Родом из 1953 года

               
                Это , наверно, счастье, что я родилась в самом центре Азии, в городе Кызыле . Пока человек мал, все вокруг него большое.  Дом, в котором он живет. И бабушкина половина дома за стенкой. Школа номер семь, в которую он пошел в первый класс, там еще  по бокам парадного входа стоят два больших каменных шара. Кинотеатр . Универмаг "Большой". Краеведческий музей. И парк на берегу Енисея.               
               
                На фото тех лет  стоят в зарослях цветущей черемухи мои родственники, такие молодые, веселые и счастливые. Счастлива и радостна  я, годовалая малышка на руках у бабушки. На другой фотографии уже четырехлетняя , в новом розовом кружевном платьице и в новых коричневых кожаных ботиночках на голу ногу. Я точно помню, что они были коричневыми. На ботиночках настояла  я, хотя в них было жарковато.  Их купили накануне, они блестели и вкусно пахли. Я боялась фотографа, поэтому забилась между папой и мамой. Но карие  глаза смотрят с любопытством и изучающе. В руках у меня ветка черемухи.             
               
               
                Это был воскресный день. Мы часто  с семьями сестренок мамы  ходили отдыхать в городской парк. Переходили по мосточку протоку, что впадала в Енисей, ступали под круглую арку и вот они, дорожки парка. Везде разбиты клумбы. Цветочки, львиный зев, коврики, анютины глазки, алиссум, так и манят к себе, так и просятся в букетик. Но строгие дяденьки милиционеры бдительно следят за порядком.               
               
               
              В центре сада бьет фонтан. Много желающих попасть под его освежающие брызги и просто опустить руки в прохладную воду. Справа качели и карусели. Небольшой павильончик, где можно посидеть и попить пива в дружеской компании. Играет музыка. Она льется из репродукторов. Такая веселая, бодрящая. Вот и любимый лоток с мороженым в вафельных стаканчиках.  Продают газировку. Без сиропа одна копейка за стакан. С сиропом на ваш выбор три копейки, а с двойным сиропом пять копеек. Я любила "Дюшес".               
               
               
                Наши родители шутят, смеются. В руках у них сумки с провизией. Сейчас перейдем стадион и выйдем на берег Енисея. На стадионе идет национальная борьба тувинцев "Хуреш". Перед началом поединка борцы исполняют танец "Горного орла". Потом два человека вцепляются за пояса  друг друга  и пытаются повалить соперника на песок. Судья в шляпе  бегает вокруг них, хлопочет и иногда шлепает борцов по заднице. Задерживаемся и начинаем "болеть".               
               
               
                Енисей манит. На прибрежной травке расстилаем клеенку и раскладываем еду. Газировку в бутылках. Ребятишки выискивают плоские камешки и бросают так, что они, едва касаясь поверхности воды, стремительно летят вдаль. Надо только считать, кто больше "съест блинов". Самые маленькие рады просто булькнуть камушек в воду.               
               
                Через реку видны Саяны в снежной шапке. На горе камнями выложено слово "ЛЕНИН". Камни белые , и слово видно издалека. Как приятно смотреть на бегущую воду. В некоторых местах, там, где огромная глубина, Енисей течет плавно, образуя воронки.               
               
               
                На отмелях вода журчит и плещет по камням, но течение очень сильное. С реки веет сильной прохладой. Когда цветет черемуха, никто и не подумает искупаться в ледяной воде. В июле-августе смельчаки будут плавать обязательно. Подражая взрослым, однажды сиганула в воду и я. Успел меня мой дядя Миша ухватить за лямки купальника и вытащить из воды. Это случилось молниеносно. Как ни странно, мне было всего пять лет, но я помню тот купальник болотного цвета, отделанный цветочной тесьмой.               
               
                После обеда, разморенные на солнце, довольные, отдохнувшие, мы возвращались домой. Путь был недалек.  В своем доме был огородчик и завалинка, которая по вечерам собирала соседей. Плавно текла беседа, смеркалось, зажигались городские фонари.               
               
               
                Много лет спустя я с трепетом вернулась в город своего детства. Моя двухэтажная школа с каменными шарами показалась мне маленькой. Парк носил следы запустения, фонтан бил, но музыки было не слышно. Не вернулось ко мне и то ощущение безмятежного спокойствия, радости, что каждый день я чувствовала, когда шла вприскочку и держала за руки своих самых любимых на свете, дорогих людей.


Рецензии
Самые яркие и трогательные воспоминания, в основном родом из детства)

Айрени   12.01.2022 17:39     Заявить о нарушении