Дежавю параллельных миров

Дежавю (франц. d;j; vu - уже видел) — это феномен, при котором у человека возникает ощущение, что он уже переживал событие, которое до этого никогда с ним не происходило, или посещал место, где никогда не бывал прежде. Звучит романтично, но на самом деле – весьма неприятное ощущение. Психиатры называют это припадком в головном мозге. Но я сейчас не о таком состоянии. Я о дежавю генетическом.

Почему дети порой копируют ситуации, происходившие с родителями или другими родственниками, которые никогда не видели? К примеру, мой двухлетний сын весной вышел за калитку со двора, соорудил из палки и лески удочку и встал у лужи. Рыбу ловить начал. Ни разу до этого про рыбалку в доме ни разговоров, ни походов на речку при нём не было. Но вот его папа, с которым мы расстались, когда сыну было чуть больше года, был заядлым рыбаком. И во время моей беременности мы не раз бывали на рыбалке.
 
Мальчик папу совсем не помнил, а рыбалку, как оказалось, помнил. А у меня некое состояние дежавю тогда появилось. И потом не раз возникали ситуации, когда тут же всплывали такие же точно истории, но случившиеся раньше и с другими родственниками.

В деревне по старым традициям покойника перед погребением привозили на ночь домой. Приходили соседи, собирались родственники, вспоминали хорошее, венки делали из еловых веток с бумажными цветами… Когда в 2000-м ушла в мир иной моя мама, венки уже можно было купить в ритаулке, как и всё остальное для соблюдения традиций. Сейчас уже и ночные бдения отменили, привозят гроб к дому и сразу на кладбище. Это легче пережить. А в то время…

К вечеру я валилась с ног от нервного перенапряжения. Соседки ушли часов в десять вечера. Мы с мужем и моей подругой решили, что надо ложиться спать, завтра день будет тяжёлый. Закрыли покрывалом лицо мамы, попрощались. Свеча, стоящая в голове в стаканчике с рисом, почти догорела. Решили не тушить, сама потухнет, как фитиль кончится. Бурчащий потихоньку транзистор, настроенный на «Маяк», выключили. ОН всё время при маме работал, она без радио не засыпала.

Не успела я провалиться в сон, как заметила какие блики по кухне. Испугалась! Подумала, что мне привидения мерещатся. А потом как током – что-то горит! Бегу в зал, а там горит в стаканчике… рис! Огарок переклонился через край рюмки и при мне загорелась накидка на тумбочке. Пожар предотвратили вовремя. Состояние нереальности ситуации было просто жутким. И тут в голову мысль постучалась – радио включи!..

К чему я это вспомнила? В день, когда мне сообщили о смерти сына, я до полуночи жгла церковные свечи, плакала, читала молитвы, вспоминала… Перед сном ушла в ванную, чтобы умыться и прочее. Через минут семь возвращаюсь в комнату, а свеча сложилась пополам, лежит на компьютерном столе и палит фанеру… Опять пожар чуть не случился. И сразу воспоминание, что это уже было! Главное, что это всегда горит так, чтобы я успела предпринять меры…

С точностью повторилась и причина смерти – острая сердечная недостаточность. И случилось это у обоих утром с 10 до 11 часов утра. И снег шёл, только на Дальнем Востоке это был реальный снегопад, а под Калининградом - снего-дождь. Всё повторилось… Даже день похорон – на пятые сутки: по разным причинам не получалось предать тело земле на третий день, как положено.

И общение у меня с моими самыми близкими тоже теперь идентично: они забрасывают мне свои реплики в мозг. Такое впечатление, что включается телетайп и мысль впечатывается… Это уже не дежавю, это попахивает сумасшествием. Но с мамой я так общаюсь уже больше 20-ти лет и на психа пока не похожа…

28.12.21


Рецензии