Благоговейность

          По отношению к человечеству Бог выступает, в первую очередь, как Великий Педагог. И первое, что Он стремится воспитать в Своих подопечных уже здесь, на Земле, – это чувство благоговения, под которым понимается высшая степень уважительности, преклонения перед Идеалом, выступающим поочерёдно как Красота, Мудрость, Справедливость, Доброта (Благость), Святость – словом, как один из атрибутов Божественной природы. Без наличия в душе такого рода чувства врата в Царство Небесное для человека наглухо закрыты. Вспоминается евангельская притча, в которой присутствует метафора "человека, одетого не в брачную одежду" (Мф. 22, 11). Тот строгий дресс-код, который учредил Царь из притчи для приглашённых на брачный пир (читай – в Царство Небесное), возможно, и есть эта самая благоговейность.
          Противоположностью благоговейным людям служат кощунники, циники, люди с приземлённым сознанием (материалисты). Это те, кто лишены каких-либо духовных идеалов, у которых не существует нематериальных объектов для преклонения, которые высмеивают всё возвышенное и непонятное, выходящее за рамки их узкого мирка. Чувство своеобразного душевного подъёма у них вызывают лишь матерная лексика и зоологический набор сиюминутных задач: как заработать денег, что выпить, чем закусить, где повеселиться, кому набить физиономию и т.п. При этом их характерной чертой является презрительное, высокомерие по отношению к любому проявлению духовности. Этот сорт людей служит лёгкой добычей для демонов, не оставляющих им шансов даже приблизиться к вратам в Горний мир.
          Развитию чувства благоговения как ничто другое способствует музыкальное образование. Восторг от услышанного благозвучия и ритма возникает отнюдь не сразу, это чувство нужно культивировать в течение долгого времени. Начинается всё с восхищения благозвучием простого аккорда, изящностью детской попевки. С течением времени восприятие прекрасного усложняется, возникает способность восторгаться более крупными музыкальными формами, утонченными ритмами и гармониями. Здесь главное – сохранить в душе ребёнка то первоначальное чувство восторга, которое он испытал при первой встрече с Прекрасным. Музыка, которую он ежедневно слушает или исполняет, должна тянуть его вверх, к Горнему, но отнюдь не в обратном направлении. Она не должна замутнять мир его чувств и вступать в противоборство с благоговейным душевным настроем.


Рецензии