На прогулке. Часть 5

Начало
http://proza.ru/2021/11/23/697

ВОЛЕЮ СУДЬБЫ
Зима продолжается. Погода отличная! Тепло, солнечно. В воздухе пахнет хвоей, веет красотой. Я снова на прогулке. Приветствую своего спутника. На его благородном лице играет лёгкая добродушная улыбка, вызывая у меня ответное расположение к нему.
— Может вам и про вторую школьную любовь рассказать? — спрашивает он, и его улыбка меняется на снисходительную.
— С интересом послушаю, — соглашаюсь я, замечая про себя: «А прошлое его не отпускает, манит как сон».

С душевным ликованием мужчина начинает перебирать в памяти и излагать мгновенье за мгновением драгоценные минуты своей юности:
«В девятом классе к нам в школу пришло много новеньких из восьмилетней школы района бухты Сероглазка. Мне приглянулась Лариса, и я предложил ей сесть со мной за одну парту. Начались у нас платонические отношения, основанные на духовном влечении.

В следующем году, уже в десятом классе, Лариса уговорила родителей поменять квартиру из района бухты Сероглазка ближе к школе. Что они и сделали.
Мы стали ходить вместе в кино, на концерты гастролирующих звёзд. Я провожал Ларису до дома. В одиннадцатом классе мы уже целовались на свиданиях. На выпускном вечере я танцевал только с Ларисой. Встречать рассвет после бала все выпускники наших трёх одиннадцатых классов пошли на Никольскую сопку, расположенную в центре Петропавловска. В народе за ней закрепилось название «Сопка любви». Я шёл впереди с аккордеоном, играл, пел популярные песни. Лариса не отставала.

На следущий день отец объявил: «Завтра мы с тобой, сын, улетаем в Крым поступать в институт». Я тут же побежал сообщить об этом Ларисе. Когда она услышала, что я уезжаю, может быть, навсегда, разрыдалась. Я долго её успокаивал. Навсегда уезжать с Камчатки в то время я не собирался. Пообещал: если поступлю в институт, то обязательно прилечу на каникулы после первого семестра.

В институт я поступил, обещание выполнил. В начале февраля родители выслали мне деньги на дорогу, я купил билет на самолёт и прилетел из солнечного Крыма в морозный заснеженный Петропавловск. На следующий день с аккордеоном за плечом (я с ним не расставался) по глубокому снегу добрался до дома, где жила Лариса. Она увидела меня в окно, выбежала на улицу, даже не накинув пальто. Мы, конечно, обнялись, поцеловались. Она предложила войти в дом и познакомиться с её семьёй. Я так и сделал. Её родители оказались простыми людьми с чувством юмора. Накрыли стол. Я поиграл на аккордеоне, попел песен. Пригласил Ларису следующим вечером прийти ко мне.

Мать приготовила нам ужин, я купил торт. Родители вечером ушли, чтобы я мог провести с девушкой романтический вечер. Лариса пришла к нам в пять часов. В это время в феврале на Камчатке уже темно. Мы посидели с ней до десяти вечера. Ели, попивали вино, говорили, говорили. Вернулись родители, предложили девушке остаться ночевать у нас. Она не согласилась. Я пошёл её провожать.

Довёл Ларису до её дома. Мы не могли расстаться. Обнимались, целовались. Я спросил: «Ты будешь меня ждать?» Она ответила утвердительно.

В тот приезд я встречался и с Ларисой, и с одноклассниками. Всем хвастался, что играю в институтском оркестре, что мы даём концерты.

Каникулы закончились. Я вернулся на учёбу. Сразу же написал письмо Ларисе, что люблю, скучаю без неё. Но ни в летние каникулы после первого курса, ни в зимние на втором курсе полететь на Камчатку я не смог. Мы регулярно переписывались, мечтали о встрече. Вдруг весной моё письмо вернулось с пометкой: «Адресат выбыл». Во мне словно струна оборвалась. Позвонил родителям. Попросил узнать, что случилось? Они ничего не узнали.

Когда я уже заканчивал учёбу в институте, родители приехали в Крым, и мать сказала, что семья Ларисы внезапно уехала куда-то на материк. Почему? Куда? Никто не знает.

Прошло много лет, но я Ларису не забываю. Года четыре назад установил через интернет связь со своими одноклассницами. Пытался узнать у них, что случилось с Ларисой? Куда она уехала? Почему? Но никто ничего не знает до сих пор. Вот так закончилась моя вторая школьная любовь».

Рассказчик замолчал и остановился в ожидании моей реакции. Остановилась и я. Лицо мужчины озаряла грустная смущённая улыбка, выражающая состояние сердца и чувств.
— Судьба сулила вам иное, а от судеб защиты нет, — только и смогла я заключить, слегка перефразируя пушкинские строки.

Рассказанная история меня взволновала. Почему так случилось? Ничто в нашей жизни не происходит случайно. Весь мир пронизан стройной системой закономерностей. Судьба! Но человек скорее создаёт, нежели встречает судьбу. Подобно тому как болезнь возникает задолго до своего обнаружения, так и судьба человека начинается не в ту минуту, когда становится явной и неоспоримой. Она долго таится в глубине нашего существа, прежде чем коснётся нас извне. Всё, что с нами происходит, мы или заслужили, или допустили. Понимая это, я задала вопрос:
— А что после школы делала Лариса?
— Не знаю,  — пожал плечами собеседник. — Я как-то не спрашивал у неё об этом.
Ответ меня удивил:
— О чём же вы переписывались почти два года?
— О любви. Я писал, что люблю, скучаю, хочу её увидеть и тому подобное. То же самое и она писала мне. Я сообщал об учёбе, о работе в оркестре. О том, что создал в институте свой вокальный квинтет. Она о своей жизни ничего не писала.
— А на каникулах почему не побывали на Камчатке?
— В июне у нас была практика. В июле мы усиленно репетировали. А с середины августа и весь сентябрь наш институтский оркестр был на гастролях. Мы ездили по Крыму, давали концерты, обслуживали танцы студентов в период трудового семестра. Потом меня взяли на работу в оркестр ресторана. Я уже никуда не мог уехать.

После небольшой паузы мужчина продолжил:
— Весной, когда я учился на втором курсе, Лариса написала, что у неё заболел отец. Стало резко повышаться давление. Ему посоветовали сменить место жительства. Короче. Я думаю, что по этой причине они и уехали с Камчатки.
— Да, — кивнула я, соглашаясь. — Можно считать, что по этой причине они покинули Камчатку. Но не эта причина разрыва ваших отношений, — произнесла я медленно, усиливая отрицание поворотами головы. — «Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину», — эту мысль высказал Сократ ещё в пятом веке до нашей эры! Вы не нашли способ, чтобы встретиться с Ларисой. Это первое. И второе. Любить — не то значит, что с человеком хорошо, а то, что жить, дышать без него не можете. Вы писали Ларисе о своих музыкальных успехах, но не интересовались её жизнью. Этим и выдали себя. Умная девушка поняла, что вы любите Музыку, жить, дышать без Музыки не можете, и ушла из вашей жизни.
— Может и так, — помедлив, с протяжным вздохом согласился собеседник.

Помолчав некоторое время в раздумье, понимая, что расстаться с Ларисой собеседник не может; она часть его памяти и воспоминания о ней причиняют боль, я решила смягчить свой вердикт, свалив всё на судьбу:
— У каждого человека своё предназначение, призвание, миссия. Судьба убирает, что может этому помешать. От потерь бывает больно, очень больно! Но так нужно. Не вините себя. Ничего не бывает зря. Если вы что-то совершили, значит в тот период жизни, на том этапе развития, в вашем поступке был смысл. И если кажется, что вы могли бы поступить иначе, знайте — не могли.

Короткий зимний день клонился к закату. С приятной улыбкой мы пожелали друг другу всего доброго и завершили прогулку.

Дома я никак не могла отойти от рассказа про Ларису. Человек увлечённый (а мой собеседник был увлечён музыкой) занят своим делом, а жизнь проходит мимо. Родился стих от имени музыканта.

Лариса в классе лучше всех была.
А, может, это только мне казалось?
Прошли десятилетьями года,
А в памяти та девочка осталась.

Последний школьный прозвенел звонок.
Я в вальсе с ней на выпускном кружился.
Пришлось покинуть Дальний мне Восток,
Судьбы веленьем я в Крыму учился.

Писали письма и в любви клялись,
Но Музыка любовь ту победила.
Увлёкся так, что нити порвались… 
Лариса переписку прекратила.

В душе будто оборвалась струна,
Любовь ведь в жизни только раз бывает.
Женился, дети, внуки… Музыкант!
А сердце всё Ларису вспоминает.


Рецензии