Бомарше -интереснейшая личность Аникину

Александру Аникину

Источник: Грандель. Пьер Бомарше.
Мемуары Пьера Бомарше, воспоминания о Бомарше
Александр Аникин
Ф. Грандель. Бомарше
С.Козлов. Бомарше глазами потомков.

Кстати, место действия свадьбы Фигаро это Испания. Севильский цирюльник, имеется ввиду местность- Севилья. Испанская местность на самом деле.
Не Австрия - Родина Моцарта, а Испания.

Испания - страна, покорившая моё некогда сердце, да и сердца многих россиян.
Испания - родина Кармен, Дон Жуана и других страстных персонажей романтической литературы. Но в то время политические обстоятельства заставили Бомарше перенести место действия из его родной страны - Франции, в Испанию.

" Пьеса получает цензурное разрешение (первый цензор «Женитьбы Фигаро» — адвокат Кокле де Шоспьер), однако постановка ее запрещена королем: как сообщает в своих «Мемуарах» госпожа де Кампан, придворная дама, читавшая комедию королевской чете, Людовик XVI, прослушав монолог Фигаро в пятом действии, возмущенно сказал: «Это отвратительно. Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеется надо всем, что следует почитать при известном образе правления». После чтения комедии Людовик XVI дал хранителю печати де Мироменилю указание: «Цензор не должен дозволять ни постановки, ни опубликования пьесы». Новый цензор, третьеразрядный драматург Сюар не преминул выполнить королевское пожелание".

Бомарше переносит действие комедии в Испанию. Условность испанских декораций была всем понятна. Как заметил впоследствии К. С. Станиславский, работая над постановкой «Женитьбы Фигаро», «все отношения у Бомарше французские. Народ французский — народ у порога революции 1789 года. При чем тут Испания?»   

 

источник нашла чисто случайно в инете, и с удовольствием отчитала сию книгу, представляющую собой биографию великого писателя Пьера Бомарше.

Женитьба Фигаро была действительно поставлена при короле Лошаре как скажет Рафа Монтеро - Людовике XVI, который прочитав пьесу, воскликнул: "Когда Людовик XVI, к "Если быть последовательным, то, чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве".




РОЖДЕНИЕ ПЬЕРА БОМАРШЕ И ЕГО ЮНОСТЬ ПРИ ДВОРЕ ЛЮДОВИКА XV

"А между тем рождение сулило Пьеру-Огюстену судьбу неприметную. Он появился на свет 24 января 1732 года в Париже, на улице Сен-Дени. Карон-отец, часовщик, выходец из протестантской семьи, принявший католичество ради того, чтобы обосноваться в столице, рассчитывал, что сын тоже станет часовщиком. С тринадцати лет, получив начатки образования в церковной школе, Пьер-Огюстен вооружился лупой и вступил на предусмотренный цеховым уставом путь, который через восемь лет ученичества должен был дать ему права «компаньона», то есть полноправного члена цеха парижских часовщиков.

Пьер-Огюстен постигал отцовское ремесло играючи. Он вскоре опередил всех подмастерьев, а в девятнадцать лет изобрел анкерный спуск, который не только улучшал работу механизма, но и позволял делать часы маленькими и плоскими, — а это весьма прельщало парижских дам и щеголей".

сВОЮ КАРЬЕРУ БОМАРШЕ НАЧАЛ ПРИ ЛЮДОВИКЕ 15, ПОНРАВИВШИСЬ КОРОЛЮ СВОЕЙ ЛАСКОЙ, ОБАЯНИЕМ И ОБХОДИТЕЛЬНОСТЬЮ.

Между королём и Бомарше вышел своего рода срач, или спор, вот как его описывает автор книги Гранде: "Бомарше публично заявил: "Он не желает, чтобы ее поставили, а я говорю, что ее поставят и будут играть, непременно будут, хоть в Нотр-Дам". Таков был спор. Король против Бомарше. Конфликт этот стоит особого разбора. Автор "Женитьбы" понимал причины королевского запрета - причины политические. Если бы он не имел намерения вести бой с пороками системы, он, несомненно, сократил бы острые места пьесы или смягчил их. Мы же видели, как Бомарше перед постановкой "Севильского цирюльника" покорно следовал советам одних и внимал предостережениям других. Здесь же, если он и собирал мнения о форме и построении своей пьесы, он решительно не желал идти ни на какие уступки по ее сути. Когда Бомарше сочинял "Женитьбу", он твердо знал, что делает. Уточним, чтобы не возникло недоразумений: никогда, ни на минуту у него и в мыслях не было свергать монархию. Он был реформатором".


Грандель, автор биографии Пьера Бомарше, считает, что Фигаро это и есть сам Бомарше. Альмавива - король, Розина  - королева. Родители Фигаро - Бартоло и Марселина - родители самого Бомарше "неизвестно чей сын" - объяснение вполне разумное, если Бомарше не знал своих родителей, то его герой - Яшка Фигаро обрёл  мать и отца - воплощение мечты на бумаге, которой не суждено сбыться. 

Из известных Фигаро был принц Нассау, супруги Нассау обожали Бомарше, и король впоследствии был счастлив увидеть пьесу Свадьба Фигаро на сцене, и даже часами просиживал на репетициях.

цитируется по: Грандель "Бомарше, который обожал и принца и принцессу, никогда не отказывался давать им взаймы деньги, хотя твердо знал, что они их не вернут. По истечении трех лет супруги Нассау были ему уже должны 125 000 франков. Когда принц уезжал на войну, Бомарше ему всегда писал: "Только смотрите, чтобы Вас не убили!" Но справедливость требует сказать, что принц и принцесса Нассау были готовы умереть за Бомарше. И за "Женитьбу Фигаро" принц бился, чтобы одолеть сопротивление Людовика XVI, с не меньшей страстью, чем во время своего поединка с тиграми. Его многократные и мужественные выступления в защиту пьесы если и не имели решающего значения, все же содействовали победе Бомарше. А потом, когда Нассау покидал Францию, чтобы принять участие в очередных военных операциях, он всегда брал с собой комедию своего друга и во всех больших городах, куда его кидала судьба, он лично руководил постановкой "Женитьбы" на сцене местных театров.

И в самом деле, Нассау знал наизусть все мизансцены Бомарше. Когда Людовик XVI наконец уступил, Нассау, обезумев от счастья, отправился вместе с автором в "Комеди Франсэз" и, не расставаясь с ним, тоже просиживал дни и ночи на репетициях. Это длилось вплоть до 27 апреля 1784 года - одной из трех или четырех самых великих дат в истории французского театра".

Из-за популярности пьесы Свадьба Фигаро, Людовик XVI нашёл повод для Бомарше посадить его в немилость - это сумасшествие. Вот, что мы читаем у биографа Бомарше Гранделя: ""Сравнивая те огромные трудности, - писал он, - которые мне пришлось одолеть, чтобы добиться постановки моей слабой комедии, с теми многочисленными нападками, которые после победы спектакля не могут не казаться ничтожными, я просто обозначил две крайние точки на шкале сравнений. Я с тем же успехом мог бы сказать "После того как я в сражении победил гигантов, подыму ли я руку на пигмеев?" или употребить любое другое образное выражение. Но даже если упорствовать во мнении, будто во Франции может найтись человек настолько безумный, что осмелится оскорбить короля в письме не только подвластном цензуре, но и опубликованном в зете, то я должен задать вопрос: неужели я до сих пор давал хоть какой-нибудь повод считать меня сумасшедшим, чтобы решиться безо всяких к тому оснований выдвинуть против меня столь чудовищное обвинение?"


У Александра Аникина был спектакль именно в стиле Бомарше. К слову, сам Бомарше - удивительная и интересная личность своего времени.

1789 год. Бомарше и падение Бастилии.


"Робер Ленде, который был человеком чести и чувствовал себя в какой-то мере ответственным за невзгоды Бомарше, неоднократно обращался к членам Директории, требуя покончить с этим скандальным положением. Его поведение тем достойнее, что сам он, как бывший председатель Комитета общественного спасения, отнюдь не был у них в чести. Несмотря на это, он направил одному из членов Директории следующее письмо, которое, как мне кажется, ускорило решение исполнительной власти.

"Я никогда не перестану думать и заявлять повсюду вслух, что преследование гражданина Бомарше несправедливо и что вздорная идея выдать его за эмигранта могла возникнуть только у людей ослепленных, обманутых или злонамеренных. Его способности, его таланты, все его средства могли быть использованы нами. Желая навредить ему, больше навредили Франции. Я хотел бы иметь возможность выразить ему, до какой степени был огорчен несправедливостью, объектом которой он стал. Я выполняю свой долг, думая о нем, и выполняю этот долг с удовлетворением".

Итак, мы в очередной раз отмечаем, что лица, стоящие во Франции у кормила власти, на самом высоком государственном уровне, будь то короли или главы правительств, один за другим самым торжественным и самым недвусмысленным образом воздавали честь Бомарше. Самое замечательное в этой истории, что все они без исключения в то же время бросали его на растерзание, будучи неспособны обуздать воющую свору и Базиля. Самый тиранический режим, который может задушить в зародыше все свободы, заставить молчать писателей и мыслителей, заткнуть рты всем гражданам, оказывается бессильным, сталкиваясь с клеветниками, ибо эта порода неистребима, подобно насекомым, с которыми, как нас уверяют, не покончит даже самая чудовищная водородная бомба.

10 июня 1796 года Бомарше наконец узнал о том, что вычеркнут из списков эмигрантов:

"... погоняй, почтарь! Три дня несказанной радости за три года долгих страданий, а потом я готов умереть".

Он прибыл в столицу 6 июля и прожил в ней куда дольше трех дней".


Рецензии