В лесу родилась елочка

ПЕСЕНКА «В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА» И ЕЕ АВТОРЫ

 Как-то на Рождество я был в гостях у семейной четы - супругам было лет по тридцать. Разговор зашел о новогодней елке, и я поинтересовался, знают ли хозяева, когда была написана песенка «В лесу родилась елочка»?

Ответ был единодушным - супруги связывали появление песенки со своим детством.

- Друзья мои, должен вас огорчить - ответил я. - Эта песенка была создана более ста лет назад.

 Автор стихов этой песенки Раиса Адамовна Кудашева. Родилась она в 1878 году в Москве в небогатой семье князей литовского происхождения Гедройцев. Отец ее несмотря на княжеский титул, служил чиновником в Московском почтамте. С детства она писала стихи. Ей было восемнадцать, когда в журнале «Малютка» появилось ее стихотворение «Ручейку». С тех пор ее стихи и сказки печатались на страницах многих детских журналов.

 После смерти отца девушка поступила гувернанткой в дом князя Алексея Кудашева к его сыну.. Через три года они поженились.

 В декабре 1903 года Раиса Адамовна принесла в редакцию журнала «Малютка» только что написанное стихотворение «Елка». Оно очень понравилось редактору, и его было решено поместить в новогодний номер журнала. Хотя он уже печатался, решено было переверстать его и вставить стихотворение в журнал...

 Почти два года спустя, в октябре 1905 года биолог, кандидат естественных наук Леонид Карлович Бекман обратил внимание на стихотворение «Елка».. Будучи музыкантом-любителем, он посадил на колени двухлетнюю дочку Верочку и прочитал вслух стихотворение, напечатанное в журнале «Малютка» - о детском празднике и детишках, собравшихся вокруг рождественской елки.

 Стихотворение «Елка» было написано в виде пьески, разыгрываемой взрослыми и детьми, перемежавшейся строками, в которой описывалась жизнь елочки до того момента, как она из лесу, нарядно украшенная, попала в ярко освещенный зал на радость окружившим ее ребятишкам. Будучи музыкантом-любителем, Бекман сел за рояль и сочинил музыку для понравившихся стихов. Так родилась песенка «В лесу родилась елочка…».

 Леонид Карлович не знал музыкальной грамоты, и ему помогла жена - пианистка Елена Александровна Бекман-Щербина, окончившая Московскую консерваторию с золотой медалью. Как вспоминала позднее Елена Александровна, «Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, и чтобы не забыть песенку, я ее записала. Впоследствии  мы оба стали сочинять для друзей и другие песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник… Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем - «Оленька-певунья». Песенки имели большой успех. А «Елочку» до сих пор поет вся детвора, хотя мало кто знает, что эту ставшую почти народной песню сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном».

 Однако имя автора стихотворения, положенного на музыку, долгое время оставалось неизвестным. О том, что на ее стихи написана музыка, долго не знала и сама Раиса Адамовна Кудашева. Только в 1921 году она услышала, как маленькая девочка пела ее «Елочку» Перед началом войны стихотворение было напечатано в сборнике «Елка», объединившем детские стихи и песенки к новогоднему празднику.

 Если верить легенде, к председателю Союза писателей Александру Фадееву пришла скромно одетая пожилая женщина.

- Что же вы написали? - спросил Фадеев.

- Стихи для детей. - ответила она - Между прочим, я написала песенку «В лесу родилась елочка».

- Так это вы написали! - воскликнул Александр Александрович изумленно. - Я так плакал, когда впервые услышал это стихотворение, и мне очень жалко было елочку, которую срубили «под самый корешок».

 Фадеев распорядился, чтобы Раису Адамовну незамедлительно приняли в Союз писателей. По другой версии, Кудашева встречалась с Горьким - однако Алексей Максимович не мог связывать это стихотворение со своим детством.

.. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек. Одна из этих книжек сыграла большую роль в детстве  замечательного артиста Михаила Жарова. Вот как сам Михаил Иванович рассказывает об этом в своих воспоминаниях: «Каждое воскресенье мне торжественно вручалась тоненькая книжка. Одну из них я даже помню наизусть и сейчас. Называлась она «Бабушка Забавушка и собачка Бум»:

У бабушки Забавушки собачка Бум жила.
Однажды Буму бабушка пирожных испекла.
- На, Бум, бери тарелочку.
Пойдем с тобой в буфет. -
Глядят, а мышки съели всё.
Пирожных больше нет.

 Лишь позднее я узнал, что стихотворение принадлежит детской писательнице Раисе Кудашевой, автору известной песенки «В лесу родилась елочка».

 Книжка про собачку Бума долгое время была со мной повсюду. Она была вся разорвана, но я ее подклеивал и подклеивал. Она была мне очень дорога. Особенно за рисунки, изображавшие эту самую собачку Бума.

В конце концов я решил сыграть собачку Бума.

 Это была моя первая роль. На дворе, между одним сараем и другим, был закуток, где росли лопухи и репей и куда редко кто заглядывал. Здесь было тихо и очень уютно. Мы очистили этот угол от мусора. Принесли стулья, позвали из дома матерей, сестер (дело было днем, и отцы находились на работе). Составили стулья и стали играть «Собачку Бума» в лицах. Маленькая, очень картавенькая бабушка Забавушка (ее играла моя сестра Лида) и большой, толстый шепелявый Бум (его играл я) были, наверное, очень смешны, и нам дружно аплодировали. Это был первый спектакль, в котором я участвовал как актер, автор сценария и режиссер. Вероятно, тогда же я получил первые самые искренние аплодисменты.               

Собралась наша бабушка в чужой далекий край.
«Ну, Бум, прощайся с детками да шапочку снимай». 
Уехали. Всё кончилось: проказы, шутки, шум…
И мы закроем книжечку. Прощай, собачка Бум!

 
 Как сообщает интернет, Раиса Кудашева - автор 28 детских книжек, в числе которых «Петушок», «Снеговик», «Приход зимы». Переиздана «Бабушка Забавушка и собачка Бум».

 Раиса Адамовна Кудашева  прожила всю долгую жизнь в Москве много лет работала в детской библиотеке. Она умерла в 1964 году и похоронена на Пятницком кладбище, На памятнике, установленном на ее могиле, выбита начальная строчка песенки, знакомой нам с детства - «В  лесу родилась елочка»

__________________________________

Современному читателю, свободно ориентирующемуся в лабиринте интернета, мой скромный очерк вряд сможет сообщить что-либо новое.
--
Алексей Корнеев


Рецензии