Кирилл и Надежда

Так было всякий раз. Так будет в этот раз.Исчерпана до дна пытливыми глазами, на сведенье.ушей я трачу жизнь свою.
Белла Ахмадуллина












Кирилл. Как-то ты мне сказала: «Это уже биография». Я отвечу: «Любой рассказ о взаимоотношениях между людьми — это правда. Но в то же время — фантазия». Однажды мне захотелось узнать, кто же окружает эту девочку. Я пригласил твою самую близкую подругу в бар. Мне удалось убедить ее в том, что я хочу поздравить тебя с днем рождения. Подругу звали Элиной. Очевидно, и ей было интересно, с кем работает близкая подруга. Она пришла — и я увидел клона моего редактора: невысокая, светлая. Я ждал ее в баре в центре города.

  Была зимняя оттепель. Снег успел почернеть, веяло сыростью.

  Первое смущение прошло, и мы разговорились, как старые знакомые. Я спросил:

  — У Надежды много подруг?

  Ответ меня не удивил:

  — Нет.

  — Расскажи поподробнее.

  — Ну, она слишком принципиальная. По-моему, только я могу найти с ней общий язык.

  — Что значит, принципиальная? Тяжелый характер? Разборчивая?

  — Нет, я бы так не сказала.

  Девушку я разочаровал. Подарок был символичным и, наверное, не по вкусу. Мы попрощались. Выходя из бара, я заметил, что она общительная, быстро оценила обстановку и осталась со своими знакомыми. Я смотрел на нее: простоватая, легкая, свой парень в доску. Меня поразила дружба двух противоположностей, и когда я в следующий раз встретился с тобой, то спросил:

  — Вам ведь легко общаться с вашей подругой? Она без излишних претензий и не встает в позу без надоб¬ности.

  Ответ был таким:

  — Да, с ней просто, мне с ней легко общаться.

  Надежда. Ты фантазер. Но твоя встреча с ней вполне могла произойти. По крайней мере, я бы не удивилась, потому что знаю, насколько она любопытна.

  Кирилл. Хорошо, оставим эту тему. Ты на полгода младше моей дочери, мне интересно ваше поколение. Чем вы живете? Что вас волнует? Что для вас главное в жизни? Я часто слышал, что нынешнее поколение, поколение NEXT, беспринципное, меркантильное и идет к цели, невзирая ни на что. Я смотрел тогда на тебя, угловатого подростка: странная, обидчивая и непонятная. Прихожу к выводу, что поколение моей дочери ничем не отличается от нашего, абсолютно ничем. Это поколение романтиков и максималистов. Я прав?

  Надежда. Нет, не прав. Мы не такие романтичные, какими были когда-то вы. Многие в нашем мире ищут, увы, уже не чувства, а материю. Я сама чувствую, как это сказывается на мне и на моей манере мыслить. За послед¬ние годы мои ценности резко изменились. Я уже не так благоговею перед любовью, чувствами. Я стала более практичной. Думаю, и Лешу выбрала именно поэтому. Мне показалось, что он — человек поступка. Особенно по сравнению с тобой. Ты же никогда не брал на себя ответственность за близких. Тебя не интересовало, как я живу, чем я живу. Однажды мы работали до половины одиннадцатого вечера. Автобусы до Нового, где я жила, уже не ходили. Я сказала, что опоздала. Ты ответил: «Оставайся или вызови такси». Я не могла остаться у тебя. А ты не поинтересовался, были ли у меня деньги.

  Кирилл. Это было во все времена. Дух без материи и, наоборот, материя без духовности — тупик, то есть духовный голод с необъятными материальными возможностями, ведет к пустоте. Материальный голод с огромнейшими духовными желаниями ведет к деградации. Помните, мы с вами вместе написали «Любовь Гаврилову»? Материальные возможности у моей героини нулевые, кстати, я могу сказать о ней так, как Густав Флобер однажды заявил о себе: «Мадам Бовари — это я». Я также хочу сказать, что Любовь Гаврилова — это я, материальный цейтнот при огромнейших духовных потребностях, которые могут привести однажды к деградации, потому образованный, творческий человек будет думать так: почему мой сосед, менее одухотворенный, чем я, имеет все, а я, человек, более тонко организованный, имею пшик? Почему ближний, который глупее меня, делает прекрасную карьеру, а я топчусь на месте или падаю в пропасть? Вы согласны, Надежда? Человек, застегнутый на все пуговицы и контролирующий любое свое движение, не может быть свободным. А свобода — это творчество, причем я не имею в виду только общепризнанные области творчества — поэзию, живопись, музыку и так далее. Нет. Свобода ведет к успеху. Свободный человек не может быть неудачником, ибо он лишен зависти. Свободный человек не может быть злым, так как он не сравнивает свой потенциал с ценностями, имеющимися у ближних. Свободный человек не может быть суетливым, так как он успевает за своими желаниями.

  Надежда. Вы сейчас, Кирилл, описали утопию человека несовершенного. В жизни все не идеально. Любое человеческое стремление, я подчеркиваю, только стремление к такой свободе — это уже непосильный труд. Ведь человеку нужно перешагнуть через все свои пороки: зависть, злобу, обиду и многие другие не очень красивые качества. А это уже отсутствие всякой свободы, потому что придется сдерживать свои эмоции. Со стороны кажется, что это — свобода самовыражения, полет фантазии, высшая точка мысли. Но, как и во всем, в творчестве есть и другая сторона медали: неумение выразить свои желания и мысли ведет к глубокому застою, который тяжелым грузом давит на душу и губит в человеке духовность. У меня это часто бывает. Вы мне сказали, что со стороны кажется, что другому человеку все дается легко, но ведь никто не знает, что же у него внутри на самом деле. Так ли все это?

  Кирилл. Но чаще завидуют тому человеку, который добивается своей цели ценой неимоверных усилий и в то же время знает, что суетиться — глупо, дергать себя за волосы — тем более. Зависть к успешному человеку ничего не стоит. Мы не знаем, сколько стоит успех. Мы не любим свободу ближнего. Мы не любим независимость другого.

  ...Произошло это ровно год назад. Была ранняя весна, неустойчивая, капризная. Как-то я сидел в баре в центре Чебоксар. Меня обслуживала молоденькая девушка, похожая на вас. Ей было не больше девятнадцати. Неопытная. Ее непрофессионализм бросался в глаза, и я сделал ей замечание. Мне тут же стало стыдно за свои слова, и перед уходом я извинился. С виноватой улыбкой сказал:

  — Если бы парень пригласил вас в этот же бар, вряд ли это было бы для вас событием...

  — Да... — она была смущена резкой сменой настроения клиента.

  Неожиданно для себя я предложил ей выбрать какой-нибудь другой бар, объяснил, что могу оправдаться только в том случае, если мы посидим в лучшем баре города. Девушка, очевидно, была полностью выбита из колеи моим изменившимся отношением. Продиктовала время и название бара на северо-западе. Я не стал ее задерживать, так как бармен уже озабоченно посматривал на двух собеседников...

  — Вы смущены. Никогда не ужинали с человеком гораздо старше вас?

  — Да...

  — Не смущайтесь, будем воспринимать все случившее¬ся как приключение. Спустя некоторое время мы оба со смехом вспомним эту историю.

  Девушка улыбнулась. На ее щеках появились две ямочки. Очень обаятельная улыбка. Этот диалог ее успокоил. А ведь еще минуту назад она шла к моему столу, как на эшафот.

  Разговор в тот прекрасный вечер получился оживленным. Наша общая скованность улетучилась. Работая с тобой, Надежда, я в какой-то степени научился обращаться с нимфетками. Как правило, когда в кафе или бар заходит контрастная пара, она вызывает любопытство у обслуживающего персонала. Такое же, как у прохожих, которые видят высокого худого джентльмена, идущего рядом с маленьким и толстым человеком. Все взоры будут обращены к ним.

  Я воспользовался тем, что официантка попала под мое влияние, и мы отправились ко мне в гости. По собственному опыту знаю: на первом свидании девушка исключает секс. Обычно она рассуждает так: «Вот сегодня мы пообщаемся друг с другом, получим от общения положительные эмоции, а завтра будет все. Альтернативы нет».

  Она кокетничала со мной напропалую. Нашла канал МТВ и под песню какой-то девочки, ничем не отличающейся от нее самой, устроила чуть ли не стриптиз. Разумеется, юбка, водолазка и колготки остались на ней. Но все равно все выглядело эротично.

  Со смешинкой она говорила мне: «Почему я тебе доверяю? И самой смешно». Она весело улыбалась...

  Надежда. Почему ты мне это рассказываешь? Ты хочешь доказать свое умение соблазнять девушек? Согласись, ты просто не дал ей спокойно изучить обстановку. Так делают бандиты: чтобы удержать свою жертву, они держат ее в постоянном напряжении. Ты, наверно, ей даже дышать не давал, полностью подчинил ее мысли. Или тебе попалась очень легкомысленная девушка. Ты, наверное, напоил ее вином или шампанским, а может, она просто слабая и доверчивая. Чтобы удержать мужчину и сохранить его интерес к себе, требуется немало усилий, хитрости и всякого рода ухищрений. А стриптизом можно удержать только на одну ночь. Это удел простоватых, глупеньких девчушек, благодаря которым вы, мужчины, и живете, не зная проблем с сексом. Любой нормальный мужчина любит в женщине прежде всего загадку, недоступность и одновременно легкий флирт, дающий надежду на секс. Но все не так просто, как вам, мужчинам, кажется.

  Бывает, конечно, и такое, что девушка оправдывает надежды мужчины, но это просто часть игры, очень сложной и запутанной игры отношений между мужчиной и женщиной. От этой игры очень часто устаешь, и именно в такой момент у мужчины больше всего шансов заполучить женщину. Тут уже нужно уметь разбираться в людях и ловить этот момент, что для большинства мужчин почти нереально. Вот, например, я в отношениях с мужчинами в такие игры играю часто, потому что иначе скучно. Необходимо преследовать какие-то цели, которых без мужчины невозможно достичь. В одном случае это принцип, в другом — желание добиться искренних слов: «Я тебя люблю», в третьем — показать всем, что ты желанна и любима...

  Кирилл. Эта история завершилась банально, точнее, не банально, а... не знаю, я продолжу. Я обнял ее. От нее исходил жар.

  Словом, она меня соблазнила. Потом я понял, что девушка, получившая удовлетворение, не может злиться на мужчину, который ей его доставил. Пусть даже он был грубоватым, пусть даже использовал наглость как преимущество. Впрочем, это пошлость...

  Но я скажу, что никогда не трусил, в какой бы ситуации с женщиной не оказывался. Как и в тот раз с незнакомкой.

  Вы спросите, что же дальше? Я вам скажу, что мужчина, почувствовавший страх перед женщиной, будет избегать ее.

  Однажды мы случайно встретились на заливе. Поздоровались, остановились. Очевидно, наша история прошла все фазы: начало, кульминацию, финал... Нам не нужен, как обычно бывает, новый виток... Я ее часто вспоминаю, но есть надежда, что спустя год после того, как я напишу об этих событиях, они действительно уйдут в мою историю. Ты согласна?

  Надежда. Мне на это ответить нечего...


Рецензии