вспомнил знаменитые песни В. Высоцкого. Вашу похвалу ценю очень высоко, потому что такого художественного мастерства как у Вас никогда не достигну. Но различие стилей и тем делает литературу многообразнее, так что попробую продолжить работать. Я выложил на сайт только то, что считал сравнительно интересным и вычитанным. Над другими рассказами нужно еще поработать. С Новым годом! Еще раз, желаю Вам успехов во всем!

Александр Хайт   31.12.2021 18:41   Заявить о нарушении