Первые болотнинские газеты в Недельку

Первые болотнинские газеты.
 Газета «Телеграммы Петроградского телеграфного агентства»
Самой первой болотнинской газетой, известной нам на сегодняшний день, вероятно,  является газета «Телеграммы Петроградского телеграфного агентства», издававшаяся с разрешения Томского губернатора с 1 по 29 сентября 1914 года в селе Болотном Гондатьевской волости Томского уезда Томской губернии при типографии  нолинского мещанина Петра Вахрушина.
В 2019 году информацию об этой газете впервые опубликовала доцент Томского государственного университета Наталия Вениаминовна Жилякова (Куртукова), работавшая с материалами цензурной переписки 1915 года в Государственном архиве Томской области. Сохранившихся экземпляров самой этой болотнинской газеты пока обнаружено не было, однако, материалы цензурной переписки свидетельствуют о том, что газета выходила в Болотном ежедневно в течении месяца и закрылась «вследствие дешевизны» выпускавшихся номеров и «неимения рабочих рук» для ее последующего выпуска в селе. Тираж газеты нам не известен, предполагаемая цена номера газеты была 3 копейки.
Состоя только лишь из ежедневных мировых и общероссийских новостей, получаемых через телеграфное агентство и не имея от губернских властей разрешения на размещение платных объявлений, эта газета, являясь изданием частным и исключительно коммерческим, в итоге не смогла заинтересовать болотнинцев и, проработав месяц в убыток, прекратила существование.
О том, как могла бы выглядеть первая болотнинская газета «Телеграммы Петроградского телеграфного агентства» в дальнейшем, не закройся она в сентябре 1914 года, мы можем представить из известий о подобной же газете «Телеграммы Петроградского телеграфного агентства», издаваемой с декабря 1914 года в селе Усть-Чарышская пристань Бийского уезда Томской губернии.
Владелец этой газеты – губернский секретарь Михаил Феофанович Попов также, как и владелец болотнинской газеты мещанин Петр Вахрушин, первоначально начинал с издания, которое состояло исключительно из новостей, полученных через Петроградское телеграфное агентство, «без помещения в таковых каких бы то ни было объявлений». Газета печаталась в типографии Поповой, вероятно, жены чиновника. Цена за номер была первоначально 3 копейки. По мере того, как Поповым было получено разрешение от властей на добавление объявлений, цена газеты за номер увеличилась до 5 копеек. Думается, что добавление объявлений и рекламы в номера газеты привели не только к ее самоокупаемости, но и к тому, что издание стало приносить владельцу доход.
Сам Михаил Феофанович, вероятно, помимо своей возможности повлиять на решение властей разрешить ему добавлять в газету объявления, первоначально имел некий запас средств, позволивший ему первое время терпеть убытки от издания своей газеты в то время, когда она не приносила доход и не окупалась. Что случилось в дальнейшем с его «Телеграммами Петроградского телеграфного агентства» мы не знаем, но можем предположить, что в Усть-Чарышской пристани газета могла просуществовать до  национализации печатных изданий в России в сложный революционный период 1917 года.
В конце своего небольшого сообщения о болотнинской газете «Телеграммы Петроградского телеграфного агентства», выпускавшейся в сентябре 1914 года, хочу сказать, что существует вероятность обнаружения ее номеров в архивах Томской, Новосибирской и Кемеровской областей. Быть может, они окажутся в числе новых находок  исследователей в ближайшие годы.

В 1920 году, как ни странно это звучит для нас сегодня, Болотное уже являлся городом. Назывался наш город тогда несколько иначе, чем сейчас – город Болотный. Тогда же перед Болотным была поставлена и задача – стать центром формирующегося нового уезда из собственно Болотнинской волости и тяготеющих к ней по экономическим и географическим условиям семи волостей Томского уезда и десяти волостей Новониколаевского и Щегловского уездов (территории части современных районов Новосибирской, Кемеровской и Томской областей). Жители этих волостей с 1920 года при разрешении своих проблем и вопросов обращались в Болотнинские горисполком и волисполком, как в свои ближайшие центры.
Несмотря на то, что безуездный город Болотный по своему облику был мало похож на город, в нем разместились почти все государственные учреждения, которые в ту пору должен был иметь уездный город. Равным образом, будущему уездному  городу Болотному полагалось иметь и собственную газету.
В апреле 1920 года в Болотном стала издаваться газета «Пролетарская мысль» - печатный орган Болотнинского районного комитета партии коммунистов (большевиков), а затем и местного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.  Организатором этой болотнинской газеты стал политотдел 5-й Рабоче-Крестьянской Красной Армии Р.С.Ф.С.Р., создававший в годы Гражданской войны в Сибири на занятых Красной армией территориях пропагандистские группы и местные печатные издания, выступавшие в роли трибуны Советской власти.  Думаю, читателям будет интересно узнать, что с октября 1918 года по конец 1920 года при политотделе 5-й армии работал чешский писатель Ярослав Гашек, автор широко известного романа «Похождения бравого солдата Швейка».
Со своей пропагандистской задачей новая болотнинская газета отлично справлялась, подтверждением чего служат ее передовицы, в основном перепечатанные из центральных советских газет, обилие  официальной правительственной хроники, разъяснения новых положений, таких как, например, порядок уплаты продналога или основания для освобождения от него, условия заготовки скота, условия для открытия частных школ и т.д. Но, кроме этого, в газете публиковалась масса местных объявлений, здесь обнародывались письма местных селькоров, печатались очерки болотнинцев, непрерывно велась собственная хроника местных событий. Что это были за события? Открытия новых учреждений в Болотном, театральные и музыкальные вечера, строительство школ и курсы учителей и лекторов, образование партийных и комсомольских ячеек, организация первых сельсоветов, сбор продразверстки, а затем и продналога в деревнях, проведение товарообмена между сельчанами и потребительскими обществами, пришедшим на смену частным складам и магазинам, работа предприятий и артелей.
Во все время выпуска тираж «Пролетарской мысли» составлял 700-800 экземпляров, иногда доходя до 1000. С апреля по ноябрь 1920 года выходила на двух, иногда четырех страницах, периодичностью два раза в неделю, с ноября 1920 года по октябрь 1921 года – один раз в неделю.
Первоначально распространяемая в розницу по цене 2 рубля за номер, в июле 1920 года газета стала распространяться среди читателей исключительно по подписке. С октября 1920 года, когда стали выходить приложения к газете,  частная подписка на газету была отменена и издание стало распространяться лишь среди коллективных подписчиков: сельсоветов, профсоюзов, партийных и комсомольских организаций, клубов, изб-читален, коллективов предприятий. Сделано это было для возможности охватить наибольший круг своих читателей.
Редакция газеты сначала размещалась в комнате бывшего дома Глуздакова на ул. Базарной (современная ул.Калинина). В августе 1920 года она переехала на Московский тракт (современная ул.Московская), дом 39, с апреля 1921 года и до закрытия издания находилась по адресу: Московский тракт, дом 19. По всей видимости, редакция размещалась в каждом случае в обычных бревенчатых крестьянских домах.
Нам неизвестно где располагалась в Болотном типография, в которой печатали болотнинскую газету «Пролетарская мысль». Можем предположить, что типография каждый раз могла размещаться прямо при редакции. Этому могли способствовать простота тогдашнего типографского оборудования и не загруженность типографии заказами.
Редактором и постоянным корреспондентом «Пролетарской мысли» являлся заведующий Болотнинским отделом народного образования Максим Андреевич Шебалин, бывший до революции учителем Болотнинской министерской железнодорожной школы, один из первых большевиков Болотного, в годы Революции и Гражданской войны ставший одним из руководителей подпольного движения болотнинских железнодорожников.

С августа 1920 года, под редакцией болотнинского фельетониста и поэта А.Н.Огурцова, стало выходить приложение к газете «Пролетарская мысль» – ежемесячник сатиры и юмора «Антипаразит».  О том, что Огурцов был реальным человеком, а не творческим псевдонимом кого-либо из сотрудников редакции газеты, свидетельствуют несколько фактов: эта фамилия фигурирует в составе редколлегии газеты; в августе того же 1920 года Огурцов отмечен как редактор номера № 31 «Пролетарской мысли». Более подробная информация об А.Н.Огурцове , возможно, будет еще обнаружена.
В октябре 1920 года в газете появилось сразу два новых приложения: «Дети сохи и молота», печатный орган Болотнинского райкома РКСМ, и «Голос работницы и крестьянки», печатный орган райженотдела Болотнинской организации РКП.  С ноября 1920 года стало выходить приложение «Букварь» - печатный орган Болотнинского районного отдела народного образования. Эти три приложения редактировались Максимом Шебалиным.
Обычно приложения занимали последнюю страницу «Пролетарской мысли», но иногда выходили и на отдельных листах. Рассчитаны они были на целевую аудиторию.  «Дети сохи молота» - на комсомольцев и им сочувствующую молодежь, «Голос работницы и крестьянки» - на стремящихся к эмансипации женщин, «Букварь» - на тех, кто по нему учился грамоте. Только «Антипаразит» не имел четко выраженной аудитории и был обращен ко всем читателям сразу.
«Дети сохи и молота» и «Голос работницы и крестьянки» выходили два раза в месяц. «Антипаразит» выходил три раза в квартал. «Букварь» выходил еженедельно.
В декабре 1920 года в газете «Советская Сибирь» в статье «Ценный почин» был отдельно отмечен выход в свет приложения «Букварь» в виде листка для обучающихся грамоте и рекомендовалось другим газетам Сибири следовать почину редакции болотнинской газеты «Пролетарская мысль» и Болотнинского отдела народного образования.
В мае 1921 года в одном из номеров газеты «Советская Сибирь» болотнинская «Пролетарская мысль» была названа «образцовой газетой».
Вероятно, газета имела большой потенциал для своего развития, и кто знает, какой бы она стала, если бы ей было дано для этого больше отпущенных неумолимой историей полутора лет.
Уже осенью 1921 года губернские власти признали неактуальным создание Болотнинского уезда. Как безуездный, город Болотный «в газете уже и не нуждался». «Пролетарская мысль» выпускалась еще скорее по инерции, но средств на ее издания сверху больше не выделялось, а средств, получаемых по подписке – не хватало, из-за чего уже в 1921 году газета перешла на режим экономии, стали выходить ее объединенные номера, сокращались объемы материалов. Осенью 1921 года газета была официально признана ненужной и закрыта. Через год и город Болотный стал не нужен как город и превратился в поселок, а затем вновь в село Болотное.
После того, как в 1921 году  «Пролетарская мысль» и ее приложения были закрыты, на долгое время эта болотнинская газета  была забыта.
Единичные номера газеты на короткое время вновь стали известны в Болотном в 1967 году при написании краеведами того времени очерков по истории Болотнинского района. Изображение одного из номеров «Пролетарской мысли» было размещено в том же 1967 году в болотнинской газете «Путь Ильича» как иллюстрация к части опубликованных в это же время исторических очерков. В дальнейшем в болотнинской печати или в очерках болотнинских краеведов «Пролетарская мысль» никак не фигурировала. Что стало с ее известными в 1967 году номерами – мы не знаем. До 1990 года считалось, что первой газетой в Болотном и в Болотнинском районе была газета «Путь Ильича»,  первый номер которой вышел 7 ноября 1930 года.
Летом 1990 года первый директор Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николай Степанович Мишутин обнаружил 27 номеров и приложений «Пролетарской мысли» в Государственном архиве Новосибирской области. Несмотря на сложное финансовое положение музея, Николай Степанович смог отыскать средства на снятие с них копий. В августе 1990 года он вновь познакомил с этой газетой болотнинцев. В настоящее время копии «Пролетарской мысли», в Болотное Мишутиным, хранятся в Болотнинском районном историко-краеведческом музее.
В 1990-х-2000-х годах вокруг этой газеты сложилось несколько современных болотнинских мистификаций. Например болотнинская районная газета «Наши новости» – правоприемник газеты «Путь Ильича», основанной в 1930 году, сегодня отсчитывает время своего основания с 1920 года, видя свою преемственность от газеты «Пролетарская мысль».

Евгений Терентьев,
сотрудник Болотнинского районного
историко-краеведческого музея

Отправлено в "Недельку" 26.12.2021.


Рецензии