История из жизни моего отца

Было это в начале 60-х в теперь уже несуществующей стране - Советском Союзе. Молодежь под руководством коммунистической партии активно строила социализм в стране. Возводились города, заводы, фабрики, дороги, осушались болота, осваивались целинные земли…

   Комсомольцы - большая часть молодежи, были неутомимыми, веселыми, активными, целеустремленными и проявляли себя с лучшей стороны. Были, конечно, разные люди, но писали в газетах и рассказывали по радио именно о передовиках производства, победителях соревнований, героях труда, что явно поддерживало стремление подрастающего поколения равняться на старших товарищей и быть им надежной и достойной сменой. В общем, правильной дорогой шли!

   Воспевался человек труда, самоотверженно строивший развитой социализм и счастливое будущее. То тут, то там по всей великой стране Советов начинались масштабные комсомольские стройки, амбициозные проекты, в которых хотелось участвовать каждому сознательному человеку, а уж комсомольцам тем более. Об одном таком парне по имени Семен пойдет речь в моем рассказе.

    И так, представим себе весну 1961 года, благословенные Сурские просторы Среднего Поволжья, соловьиные трели и черемуховый аромат заброшенных барских садов некогда богатой деревни, расположившейся на равнине посреди семи оврагов…

   Семён - молодой мужчина, двадцати пяти лет от роду, успевший закончить курсы трактористов, обзавестись семьей и вместе с красавицей женой воспитывавший троих сыновей, младшему из которых было всего пару месяцев от роду. Как-то раз, возвращаясь с работы, поспорил он со своим закадычным товарищем, что после уборочной завербуется с другими комсомольцами осваивать целинные земли в далекую Тюмень.

- Да, ладно тебе, Семка, куда тебе! Вон у тебя дома мал-мала меньше, дом строить начал, не верю я, чтоб ты вот так взял и укатил к черту на кулички! - говорил его закадычный дружок Николай.

- А ты меня не подначивай, айда вместе! Паспорта получим, хоть мир поглядим. Поработаем, денег заработаем и вернёмся. Что, кишка тонка?

- Да, куда мне от своих, хотя, давай завтра поговорим, а то уж поздно на дворе.

С этими словами друзья, обменявшись рукопожатиями, разошлись по домам.

   Ночью Семен долго не мог заснуть. Думал, как бы жене о своих планах рассказать. А, если она не поймет? Подумает, что он спокойной жизни хочет, что надоел ему постоянный крик и плач детей, суета, работа, заботы…Уснул только под утро.

   Наступил новый день и казалась ему идея вчерашняя уже странной и несбыточной. Да, и зачем куда-то ехать, когда и дома забот невпроворот!

   Позавтракав на скорую руку молоком и хлебом, сел он на свой старенький велосипед и поехал на работу. Дорога была неблизкая до полевого стана, где стройными рядами стояли трактора, машины, комбайны и сеялки. Такие были правила в колхозе – закончил работу, приведи своего металлического коня в порядок и поставь на стоянку до завтрашнего дня.

- Здорово, Семен! – услышал он голос товарища своего Николая, который был уже возле своего трактора и, спешно вытерев тряпкой мазут с рук, крепко пожал другу руку.

- Ну, как ты, не передумал на целину? Я всю ночь не спал. Под утро задремал только. Вот пораньше решил на работу, может, глянешь, что-то опять мой конь дурит, просыпаться не хочет.

- А ты пробовал прочхать пускач? - спросил на ходу Семен, открыв дверку и берясь за рукоятку пускового двигателя.

-Ага, только никак не заводится. Не хочет работать! - глядя из-за плеча товарища сокрушался Николай. Вот, думаю, пораньше приду, чтоб тебя на поле обогнать, а мой «крокодил» не просыпается и все тут! – пытался пошутить он, внимательно наблюдая, что собирается делать Семен.

- Эх, Семка, головастый ты мужик! Вот бы мне хоть щепотку твоих мозгов мою дурную башку помазать! – шутливо говорил Николай, в то время, когда Семен ловко завел узел пускового шнура в один из пазов на маховике пускового двигателя и, намотав шнур на маховик, рывком потянул на себя конец этого шнура, но трактор не хотел оживать…Попытавшись еще пару раз, Семен, глубоко вздохнув, многозначительно посмотрел на Николая и, покачав головой, сказал спокойно, но внятно: - Эх, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй! Продуть камеру надо!

Вывернув спускную пробку картера и разъединив привод и свечу, он повернул коленчатый вал за маховик и продул кривошипную камеру. Завернув пробку, закрепил провод на свече и снова повторил пуск. Трактор затарахтел довольно, словно благодаря умелого парня за нужную помощь.

- Во даешь, Сема! Как это ты все сразу понимаешь, чего делать надо?

- Ты бы, Коля, поменьше языком трепал, да побольше в дело вникал! Это ведь техника! Ее уважать надо и в порядке содержать, чтобы она верой и правдой служила, тебя и народ кормила. За такое твое отношение к технике, дать бы тебе по шее, да ума это тебе не прибавит.

Меж тем Николай, ловко запрыгнув в кабину трактора, хотел было выключить фрикционную муфту и потянуть рычаг на себя.

- Эй! Ты чего! Прогрей сначала на малых оборотах! Ну совсем не думаешь головой! - строго крикнул Семен. Николай, испуганно одернув руку, виновато осклабился в глупой улыбке. Семен же, сплюнув с досады, уверенным шагом пошел к своему «Сталинцу», который стоял неподалеку и, казалось, одобрительно наблюдал за происходящим.

   День выдался не из легких. Весь день не покидала Семена мысль о целине. Думал он не о геройских поступках целинников, а о том, что хоть и трудно там без дома, без семьи будет, да сможет он заработать денег и достроить дом как он мечтает.

   Вернувшись домой, помывшись и молча поужинав, долго сидел он на лавочке возле дома и смотрел на старших своих сыновей, которые возились со щенком на полянке.  Жена знала его хорошо и понимала, что раз молчит, значит, что-то важное обдумывает, нельзя ему мешать в такие моменты. Из дома доносился ее нежный и ласковый голос, напевающий колыбельную младшему сынишке.

   Прошло несколько месяцев. За высокие трудовые показатели, сознательность и дисциплину, преданность идеалам строителей социализма и, приняв во внимание его заявление, Семен был принят в члены коммунистической партии и направлен в составе группы механизаторов-передовиков на освоение целинных и залежных земель в Тюменскую область.

   Бескрайние вольные степи и пронизывающий ветер недружелюбно встретили Семена и его новых товарищей. Каждый из них понимал, что путь назад – позор на всю жизнь! Так что только вперед!

   Палаточный лагерь, на территории недавно организованного совхоза, палатка на десять-двенадцать коек и ящик вместо стола, вот и все удобства. Хотя, вряд ли кто из целинников думал тогда об удобствах, не за этим они прибыли в эти места.

   Через час после прибытия и размещения все собрались на улице для знакомства и планерки. В ночь предстояло приступить к работе. В совхозе каждый из десяти тракторов работал в две смены.

    Семен, несмотря на суровость характера и свою природную молчаливость, быстро влился в коллектив механизаторов и стал пользоваться уважением за умение по звуку работающего двигателя понять, что необходимо починить в тракторе. Это было как нельзя к месту, поскольку ремонтировать технику приходилось самим механизаторам, ремонтных баз в то время еще не было.

   Появились и новые товарищи, с которыми сообща было легче преодолевать все тяготы трудовых будней. С первыми осенними заморозками все механизаторы перебрались жить во вновь построенный бревенчатый барак, в котором была круглая железная печка и рукомойник. Жить стало веселее!

   Прошла сырая и ветреная осень, миновала метельная и морозная зима. В первые дни апреля наконец стало пригревать солнце. Снег повсюду лежал толстым метровым слоем, укрывая спящую землю от ледяных и колючих ветров.

   Ранним утром группа из пяти тракторов направилась на перевозку леса, разного оборудования и снаряжения с одного берега реки на другой. Много нужно было успеть перевезти пока лед на реке был достаточно крепким. Для Семена и его товарища Марата выдался приятный день. Погрузка на сани - волокуши ящиков с оборудованием для совхозной мастерской, товарами для магазина и склада, кирпичом и металлом прошла успешно. Солнце было еще высоко и вся бригада трактористов после обеда направилась к своим мощным железным коням для отъезда в обратный путь.

- Семен, слушай, друг, уступи мне место в колонне. - сказал Марат, подойдя к своему молчаливому товарищу. Жена моя сегодня с утра рожать собралась. Уже родила, наверное.

- Хорошо! Только ты не спеши, близко к переднему не старайся прижиматься. Я вот смотрю темных пятен на речке больше стало. Вода снизу лед лижет.

- Да, понял, друг, рахмэт тебе! На свадьбу к моему сыну придешь, почетным гостем будешь, брат! Ну, побегу я перестроюсь пока.

Семен пошел к своему трактору и неспешно стал осматривать гусеницы и сани-волокуши, нагруженные всякими ящиками, увязанными крепкими канатами.

   Первый трактор подал сигнал и поехал по направлению ледяной дороги, сани дернулись и поползли медленно вслед за ним. Когда трактор с санями миновал треть реки, следом за ним отправился второй и затем с таким же интервалом третий. Семен ждал своей очереди. Он должен был в этот раз не третьим идти в колонне, а замыкающим.

Время шло своим чередом, второй трактор успешно миновал середину реки. Тракторист с четвертого трактора высунулся из кабины и крикнул:

-Ты глянь, чего он делает! Он что не видит! Куда гонит!

Семен выскочил из кабины и, встав на гусеницы, увидел, как сокращается расстояние между третьим и вторым тракторами, и, как лед начинает трескаться под санями третьего трактора. Марат продолжал движение, не замечая опасности. Оставшиеся на берегу два тракториста нервно наблюдали за происходящим на реке. Вдруг раздался гул и сани, заваливаясь на один бок, стали быстро уходить под лед. Трактор тащил их вперед, дым валил из трубы, но было поздно! Сани резко нырнули и потащили трактор за собой. Марат не успел выпрыгнуть из трактора…

   Крик мужчин, на глазах у которых за несколько минут все это случилось, был криком отчаяния и ужаса раненых зверей! Спасти Марата было невозможно.

   Прошли годы, Семен, вернувшийся домой к своей семье с грамотой и медалью за освоение целинных земель, стал еще суровее и молчаливее. Дом был построен, дети росли в счастливой семье в достатке и заботе. Семен получил образование инженера – механика и продолжал работать в родном колхозе. Товарищ его – Николай все также пахал поля, то и дело обращаясь к своему другу за помощью по ремонту его уже нового «крокодила» - ДТ- 75, хваля своего старого друга за то, что хоть и начальником стал, а не зазнается, помогает, сразу понимает, чем трактор страдает и что надо исправить.

  У Семена выросли его орлы-сыновья, смекалистые и трудолюбивые как отец, переняв его любовь к технике и уважение к порядку. Подрастала дочка-папина радость, которая и услышала эту историю от отца, спустя многие годы рассказавшего ее своему товарищу-Николаю.

- Сказал, облегчил душу, похвалил товарищ Семена после того, как тот закончил свой рассказ.

- Семка, друг ты мой верный, не мучай себя! Нет тут твоей вины, что товарищ погиб! Он ведь знал, что по талому льду, будь он хоть в полметра толщиной, нельзя с таким грузом быстро друг за дружкой следовать! Это ведь как на конях маршем по льду или по мосту, каждый это знает!

Поспешил он или задумался, лед был некрепкий, или тяжелые грузы прошли перед ним, трещины образовали… Не кляни себя! Все под богом ходим. Кому в огне сгореть, тот в воде не потонет. Видать судьба ему такая. А тебя бог сберег. Так что надо жить дальше и думать о хорошем.

   Впервые за свою небольшую жизнь дочка увидела, как плачет ее отец. Это были слезы очищения, а не слабости или боли и девочка поняла это. Иногда и сильные люди плачут.

   Семен прожил долгую, трудную, но интересную жизнь.

 

Память о нем пусть останется среди поколений людей как о порядочном человеке - символе трудолюбия и достоинства!


Рецензии
У всякого Явления – есть Причины.
Есть причины - приводящие к Развалу Страны.
---------------
И наоборот - Развал Страны случится, если
появляются Причины.
Например, в СССР появились причины -
и Совок развалился.
* * *
Причин развала Совка (СССР) - было много …
Главными Причинами развала Совка - были:
1. Повальная (тотальная) Лживость и
2. Воровство Совокян …
Лживость и Воровство – на всех уровнях.
3. Ну, и - Милитаризм, конечно же -
это визитная карточка Совка.
Лживый, воровской, милитаристский СССР -
был обречен – на Развал.
===================
Подробнее см.: Проза.ру,
Сюткин Петр, Трактат №219,
— "СССР развалился – почему?"
* * *

Петр Сюткин   29.04.2022 04:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.