Учитель со стальным характером
Учитель - это тот человек, который не бросает в трудную минуту, помогает, когда опускаются руки. И просто не дает повесить нос. Такой являлась непоколебимая шиньшинская учительница со стальным стержнем Тамара Григорьевна Белякова.
Был октябрь месяц 1971 года. Первый раз в наш класс зашла женщина небольшого росточка, преклонных, сгорбленной под тяжестью лет, с морщинками на лице. Мы узнали, что эту учительницу зовут Тамара Григорьевна, фамилия Белякова. Она стала нас учить русскому языку и литературе. Нас в классе было более 30 человек. Словом, интернациональный, состоящий из татар и марийцев, боевой класс. Она могла к каждому найти подход и поговорить по душам. Учительница это умела.
На уроке русского языка было особенно тихо. Говорила Тамара Григорьевна негромко и все внимательно слушали. Всегда была строгой, скорее всего уважали ее. Иногда мальчики совершали проступки, огорчали ее. Она сердилась, но ненадолго. Она терпеливо и настойчиво прививала любовь к русскому языку. А кто плохо учился, оставляла после уроков. Но таких можно сказать и не было. Все старались приходить подготовленными. Кто не понимал тему пройденного материала, помогала отстающим. Помнится последний урок. Пожелала нам набраться сил и встретиться в новом учебном году. А мне было жаль с ней прощаться. Думала, никогда с ней не увижусь.
В 1972 году переехали в Морки. Появились новые учителя, чем-то похожие по стилю преподавания. Кстати, и в Морках учительницу русского языка величали Тамара Григорьевна, только фамилия Делянова.
Через много лет, за год до смерти Тамары Беляковой, в августе месяце 1999 года с мамой посетили учительницу в Йошкар-Оле. В то время она проживала у дочери Евгении. Ей исполнилось было уже 79 лет. Нас встретила тепло, на кухне поставила чайник. Этот день для меня был запоминающим. Увидев старую женщину, вдруг стала интересна ее судьба. По-марийски она не разговаривала, но мама разговор вела только на родном языке. Она же понимала прекрасно марийскую речь. Я была так удивлена!
- Да помню я вас, Ираида, стеснительную. Много лет прошло, вы повзрослели и изменились. К урокам всегда подготовленная приходила. Легко было с прилежными детьми на уроке.
- Тамара Григорьевна, я побаивалась вас. Не только я, но и весь класс боялся, поэтому на уроках и шороха не было слышно. Может расскажете о своей судьбе?
- Родилась я 10 мая 1920 года в Русском Уртеме. Моя мама Епраксия Васильевна работала учительницей, отец Григорий Иванович тоже учителем, но он постоянно болел. Я училась в пединституте, когда началась война. В годы войны в школах работали одни женщины и старики, не хватало учителей. Поэтому учебу в институте сократили на один год. До государственных экзаменов оставалось три месяца и студентов отпустили на каникулы на подготовку к экзаменам.
Семья была большая, но моя мама в один из дней привела к нам круглую сироту. Нас стало пятеро. Дома хозяйство, нужно было и родителям помочь. Я вернулась в родное село, стала учительницей истории и завучем, вскоре и директором в Горельской семилетней школы. С этих пор беспрерывно работала в школе.
- Работать в деревенской школе наверняка тяжело? Как все успевали?
- Много было забот в школе и семье. Кроме этого и большая общественная работа. Всю душу отдала обучению и воспитанию детей. Да, я любила свое дело, любила детей. И они меня любили. Поэтому и второгодников у меня никогда не было.
- А как попали в Шиньшу?
- Помнится, на базе Шиньшинской семилетней школы открыли среднюю. Меня перевели языковедом в эту школу. Ученики 6 класса Нужключинской семилетней школы полюбили меня и не хотели со мной расстаться. Как они меня просили оставаться еще на один год, чтобы окончить школу. Я решила работать в Шиньшинской средней школе и каждый день ходить за пять километров проводить часы русского языка в этом классе. В конце учебного года все 12 человек успешно сдали экзамены и пришли в Шиньшу. В школе я на педсовете подняла вопрос об организации группы продленного дня. Инициативу мою поддержали и я первой начала работу с группой продленного дня.
- Тамара Григорьевна, помните своих воспитанников?
- Школьная тропинка дала многим дорогу в жизнь, в науку. Мои воспитанники вышли на жизненный путь, карабкаются к сияющим вершинам науки по ее каменистым тропам. Как светлые лучи солнца расходятся школьные тропинки от трехэтажного каменного здания Шиньшинской школы. В.Полевщиков работает преподавателем в Маргосуниверситете, Мухаметшина окончила Казанский пединститут, физик, занимается научными вопросами при кафедре. Среди моих учеников много инженеров, врачей, учителей и был любимый ученик, поэт и журналист Александр Сычев, дающий большие надежды. Жаль, он ушел так рано…
Нелегким был путь у Тамары Беляковой, нелегким был путь и ее воспитанников. Она смело вторгалась в судьбы своих учеников, когда они переживали критический период, и спасала их от падения, выводила на большую дорогу. Так помогла своим ученикам И. Кугергину, З.Зуевой, С. Асылбаеву. Всех и не перечислишь.
1 апреля 2000 года бывшего педагога не стало.
В народе говорят, добрые семена дают добрые всходы. Ее благородные дела до сих пор вспоминают не только в Шиньшинской школе, но и ее бывшие ученики. Вот такой остается вдохновительницей труда и педагогом в воспитании молодого поколения.
Свидетельство о публикации №221122801316
Роза Салах 08.01.2022 15:18 Заявить о нарушении
Роза Салах 08.01.2022 15:21 Заявить о нарушении
Ираида Букетова-Алвий 08.01.2022 20:17 Заявить о нарушении