Описания природы в книге Этюды о сознании
1. Пасмурным, даже темнеющим, мартовским днём в деревне от уходящего порядка серых домов и пустынной снежной дороги что-то общее привходит, что объединяет времена, невыразимое, но которое долго-долго помнишь ты…
Ты видишь непосредственное окружение, но что осознаёшь ты?
* * *
75. Великие явления на Земле: снегопад, дождь, ветер, лунная ночь, цвет и линии природы живой и неживой – в дар нам…
там, где дождь, там не может не быть Свидетеля (!) – носителя великого наслаждения осознавать: как это выразить? (неужели только через антропный принцип?)
как выразить нашу прекрасную зависимость от мира, родившего нас? ведь само выражение - есть и проявление сознания, и его генезис
* * *
97. В данной работе я и знать не буду, когда коснусь истины: когда и как проявилось (проявляется) сознание? Мозг ведь природное образование; действительно ли «Я как молния пробила природную душу» (Г. Гегель)?
В состояниях дня и ночи (и твоей внимательности, даже чуткости) ты можешь «подсмотреть» такие природные переходы, такие состояния, при которых твои органы чувств словно больше вбирают , чем это заметит непосредственный человек…Например, в сумерках, в особенности неуютных, ровное освещение странно удлиняет взгляд, словно что-то помогает тебе…И странно пульсирует время! Ты чувствуешь иную точку зрения! в то время как ты - один
Ты чувствуешь, нет, ты оцениваешь (!) момент с «более» общих позиций, словно за тобой, за твоим Я что-то более сильное…Что??
Но лично мне тогда помогала старинная музыка, например уже упоминавшегося (в эпиграфе) Генделя
* * *
98. Ну, и, наконец, о масштабе. Масштаб Земли и человека несопоставим: мы для Земли - микроорганизмы. Мы знаем, что настоящие микробы для нас также по размерам несопоставимы. А микромир, уже по отношению к микробам?
Интересно, пропорционально мы больше атома во столько же раз, как и Земля больше нас?
Дело в том, что внешнее пространство, в котором мы живём, для нас выверено. Оно для нас комфортно не только потому, что сотворено также живой природой, но и для сознания в нём заложены какие-то пределы, может быть, и физические
Как всё?
Я знаю только, что сознание даёт нам чувство бесконечности (беспредельности?) и своего одиночества
* * *
100. …качаются раскидистые деревья, шумит, даже гудит ветер под пасмурным небом: и ты забываешься в этом лучшем в мире окружении, оно целебно, оно – лучший доктор, ибо сознание нам в дар - на этой Земле
Для нас (если мы люди) трава у дома важнее рокота космодрома
* * *
113. Верим ли приметам? Например, бегающей по земле зигзагами тонконогой трясогузке с бусинками-глазками, направленными на тебя даже тогда, когда грациозная бегунья с низко опущенной головкой и чёрным нагрудничком пробегает прямые, всегда неожиданно оканчивающиеся отрезки, где также неожиданно застывает с невозмутимо покачивающимся хвостиком…
Эти глаза: этими глазами, кажется, смотрит Свидетель, смотрит сама Вселенная
Или - это простой знак, каких несчётное число?
…нечаянно увиденный неуязвимо открытый комочек жизни – символ, заставляющий всегда думать
* * *
115. Живые подвижные существа на Земле могут иметь общение или контакт только посредством света, звука и запаха (только посредством того, что может распространяться в воздухе, в воде). Запах имеет жизненное значение, но для общения людей он имеет сугубо подчинённое значение.
Свет и звук…
Сознание как «структура» имеет прямое отношение к свету и звуку. К свойствам того и другого? Или свет и звук только переносят информацию? И тогда главное, что происходит в сознании – переработка этой информации: как же можно подобной фразеологией «затуманить» смысл!
Но наше человеческое где-то здесь… Где?
Но как научились авторы монографий «сохранять лицо»: внутренние процессы в диссипативных системах «продолжают действовать как чёрный ящик»!
* * *
122. Откуда ветер? С ненасытных просторов кажущейся необъятной Земли. Откуда сознание? Из непредставимого прошлого всё тех же просторов, где и сейчас и тогда давила всё та же физическая свобода и - оставляла
Один на один.
Как и Бог у людей, сознание появлялось (проявлялось!) в то же время. Мы – ровесники, и собственного сознания и самого возвышенного, что есть в нём, есть у нас
И мы всегда будем ровесниками
* * *
128. Что есть окружающий мир, т.е. «объективная реальность»? каким образом «предстаёт» окружающий мир животным? что он «означает» растениям? Вообще, на каком «языке описывать неживую природу?
Вполне, может быть, на языке информации, но тогда нужно «выбрать» из массы определений информации – адекватное контексту: «она – есть значимая способность внешнего сигнала переводить систему в аттрактор (притягиватель) как необходимое состояние гомеостаза» (Г.Хакен).
И вот как тогда трактовать теорию отражения?
* * *
131. В этюдах о природе (1969-1972) я искал природные аналогии сознания, а в данных этюдах? Критический обзор точек зрения?
Нет, желание знать ещё более усилилось, стало предметнее, но сам предмет остаётся недосягаемым.
Физики говорят, что прямой доступ в сознание энергетически недостижим (!), но я бы мечтал иметь в целом представление о сознании (о мышлении)
* * *
146. Известно, что принцип равномощности человека и мира (или принцип соразмерности) или принцип понятности (Декарт) полно разработал И. Кант.
Принцип равномощности? Я думаю, что это не только физические пределы организмов (клеток), но (самое главное) – особенности сознания:
«и мир внешний читаем потому, что мир наш внутренний записан теми же знаками, и мир внешний читаем потому, что текст его скрывает смысл нашего рождения: то текст узнавания!» (из книги автора)
Неведомый зодчий обошёл антиномии и «пороги», которые воздвиг человеческий разум, и выстроил Целое, в котором сознание нам – как дыхание…
и не передать словами нашу необходимость природе Земли, она выписана на неоспоримом уровне неизвестных нам законов красоты… и не знаем их мы, но заранее (!) считаем (!) законами…
* * *
166. Свежий, настоянный запахами цветущего сада, шелковистый воздух после майского дождя останавливает время внутри сознания: даже в совсем в другой обстановке ты – ещё в саду, под его небом и солнцем, в самой простой-простой необходимой работе…
Ничего не было привнесённым, только неподвижная земля, голубой прозрачный воздух да марево цветения среди неожиданного покоя зелёных листьев…
Расцветает природа
* * *
174. Безгранично стихийная атмосфера, невидимо текучая, предоставляет живительное разнообразие прозрачности в красках, и, открывая тепло или холод, обнажает огромность пространства шумом и гулом ветра
Сознание купается в атмосфере; все содержательные сцены его разворачиваются во внутреннем аналоге земного неба, физически свободного и бескрайнего
И аналог этот мгновенно разворачиваемый (из ничего!), «принимает» правила игры земной атмосферы, иначе – мы не будем считать ландшафты Земли родными!
Ведь так же!
* * *
180. Сознание могло проявиться только в условиях суровой природы, там, где необходим был и возможен был не просто «ответ на вызов», но ответ на ландшафтный вызов, т.е. неохватного пространства
там и тогда нефункциональное сознание дополняет инстинкты
в этом суровом природном окружении – освещением!, движением воздуха, цветом(?), - скрывалось Начало, такое же таинственное, как и при «взгляде» назад, – рефлексии; что это?
Но в природе вокруг затаивалась или сопротивлялась жизнь, в природе вокруг – проявлялась имитация Начала…немедленно указующая на реальное Начало
И это (уже для сознания) – явный пограничный, переходный слой!
* * *
193. Но самое главное для сознания – свет, его «многообразие»; в пасмурных ветреных или дождливых днях, в сумерках, которые я считал великими из-за молчаливого шумного (музыкального) и насыщенного противостояния света и темноты, или – в днях солнечных, беспредельных…, когда утверждалось…что утверждалось?
…Свет для сознания
может быть, свет привносит Я? (как острие самоидентичности)…на какую-то «матрицу», ведь известно, что самые «главные» биологические процессы – фотосинтез, биосинтез белка, синтез АТФ и др. складывались постепенно и при этом использовались (подбирались) физико-химические основы. Правда, это вовсе не значит, что специалисты знают об этих процессах «всё»
думаю также, что проблема редукционизма-холизма будет когда-нибудь снята
* * *
195. Нет, не непогода, не суровость вообще климата была важна – разнообразие одного и того же ландшафта: в течение года, в течение дня, в течение мгновений!
Забывают, что природа поражает, прежде всего, масштабом пространства, кажущимся всегда неожиданным…Его огромность неформализуема, но именно она и есть «причина» того, что на Земле появился человек
Эти небесные объёмы, эта смена освещения в них – игра,- природная свободная стихия, эта раскинувшаяся неподвижная и тяжёлая земля…- всё необходимые условия не столько для функциональных действий, сколько для возникновения вопросов – удивления
Природа Земли сотворила нас, а мы всё никак не можем понять это
* * *
202. Холодным летом под бескрайним ветром, под блистающим солнцем полощется тёмная громада листьев на дереве и сверкает бликами: движется день облаками, солнцем.
День безразличный ко всему человеческому, сознательному. В живой и, в «особенности», неживой природе всё безразлично к человеку. Природа, сотворив человека, вбросила его в мир. Неподготовленным?
Я же, который год, даже десятилетия, всё ищу что-то родственное, родное его сущности. Мне казалось, что человек не может быть один.
* * *
249. Зелёная громада леса «хороводным» солнечно-зелёным и тёмно-зелёным колыханием передаёт мельчайшее изменение необъятного неба: Его дыхание всем нам – жизнь
Я знал, что рано-рано утром в таком лесу в спокойное время – гулкая тишина, громкая тишина
* * *
253. Под небом родились мы, благодаря небу, и родина нашего сознания – небо, его вдох, его события, его беспредельность…
Но «колпак родины» (термин М. Мамардашвили) не могут (не ?)носить не только художники, но и все люди
* * *
263. …огромная земля, необъятен день под палящим солнцем, и всюду – спешащая или незаметная агрессивная жизнь,… и будет отрадная и таинственная, кажущаяся бесконечной, ночь - с небесным – живительным – куполом неба и высоким безразличным месяцем…
И на этой земле есть мы, Наблюдатели, свидетели (?), осознающие и земные ландшафты и самих себя, и свою неотрывность от неопределяемого (?) целого, и своё одиночество – бездну, Ничто (?)
* * *
275. Созерцание земных событий и ландшафтов может на многое пролить свет: интуитивный (мысленный!) ответ нам давно дан, да за прагматизмом языка (речи, отношений), мы не видим его
* * *
279. Что может быть живительнее просто тёплого светлого летнего дня, свежего ветерка и чувства дали?
И шумит то, мартовское, дерево густой (тёмной) листвой, и бегут по земле тени светлых туч, ослабляя или усиливая солнечное касание теплом
В таком шумном светлом дне ты вдруг осознавал, что одновременно были тёмные тени – от дерева, строений, предметов…
день, открытый и контрастный, летел. Куда?
* * *
288. Ночью льётся бледный лунный свет на переполненную шумом жизни Землю: я – здесь, среди жизни, я осознаю потому, что у меня есть сознание, и моё я, удивительное и для меня самого,- в моём же сознании, или даже ведёт его…И сознание, моё же, мне удивительно: мне всё это – в дар!
Что за «земными пределами» осознания? вот, также «подведёт» физиология, сознание угаснет (с нашей точки зрения), и где оно тогда будет? С богатой оценкой на жизнь, с неповторяющейся памятью: где память будет развёрнута?
Неужели только в памяти близких?
Я не верил
Не верил потому, что бесконечное в себе исчезать не может!
* * *
296. Яркий солнечный день и голубой холод неба – преддверие осени. Кажется, что внутри воздуха темнота
Что-то в природе дня уже утрачивается: ещё зелёная листва на деревьях, ещё на освещённых местах тепло, но какая-то чистота, какое-то Начало всюду…
И в тебе.
Запах сухой земли. Контраст между холодом воздуха и жгучим теплом солнца…
сознание не только фиксирует данное качество дня, но и «задумывается» о смысле этого качества
* * *
311. …к вечеру мчит огромная тяжёлая земля ещё тёплый воздух под голубым свободным куполом неба, но поодаль от тебя – уже всюду прохлада, беспредельная: открытый мир перед открытым сознанием
Зачем мне видеть и осознавать всё это ?
* * *
322. Между тем, в земных ландшафтах освещение (да и все физические свойства) есть смена качеств восприятия внешнего мира сознанием: великие провокации самого проявления сознания в природе – перед нами:
зеркальное отражение водной гладью, сумеречное освещение, дождь (снегопад), лунная ночь, шум листьев под ветром, шум прибоя…
одни и те же клише в мире, но какие!
* * *
386. Тёмным осенним утром долго сохраняется неопределённость состояния; рассогласованная инерция твоих внутренних установок, м.б., и сновидений, и твоих почти машинальных действий, в конце концов, выводят к ясному восприятию «времени» и «пространства».
Но я заметил, что так было и сорок лет назад: тёмное начало твоей сознательной жизни спокойно дискомфортно.
Основанием своим человек помещён в какой-то хаос. И основанием своим мы имеем перевёрнутую пирамиду, т.е. пульсирующуюся и изменяющую свои координаты точку, потому что при ясном мироотношении твои взгляды – космос.
* * *
390. Листва на моём дереве, не успев стать жёлтой, облетела, и теперь громадные голые ветви, утоньшаясь на своих концах, растворяются в небе; лишь один нижний побег сохранил летние и крупные листья: молодые ткани ещё не приспособились к принятым биоритмам и поэтому обнажают безрассудную, но неотвратимую силу рождения...
Так и сознание: обслуживает возраст.
* * *
405. Холодный воздух и твёрдую землю освещает медленный свет маленького месяца; я немедленно представил зимнее лунное небо и пустынный снежный ландшафт под ним
Луна, в особенности, месяц – свидетель наш, великий выразитель одиночества.
Ещё совсем недавно, летом, в гулком пространстве воздушного неба, низкая и круглая луна таинственно объединяла ночь, порождая тени (!), силуэты, и (вдруг) открывая бледные поляны…
Всегда, всегда! луна или месяц привносили странное чувство, что мы не одни: там, за нашими жизнями, есть что-то другое…Что?
Я думаю, что странное чувство диктуется тем, что наш дом Земля охраняет нас (т.е. наше сознание), охраняет вся Земля, противопоставляя иным пространствам и временам. Сознание – глобально, и мы не можем решить эту проблему при узком подходе.
* * *
410. …нет у сознания ни встречи, ни прощания с Землёй, с её ландшафтами, но люди безмерно рады рождению нового дитя, люди безмерно скорбят с уходом близкого человека…
Между тем, «белый свет» и «красно украшенная земля» словно для нас и создавались, и тот факт, что «человек вошёл в этот мир бесшумно» (П.Тейяр де Шарден), т.е. сознанием своим он отражает прежде всего этот мир и никакой другой говорит о несомненном родстве нашего «бесплотного» и мгновенного сознания и земных и небесных далях…
И сознание с этим миром границ не имеет.
* * *
416. Скоро зима.
За голыми раскидистыми ветвями огромного дерева мутная белизна неуютного неба.
Открытый ветреный холод. Постоянно прокатывается по сторонам гул и резкие звуки города…
Уют только в тебе, но где, ты не знаешь – тебе даже всё равно, хотя без «точки опоры» ты и воспринимать то этот мир не в состоянии
* * *
450. Холодно. Морозный ветер над бесснежной землёй. Начинается долгая ночь: в огромном мутно-синеющим небе уже светится далёкая луна.
Какую же «лепту» в наше сознание привнесла луна?
Я – жив. Мир в средствах массовой информации развлекается (так и хочется сказать: беснуется), «поверхность» в наших отношениях зомбирована; чтобы возвратить истинные отношения – требуется всегда усилие, как постоянно подчёркивал Философ.
Видимо, всегда – так.
* * *
460. Отчего сознание? оттого, что светел вдруг зимний день с пробивающимся сквозь слоистые облака ослепительным солнцем, оттого, что заснеженная местность, мгновенно разлетевшаяся подробностями до видимого горизонта сама светла, оттого, что ты также вдруг радостен от неожиданной силы в тебе…
* * *
491. …с холодного белесого неба валом валит снег.
«Мир переписывает себя набело», написал когда-то в мини-рецензии на мою первую книгу Ю.Линник.
Перепишет ли?
За прошедший век не менее трети населения страны насильственно лишили жизни. Истреблялись люди с таким ожесточением, что и следа их на земле не оставалось: лишь остатки церквей (монастырей) да кладбищ по всей огромной стороне.
Засыпает снег следы, а воздух свежий-свежий – просторный, и не надышишься им. Чудовищное противоречие с человеком, сводящее на нет безграничные возможности сознания…
* * *
510. И всё-таки, главные «зацепки» в познании проблемы сознания – в «самой» природе, её восприятии именно физических условий дня и ночи, противостояния неба и земли, разнообразия ландшафтов: самого Земного пространства и Земного течения времени…
И поэтому в нескольких нижеследующих этюдах я «попробую» переосмыслить некоторые описания природы, что были сделаны в конце 80-х и начале 90-х годов.
* * *
511*. В пасмурное время, в дождь ты находишь какой-то «резонанс» внутри себя, согласие, какую-то «параллель», «бессознательно понятную»… Тебе хорошо в этой непроглядываемой «до конца» воздушной свободе, в этом невидимом падении дождевых капель, касающихся твоего лица, ладоней, …в этом воздухе, ненасытном и успокаивающим, среди мокрой зелени, мягкой земли, потемневших строений, ты чувствуешь свою силу, свою временную неопределённость, ты чувствуешь своё родное…но что это?
* * *
512*. Отражение (водное) достраивает пространство, увеличивает, открывает его – в сумерках – светлой бесконечностью
и необычно тебе!
Потому что в такое тихое время наше неуловимое Я «теряется» в оценке виденного, теряется в ориентации: внешний мир словно продолжает внутренний (!)
носим мы в себе самих какую-то бесконечность, странную, а водное отражение напоминает о заблудившемся пространстве (!) уже в нашем сознании, и «Я» не может сразу идентифицировать его: внешний «двойник» отвлекает, завлекает…В каком «свёрнутом пространстве-времени» живём мы? Иллюзий? но мы не согласимся с этим.
Водное отражение не просто отражало небесное состояние дня или вечера, но усиливало его, «добавляло» что-то нам понятное, но вместе с тем боязное: в эстетике отражений читалось чужое и самостоятельное (?), мы же, инстинктивно, не хотели «отступать», мы хотели быть оставаться самими собой…
* * *
513*. Сумерки – ещё одна «параллель» какой-то технологии сознания (осознания?) в неживой природе, его «предварение», но, конечно же, несопоставимое…
«Отстаёт» время в сумерках, и мы чувствуем это, и странно нам потому. Это несомненный «излом» природы, но – обусловленный (?), видимо, физическими (глубинными) свойствами.
Наш измерительный прибор (мозг) не «совпадает» со временем освещения…
Пульсирует пространство в сумерках, рождается пространство-целостность…
Сумерки не «навязывали» свою трактовку времени, они – пробуждали…Т.е. ты жил как бы автономно от внешнего времени, ты словно летел над пространством земным, вбирая его музыку. Ты был свободен и опьянён той свободой (Вивальди или Гендель, наверное, писали свои концерты в сумерках)…
* * *
514*. При шуме ветра, особенно в лесу, в сознании нашем пробуждаются «разные» миры. Замечательно, что от нашей воли здесь ничего не зависит…Естественно оживают одни уголки памяти, естественно уступают место другим, и все «пробуждающиеся» блоки информации – целостны, и всё, что воспринимаешь ты – целебно и возвышенно…
Сознание твоё – как Вселенная, словно отдельно от тебя, излечивает в такое время, находит «для тебя» силы
В нашем внутреннем мире повторяются великие колебания мира: достойны ли «мы» своего сознания?
* * *
515. Я давно знал, что природа земного пространства сотворила человека вся целиком, не отдельно живая природы, …но природа вся, пронизанная открытыми ритмами открытого мира
* * *
516*. Создав нас, великая природа всё ещё «тормошила», беспокоила наше сознание.
Великая природа – уравновешивает скрытым своим значением и направляет наш внутренний мир, любым своим ландшафтом питает и умиротворяет нас
* * *
517*. Свет и звук – основа и мира внутреннего, где те же звуки и тот же свет (в той же?) прекрасной и единственной связи…
Начало нам – свет остановленный, свет запертый буквально, уже свет изнутри
Мы – ответ свету! О-твет с-вету и небу, ответ звуковой!
* * *
518*. Теснота свёртывает тайны (линейные перспективы), целостность земная есть напряжение алогичное. А наше сознание – целостно, и мгновенно отдаёт то, что берёт, и также мгновенно – прячет
* * *
519*. И вбираем мир впечатлениями, какими-то «квантами» осознания; наверное, потому, что осознание (от чувств, от рефлексов!, но и от мыслей) острием своим «цепляет» внутренние структуры: с макромира и макромасштаба – микромир и микромасштаб
Печать внешнего мира, открытое пространство внешнего мира как вмещается в сознание?
* * *
520*. Я не сомневался в том, что пространство над землёй, его свобода и напряжение имеют значение для нас, но какое?
Даль «ставит тебя на место». Это означает, что сотворило тебя именно земное пространство, и никакое другое. Это означает твою масштабную самоидентификацию
«Весь смысл в соотношениях пространства». Какой смысл? каких соотношений? Ключевая фраза для исследователя сознания! «Числа» - здесь: соотношения «самого» пространства, соотношения «тепла» и «холода», красок, размеров, свободы (степеней свободы)…
Потому что суть наша – не в нас самих, но во взаимосвязи с этой физической свободой, с цветом воздуха и «всего» неба, суть наша пульсирующая… Человек - точка приложения, фокус бесчисленных сил.
* * *
521. Надо бы выписать и заново пережить, «переформулировать» описания лунной ночи из своих сочинений: луна оказывает странное воздействие на сознание
Сознание «обнаруживает» себя в новых условиях – с разным временем!
Да и свет лунный, словно распылённый, был в каком-то равновесии с твоим внутренним: он не «препятствовал» …объективной самооценке
С печальным светом луны над тёмной отрадой летней местности (или словно независимым ни от чего светом далёкого месяца над светлеющимися зимними просторами) ты ясно осознавал присутствие Наблюдателя (!).
Физического. Безразличного.
Может быть такое?
* * *
522*…перед зимними сумерками, когда морозный голубеющий вечер держал огромное небо, уже светила луна: и вся местность под огромным небом объединялась этой непонятной голубеющей целостностью
Застывшее мгновенье словно зацепило цветом всю картину перед глазами, но вместе с тобой!, и - держало…
Я знал, что там, где луна, там в любое время года время лишалось непосредственности (?!), оно (само время) было – рядом, но не в тебе (!).
* * *
523*. Целостность сама поглощает нас: т.е. мир, породивший нас, втягивает нас же в свои орбиты.
Не физика внутри нас! но одни и те же законы охватывают и физику, и «психику», одни и те же силы вращения всюду, и великая связь – масштабов Бытия! И потому нам – родина не только земные просторы, но и недосягаемые вселенские глубины…
* * *
524* . Все физические «константы» Земли – средства («среда»?) для нашего сознания, небо есть оригинал «структуры» внутреннего мира, движение – «прообраз» ума…
И я любил дождь, снегопад, метель, …всё – великие проявления природы, и поклонялся им …
* * *
525*. Лесному шуму, шуму волн на берегу, - шуму ветра открыта вся закодированная в сознании жизнь, и эта жизнь в подобные минуты, часы как бы раскрепощается: как будто из сознания «уходит» Я…
Это значит, что оно появилось (проявилось) так же естественно. Но как?
* * *
526*. Я давно считал, что для «Я» самого – только земной печати недостаточно (но, может быть, я сильно ошибаюсь). «Я» проявляет себя предельно парадоксально, - в полном соответствии с квантовой теорией, «Я» связывает (?) микро и макромиры, оно недоступно внешнему наблюдению (и непосредственному влиянию)
«Я» подобен (подобно?)атому…
…природа нас «ведёт» до осознания (вспышки, резонанса), до «Я» - некоего опережения (?!) мгновенных мыслей. Что в нас неприродного? Своим осознанием, своим «Я» мы не просто венчаем свою же природу, но и противопоставляем ему всё остальное, и не только собственную природу, но уже природу всю…
* * *
547.…творит человека Земля по лекалам, не рождённым земными пространством и временем, как и жизнь всю творит…
Но всё земное – родина нам!, ибо тайны сознания, например, …в пространстве пульсирующих летних сумерек, шумных в каждой своей точке, с твоим сердцебиением; и родина потому – что проявляет…мысли, образы-феномены, рождает слова: проявляет сознание
Это пространство вызывает лучшие фортепьянные звуки, лучшие скрипичные мелодии…Оно пробуждает лучшее, что может быть у нас – наше отношение
Дар оценки, дар творчества – в сознании!
И нигде больше.
и оно должно только проявляться
* * *
595. Вспоминаю:
…дождь в начинающихся сумерках, - затяжной, неуютный.
Природа покорно притихает под монотонным живительным дождём
Невидимые и неслышимые силы успокаивают сознание: покой ведь в согласии с самой глубинной сущностью, когда-то объединяющей всё на свете
Мы – часть! зависимая, но и необходимая часть вечного и неизвестного целого…
* * *
666. ….и жаждущий оглянется и посмотрит вокруг на беспредельные просторы, на «красно украшенную землю», и посмотрит на живительные потоки и пространства воды, на ранимую жизнь…
И всё нам в дар на этой Земле!
И «жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни…» (Откр; Апок 22,17)
* * *
783. …солнечным и ветреным днём в поле от ослепительно белой поверхности отрываются снежные протуберанцы: великая аналогия уносящейся в никуда солнечной плазмы и игры ветра на заснеженном холодном пространстве Земли!
см также, например, № 322
* * *
803. Из письма А.Любищева Л.В.Голованову от 21.02.72. Размышляя над идеями Чижевского, считает, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. «Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Более 10 лет я не замечал данного высказывания, вот только вчера (15.04. 2019г) меня как молнией поразила эта связь… Да,
Мы — ответ свету! мы ответ свету и небу, ответ звуковой! (Из книги автора «И звук, и свет. 1997)
Определение человеку как организму духовному (не только животному, рефлекторному) невозможен без привлечения земного окружения, тем более, как организму душевному…
что я прекрасно осознавал уже десятки лет назад, но А.Любищев выразил это предельно афористично
Однако, думаю, что это, несомненно эктогенетическое, влияние вовсе не должно определяться только влиянием социальных условий (социогенезом), но в гораздо большей степени влиянию самих физических условий нашего существования…
* * *
811. Не напоминает ли высказывание К. Юнга «наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и всё происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души» то, что я с таким трудом выразил в своём «небесном принципе строения внутреннего мира» и «планетарном строении человеческого Я»?
* * *
906. Рождение человека можно сравнить с выбивающимся из-под земли родником: какой неповторимой родниковой силой и чистотой одарён младенец! Сохранятся ли они при «воспитании»? или последующее воспитание всё же заполнит природные «задатки», разовьёт их, и перед нами явится Тот, кто и должен быть Человеком?
…неизмерима душа человеческая, но как Родник в истоке своём несёт серебряной водой настоящую печать Родины, так и мы все несём в душе своей неотрывную память Ея…
* * *
918. (в продолжении №№ 84, 272,281,813 о "Я" Абсолютном)
Мартовскими пасмурными и холодными днями сходит тяжёлый прозрачно-белый снег, обнажая по сторонам мокрых дорог грязную тёмную землю и бурые стебли прошлогодних трав… И осознаём мы себя не сколько старше, сколько…спокойнее и мудрее (!), словно наше «Я» вмещает «Я» и других людей…
И знаем, даже чувствуем, что другие (вовсе не близкие)люди уже уходят из (нашей!) жизни, но чувствуем так, как будто уходит безболезненно именно осознаваемая (!?) часть твоя…И время само, включающее яркое твоё время от детства до зрелости, время кажущееся тебе бесконечным, вдруг становится единым мигом, плотным и равнодушным (? отстранённым?) тебе, и уже словно просматриваешь ты вообще непредставимые картины на своей родине-земле – безжизненные и безводные (марсианские?) ландшафты…
Где ещё живём мы? (см № 666 !)
* * *
919. …а Земля-то под лунным светом пепельного цвета…
* * *
922 …на Земле «всё» для чего? Для кого?
Всё «это» развитие какую цель заключает в себе? Именно – в себе! Отчего – развитие?
… словно «всё» – и неживое, и живое – раскручивается по какой-то «аммонитовой» спирали.., словно Мир (не только на Земле) «скрывает» в себе изначальную и глубинную неуловимая сущность, которая приводит разномасштабное «строение» Мира в предопределённые и упорядоченные (одни и те же) «формы»…
* * *
961. …вода из родника имеет вкус и долго-долго сохраняет его в себе… словно силы Земных пород, сквозь которые вода просачивается, не расстаются с ними:
всё Земное создаёт Человека, и Всё земное никак не может создать человечество…
* * *
971. …весной, когда зацветают сады, и когда холодные ночи открываются звёздному небу, тяжёлая земля вокруг вся переполнена торжественностью, а небо - какой-то беспредельностью…Какой? и откуда ты словно знаешь о ней? Но ты явно знаешь, что перед тобою…бездна, и что в ней звёздам нет числа! (как писал Ломоносов)
да, земля вокруг тяжёла, и ты также чувствуешь это! но ты смотришь как в иллюминатор завороженными глазами на всю эту россыпь блистающих или мерцающих звёзд в холодном недоступном небе, а звёзды… будто даже за небом!
…о чём мысли твои? И отчего они у нас (вообще) есть? откуда, кто наградил нас «Ими»? и Кто нас из ничтожества воззвал? (как писал Пушкин)
Но какое же, действительно, торжество вечности перед нами в подобные звёздные ночи!
...философ и учёный Кант с удивлением и благоговением воспринимал звёздное небо над головой:
Мир пронизан целостными связями от звёзд до нашей души Единым, потому кроме удивления и благоговения великий философ призывал и к размышлению не только над звёздным небом, но и над нравственным законом внутри нас…
Свидетельство о публикации №221122700352