Подменная няня ч. 11

Тут, пожалуй, надо сделать теоретическое отступление и проанализировать сам метод Монтессори. Как говорила наша директриса, «разобрать в нем и минусы, и плюсы».

На годы жизни Марии Теклы Артемиссии Монтессори – таково было ее полное имя - пришлось много исторических событий, которые очень важны для понимания сути и особенностей ее педагогики.

Она была совсем малюткой, когда на ее родине завершился процесс объединения разрозненных княжеств богатого Севера и бедного Юга. Сотни тысяч итальянцев отправлялись за океан в поисках лучшей доли. Потом была Первая мировая война, в которой Италия оказалась в лагере победителей, и ее премьер-министр в составе «Большой четверки» определял судьбы мира.  Через три года к власти в стране пришел Бенито Муссолини, а еще через десять  фашистская Италия вступила в союз с гитлеровской Германией. Вторую мировую войну Мария провела в Индии по приглашению Махатмы Ганди, а последние годы жизни - в Нидерландах. 

Мария Монтессори была, безусловно, одним из пионеров психологии. Собственно, сам метод появился после того, как одна умная молоденькая докторша понаблюдала за игрой умственно отсталых детей в пустой комнате.

Когда ее спрашивали, как родились основные идеи ее педагогики, сеньора Монтессори отвечала: «Я смотрела на детей, и они научили меня, как надо их учить». В 1910 г. она выпустила сборник лекций. «Истинное обучение – помочь, а не осуждать, истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его», - доказывала она в своих выступлениях.

Свои наблюдения и открытия педагог-новатор применяла и в школе для здоровых детей – маленьких «дикарей» с беднейших рабочих окраин, в чем ей щедро помогали меценаты. В домах ребенка – прообразе современных детских садов – дети занимались тем, чем им хотелось заниматься больше всего. Для этого у них были самые разнообразные пособия – от кастрюль, веревок и прищепок до книг и домашних животных.

Главная особенность метода Монтессори - это развивающая среда, наполненная строго отобранными предметами, которые знакомят подрастающего человека с окружающим миром. Другая отличительная черта -  роль педагога,  который не является для детей абсолютным авторитетом, а общается с ребенком на равных. В современных Монтессори-школах занятия часто проводятся не за партами, а на полу, когда дети и учитель  садятся рядом в кружок.

В 1913 году Мария отправилась в турне в США, где изобретатель телефона Александр Белл и его жена Мейбл основали в Образовательную Монтессори-ассоциацию.  Ее попечителем стала дочь президента Маргарет Вильсон, которая также, как и Мария, увлекалась йогой и индуистскими духовными практиками. В Белом доме был открыт Монтессори-класс.

Благодаря своей кипучей энергии, Мария Монтессори находила единомышленников по всему миру. На Панамско-тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско она сделала чрезвычайно удачный рекламный ход — построила стеклянную классную комнату и посадила в нее учеников, не знакомых с ее методикой. «Подопытные» в течение четырех месяцев демонстрировали возможности новой педагогики, и в итоге проект получил обе золотые медали в сфере образования.

Придя к власти в 1922 году, Муссолини назначил министром образования идеолога фашизма философа Джованни Джентиле, которому поручили провести масштабную реформу. Марию Монтессори назначили государственным инспектором школ Италии, а ее школы были открыты по всей стране.  В эти же годы создается Общество Монтессори, издаются  журналы «Идея Монтессори» , «Деятельность Монтессори», целью которых является информирование общественности Италии и мира об успехах и продвижении новой педагогики. 

После отставки интеллектуала Джентиле новый министр образования перестал финансировать зарубежные турне энергичного педагога,  которую упрекали в том, что она делает бизнес на образовании. Сам же премьер Муссолини считал, что школа должна воспитывать идеальных граждан, солдат для своего государства, а из Монтессори-школ выходили чересчур независимые дети.

Именно по этой причине в Советском Союзе идеи смелой итальянки были в 1926 году запрещены усилиями Крупской, которая тогда возглавляла Наркомпрос.  Монтессори-педагогика оставалась в нашей стране под негласным запретом вплоть до конца восьмидесятых.

Конечно, у знаменитой примы было много критиков не только по соображениям идеологии. Сеньора Монтессори не приветствовала детскую фантазию, сказки и творчество. В классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, а только занимаются в специально организованной среде. Каждый ребенок делает то, что ему интересно, но только с теми предметами, которые находятся непосредственно перед ним. Дети учатся договариваться и помогать друг другу, а вот играть вместе, дружить и творить – этому их взрослые не учат.

Мария была последовательницей индуизма и считала, что все, что происходит в мире, определено космическим планом. Ребенок рождается с определенным набором личностных качеств, и главная задача взрослых - не разрушить своим вмешательством эту предписанную ребенку свыше миссию. Современные адепты ее метода убеждают родителей: «Не вздумайте воспитывать своего ребенка и разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Это угнетает свободную личность ребенка. Ребенок знает сам, что делать, не мешайте ему - вся его дальнейшая дорога уже предопределена Космосом. Ваша обязанность - лишь создать ребенку оптимальную среду для обучения.»

В конце прошлого века бренд «Монтессори-школа» стал всемирным. В России за последние тридцать лет открылись десятки частных учебных заведений. Теперь по этой системе образование можно получать хоть до одиннадцатого класса включительно.

Всемирная ассоциация Монтессори-школ гордится своими выпускниками, среди которых есть американские миллиардеры и английские принцы.

«Предназначение Международной ассоциации Монтессори (AMI) состоит в том, чтобы поддерживать естественное развитие людей от рождения до зрелости, позволяя им стать преобразующими агентами в обществе, ведущими к более гармоничному и мирному миру,» - написано на сайте этой авторитетной организации. Сейчас это глобальная сеть учителей и образовательных учреждений. В своем отчете за 2020 год она подчеркивает свою увеличившуюся мощь в мире, охваченном пандемией.

Я не знаю, надо ли подпевать всем итальянцам. В этой непростой партитуре мне лично слышатся мощные аккорды мировой политики и коммерческого интереса. Жаль, что многие родители готовы платить за раскрученный бренд, зачастую не представляя себе, что на самом деле скрывается за сверкающей оберткой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2021/12/28/1342


Рецензии