Свой голос

                О поэзии Бэллы Ахмадулиной
 
  Попробую дать отзыв на несколько произведений поэтессы.Начну со стихотворения
  "В тот месяц май..."

               "В тот месяц май,в тот месяц мой
                во мне была такая легкость
                и,расстилаясь над землей,
                влекла меня погоды летность."

  Здесь,как и в последующем четверостишии,чувствуется приподнятость настроения
  автора.Свою беззаботность,беспечность она сравнивает с легкомыслием щегла:

                "Я так щедра была,щедра
                в счастливом предвкушенье пенья,
                и с легкомыслием щегла
                я окунала в воздух перья."

  Читаем далее:
      
                "Но,слава Богу,стал мой взор
                и проницательней и строже,
                и каждый вздох и каждый взлет
                обходится мне все дороже."

  Подорожание "каждого вздоха" можно объяснить тем,что когда на жизнь смотришь
  строже,требовательнее,то и жить становится труднее.С возрастом начинаешь
  понимать,что жизнь-бесценна,бесценен каждый ее миг,и потеря каждого мгновенья
  "все дороже" в цене.И она довольна осознанием этого" "...слава Богу."
 
                "И я причастна к тайнам дня.
                Открыты мне его явленья.
                Вокруг оглядываюсь я
                с усмешкой старого еврея.

                Я вижу,как грачи галдят,
                над черным снегом нависая,
                как скучно женщины глядят,
                склонившиеся над вязаньем."

  Взгляд на жизнь,в конечном итоге,определяет сам человек.Кто-то остается в душе
  молодым,восторженным,простодушным"щеглом",а кто-то ,повзрослев,смотрит "вокруг"
  "с усмешкой старого еврея" скептически,критически-недоверчивым взглядом.Автор,
  как мы видим,пришла ко второму варианту.Не оттого ли и снег у нее не белый,а
  черный?В унисон с этим настроением ей кажется,что и женщины глядят "скучно."
  Хотя не исключаю,что все они одновременно скучают.

                "И где-то,в дудочку дудя,
                не соблюдая клумб и грядок,
                чужое бегает дитя
                и нарушает их порядок."

  Автор слышит,как чужое дитя "где-то"дудит в дудочку.И догадывается,вероятно по
  окрикам взрослых,о том,что ребенок бегает по клумбам и грядкам,"нарушая их
  порядок".Поэтесса не точно выражает свои мысли.Приходится домысливать за нее.
 
  Стихотворение без глубинного смысла.В нем Ахмадулина отразила свое настроение и
  перемены,произошедшие в ней с возрастом.
  Стихотворение "Лунатики" вызывает ряд вопросов.

                "Встает луна,и мстит она за муки
                надменной отдаленности своей.
                Лунатики протягивают руки
                И обреченно следуют за ней.

                На крыльях одичалого сознанья,
                весомостью дневной утомлены,
                летят они,прозрачные созданья,
                прислушиваясь к отсветам луны."

  Луна не может мстить людям за свою отдаленность.Она возникла во вселенной
  раньше людей,и не люди создавали ее орбиту.Поэтому,мстить за "муки"своей
  "отдаленности" звучит абсурдно.
  Почему лунатики"летят",разве они мотыльки? Почему они "прозрачные"? Они без
  плоти?

                "Мерцая так же холодно и скупо,
                взамен не обещая ничего,
                влечет меня далекое искусство
                и требует согласья моего."

  Искусство у автора почему-то "мерцает",то есть,слабо светится колеблющимся
  светом.Да еще и "холодно" и "скупо".Сомневаюсь,что такое "искусство",будь то
  поэзия, живопись,музыка,скульптура сможет найти отзвук в сердцах ,душах и умах
  людей.Зажечь их своим огнем,осветить своим "мерцающим" светом.
  Оно "требует согласья" на что? На то,чтобы творить? Но люди творчества творят 
  по зову души,а не по некоему требованию на согласие.
  Как сказал поэт:

                "Стихи не пишутся-случаются,
                Как чувство или же закат.
                Душа-слепая соучастница.
                Не написал-случилось так."

  Если "случилось так",какое здесь может быть "согласие"?Другой поэт выразился
  так:
                "... не знаю сам,что буду
                Петь,-но только песня зреет"..
  Что означает строка "взамен не обещая ничего"?Оно должно обещать построчную
  оплату? Или что-то еще? Уж восторга подобное искусство точно не обещает.

                "Смогу ли побороть его мученья
                и обаянье всех его примет
                и вылепить из лунного свеченья
                тяжелый осязаемый предмет?.."

  Что за странная прихоть пытаться "вылепить из лунного свеченья тяжелый
  осязаемый предмет"? Задача творца  в том и состоит,чтобы из тяжелых предметов и
  легких как дуновенье ветра,как пушинка или заря в небе создать произведения
  искусства,запечатлев их на бумаге,холсте,в камне...


  Искусство автор сравнивает со светом Луны: "мерцая так же холодно и скупо..."
  Здесь уж совсем непонятно зачем из этого "лунного свечения" она собирается
  лепить "тяжелый осязаемый предмет".Чтобы из "лунного свечения" искусства
  "вылепить" звонкую осязаемую монету?
  Стих ,не сомневаюсь,можно было улучшить,если бы автор серьезно поработала над
  ним.
  Стихотворение "Дождь в лицо и ключицы.." блестяще написано. Оно живое ,не
  надуманное.Без зауми и со смыслом.Автор не прячется от жизни как премудрый
  пескарь:

                "...Не жалею что встретила.
                Не боюсь,что люблю."
  Порою в стихах ее встречаются строки в которых не хватает ясности и простоты.
  Например такие:
               
                "...Чего он ожидал от века ,
                где все-надрыв и все- навзрыд?
                Не снесший пошлости ответа,
                так бледен,что уже не зрим."
  Какого ответа и почему пошлого,неясно.

                "Искавший мук,одну лишь муку:
                не петь- поющий не учел.
                Вослед замученному звуку
                он целомудренно ушел."
  Как и кто может замучить звук? и что значит "целомудренно ушел?" Здесь вообще
  не понятно о чем идет речь.
  Большой удачей Бэллы Ахмадулиной можно назвать ее стихи "По улице моей который
  год..."," О,мой застенчивый герой." В них нет недоговоренностей,смысл их ясен.
  В них есть искренние чувства,которые трогают.Автору хорошо удаются стихи о
  любви.
  И,конечно, у поэтессы есть свой голос,отличный от других,свой стиль.




 
 


Рецензии