Value 9

  О ЦЕННОСТЯХ

1 Объективные наблюдения над ценностями.
Если принять во внимание высказывание, что ценность - это «отношение между чем- либо или кем-либо», то следует здесь же указать, что это отношение со смещённым центром тяжести. То есть, отношение в своём основании непаритетное: одной стороне предписано быть оценивающей, другой – оцениваемой, и этой, «другой» стороне также не предписано иметь оценивающее отношение к стороне первой. Мы говорим о «состоянии», о «переживании» ценности  в конкретный момент времени. В этом смысле  в понятии «ценности» как «отношении между чем-либо или кем-либо» одна из сторон отношения всегда будет играть активную, предвзятую роль по отношению к другой, тогда как эта другая (оцениваемая) сторона  имеет право располагать индифферентным отношением к  первой, «оценивающей» стороне. Такое неравенство в отношениях двух сторон  разрушает статическую картину взаимосвязей, взаимоотношений в мире объектов. Традиционное разведение на субъекты и объекты, таким образом, содержит в себе ценностный, аксиологический смысл. Ценность, в данном случае, не исчерпывает всего многообразия субъкт-объектных отношений: они могут быть какими угодно – ценность, как отношение, имеет конкретную, единичную специфику в своём содержании.
Но в указанном выше рассуждении интересен также и тот факт, что ценность как отношение будет всегда содержать внутреннюю динамику. Это сближает понятие «ценность» с такими понятиями, как «процесс»,   «развитие» и  «изменение». Всё вышеперечисленное - нестатические понятия.
Определение понятия  «динамика».  «Толковый словарь» С. И. Ожегова объясняет  «динамику» как «ход развития, изменения какого-нибудь явления» (динамика общественного развития).  Также это « движение, действие, развитие» (в пьесе много динамики). Имеется и третье значение, что представляет интерес. Это «отдел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил».
В «Словаре иностранных слов» «динамика» определяется как «состояние движения, ход развития, изменения какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов (противоположное статика)» . Также это «обилие движения, действия». Третье определение полностью повторяет толкование первого источника.
Первый источник – словарь, изданный в 1972 году, второй словарь – в 1988 году. Из выше отмеченного сопоставления становится видно, что понятию «динамика» предписано некое зависимое значение. В обоих случаях указаны внешние причины её появления, не употребляется «развитие», ударение поставлено на простой количественный признак («обилие»). Интересно отметить, что в музыкальной энциклопедии (1974 год) «динамика» определяется как совокупность явлений, связанных с различными степенями громкости звучания, а также учение об этих явлениях. ;;;;;;;;;;- имеющий силу,;;;;;;;;;- сила.

Рассуждения, характерные для творчества.
(Состояние, процесс, сознание, личность, ситуация).
1. Существует специальное замкнутое пространство.
2. Оно обустроено нами благодаря  специальному установлению неопределённо очерченных границ в некоторой области. Эта область мыслимого пространства, где неявно и одновременно особенно прослушивается сигнал или проступает знак.  (Этот знак или сигнал является также отражением наших личных особенностей, которые можно назвать имманентными).
3. Для творчества существуют специальные пространственные представления. (Параметры).
4. Специальность их обусловлена временной зависимостью, так как они появляются  в момент получения «источника сигнала».
5. Координационная сетка пространственно- временных отношений представляет собой эту «неопределённо очерченную границу».
6. Конкретизация идеального объекта наступает по мере «сужения» этих рамок.
7. Неизменный атрибут условно выделенного «творчеством» пространственного объёма – его непроницаемость границ в любой точке, произвольно выбранной. Аксиоматически необходимым условием является терминальное отделение этого неопределённого пространственного объёма из всей массы  сущего бытия. Для этого требуется максимально возможная непроницаемость рамок творческого ограничения.
8. Такое ограничение не должно иметь никакой альтернативы. Здесь, видимо,  проявляется диалектика отношений общего и единичного, как переход от «общего места» в специфическую единичность.
9. Второй неизменный атрибут условно выделенного пространственного объёма – формируемый единичный выход для объекта, который можно назвать целью или продуктом.  «Цель» как слово, этимологически связанное  со словом «целый», «цельность» – оформленная конкретная единичность с внутренним органическим устройством. Эта единичность сама в состоянии существовать и развиваться в соответствии с собственными законами. В данном случае системный подход говорит об объекте как системе с внутренним соотношением элементов, составляющих этот объект как цельную систему.
10. Специальный вопрос- вопрос, касающийся поступившего сигнала из внешней среды и устанавливающий эту необходимую связь между творческим «сознанием» и внешним миром. Какова его природа? Следует ли его оценивать как достояние самого творческого сознания или его порождают провокационные действия внешнего мира? Можно с абсолютной точностью установить источник его происхождения?


   16.06.2006


Рецензии