Солнце мёртвых

.


Они подбадривали друг друга глупыми голосами,
Они подбадривали себя нелепыми выражениями
В страшных ужасах, приключающихся на каждом шагу,
В звенящем, как флейта, полуночном одиночестве,
В пустынной (кричи: стены мира тебе отзовутся эхом)
Оставленности (а дом опустел, как мир),
В природе, отчуждающейся тебя, как такого же ужаса,
Во всём этом, мучительно интересном
Свободно захватывающем прекрасном,
Что зовётся у бедных людей любовью,
Наполненных же лишает слов.

И они подбадривали друг друга,
Поя в пустыне мира странные песни
У каких-то костров неизвестно где в глубине ночи,
Под распахнутым небом, наполненном звёзд,
Оттого безудержно молчаливом,
У каких-то прибойных волн
(Каменисто-песчаный берег,
Никого, только травы, и ветер, и волны,
И всё это – за пазухой полой ночи,
Словно пропуском туши написанное,
Тускло поблёскивающий пробел, малое то нигде),
У задумчивых скал, нависших над нами
(А вверху золотые сосны тихо поют в темноте),
У дороги в протяжной степи
Вслед за теряющейся вдалеке чередой столбов
(И гудят провода беззвучно,
Как кричал на весь мир, распахнув золотые крылья,
Закат)...

А они подбадривали друг друга,
Всё стоя, всё идя по дороге,
Всё сидя в темноте неподвижно,
Всё прислушиваясь так и всюду
К захватывающей тишине,
И они пели, как дерево, просто эолова арфа,
И беззвучное изумление,
Маленькими мурашками и песчинками
Бредущее по всему миру,
Поблёскивающее тут и там, онемение,
Море, распахнутое в груди...

Они пели под этим миром,
Просто глядя в него и вдаль, без звука,
Где просвечивает, словно сквозь рыбью кожу,
Солнце, поющее в темноте.


Июль 2021.


Рецензии
Ничего подобного нигде никогда не встречала.

Возможно, здесь имеют место следы, отголоски, интерпретации того, что можно найти в западной литературе, с которой я, к сожалению или нет, но не на ты. С детства влюблена в нашу великую русскую и в наш удивительный, прекрасный, с богатейшими возможностями русский язык. Переводная литература всегда оставалась для меня неродной и неуютной, уверена, читать её лучше в оригинале, а не в переводе, а в оригинале всегда было лень.

Теряюсь, когда понимаю, что нет слов, чтобы обозначить ими чувство прочитанного. Обозначить и не опошлить, не умалить, не преувеличить. Не подсластить и не капнуть случайно дёгтя.

Но я это чувство прочитанного запомню. Запомню точно.

Спасибо.

Марина Рец   27.02.2022 11:01     Заявить о нарушении
Перечитываю уже в который раз и "Где-то на краю времени"... Отзыв был на стихи.ру, http://stihi.ru/rec.html?2022/01/22/8099, повторяться нет смысла, что-то большее сказать про сам текст... вряд ли уже скажу. Но есть ещё кое-что о Ваших стихах в целом, Кастор, о чём я вчера так и не сказала, а хотелось) А хотелось ещё пожаловаться на жизнь, в которой так мало остаётся места для несуетного... Читая Ваши стихи вчера, я поняла, что с ними мне хочется уединиться, отделиться от внешнего мира, забыть обо всём, что не даёт покоя мыслям... здесь и личное, и общее для всех нас, всё переплелось, и голова уже даже не квадратная, а неизвестной пока никому геометрической формы) Мне нужны другое измерение во времени, в котором я никуда не спешила бы, и мне нужна волшебная хижина отшельника, в которой я смогла бы забыть обо всём, что не отпускает меня в моих мыслях сейчас. Забыть и спокойно читать, например, Ваши стихи. Медленно, погружаясь, задерживаясь в строчках и между строк... Я не понимаю прелестей скорочтения, тем более когда речь о литературе. И тем более о стихах. И тем более о Ваших) В комментариях кто-то говорит, что они непонятны. Но они понятны, если читать их не торопясь, и... может, и в этом назначение поззии тоже? Вводить в состояние погружения в какие-то иные миры, потому что на самом деле это очень нужно нам, это спасает. Перечитала "Где-то на краю времени" и поняла: ведь это о том же... (там пение, но ведь и оно, если оно вот такое, как у этого мальчика, ведь и оно поэзия, не так ли?)

Марина Рец   27.02.2022 11:55   Заявить о нарушении
да )
и это пение - поэзия )
владыка Антоний Сурожский как-то сказал, что человек может останавливать время
любой человек (я уже говорил об этом?)
и это не шутки, ни гипербола, ни какая другая фигура
это совершается во внимании
и Вы это наверняка переживали и знаете
когда случается нам вот так быть погружёнными... Антонио Мачадо, например, тогда останавливался прямо на улице, где был
и что-то записывал или нет - неважно
а прохожие только говорили, уже зная его: а, это Антонио... ))
это может случиться где и как угодно - закат ли увидишь какой-то особенный, стихотворение ли какое прочтёшь, человека ли встретишь
(и ещё больше - в молитве... авва Макарий начинал молитву, когда солнце светило ему в лицо, а заканчивал, когда оно светило ему в затылок... как так? как возможно это? в погружении вниманием в)
мой лит.нянь говорил, что у него, когда бывает такого рода встреча с таким, пробегают мурашки )
(он после таких мурашек, когда гулял где-то на лугах около Оки и читал вот это http://stihi.ru/2017/03/31/7008, предложил мне печататься у него в ГЛК ))

Кастор Фибров   27.02.2022 16:22   Заявить о нарушении
так вот, субъективное время тогда течёт не параллельно общему или внешнему времени
и это по причине интенсивности и высокой плотности внутренних событий (не читали в теории относительности, о принципе внешнего наблюдателя и практически отсутствии времени в начале большого взрыва - оттого и ощущается физикой возраст вселенной как бесконечный, поскольку в тот момент по причине высочайшей плотности вещества время в нём - а оно создаётся вместе со всем тварным - было столь медленно, что практически равно нулю )
так и бывает, что и в нас в малый отрезок времени проживается очень многое, субъективно ощущаемое как замедление или даже прекращение времени
я переживал ещё такое в момент смертельной опасности, когда падал с дерева вниз головой
и всего-то было метра три лететь, секунда какая-то, а летел, по ощущениям, минут пять или... не знаю, сколько!
и подобное мне и другие рассказывали
но гораздо больше, кажется, это бывает именно в моменты высокого поглощения внимания, или поглощения вниманием чего-то
время тогда словно течёт поверх
так что... наше затворничество - как праздник, который всегда с тобой ))

Кастор Фибров   27.02.2022 16:28   Заявить о нарушении
да
это была попытка сказать о солнце пребывающих в "таинстве пробела", в бездыханности, Оставленности и т.п.
что описывают часто словом "выгорание", но мне не нравится этот термин, поскольку он не соответствует действительности
этот момент - важнейший
у о. Пантелеимона Мануссакиса в "Бог после метафизики" есть чудесная цитата из прп. Максима Исповедника (помню неточно, лишь мысль), что в моменты, когда мы не чувствуем присутствия Божия и переживаем эту оставленность, и трагично переживаем, Бог сообщает о Себе (и, соответственно нам самим о нас) гораздо больше, чем тогда, когда мы бываем "залиты светом"
это была попытка
естественно, здесь есть отсылки вольные и невольные на то, что сам люблю
и да, это в меньшей степени русская литература
из которой совсем немногое меня захватывало
несколько стихотворений Тютчева, несколько Мандельштама, несколько Пастернака, несколько Ахматовой, некоторые моменты фильмов Тарковского... проза практически никакая не трогала, и даже более того
но и у тех, кого меня захватывало и захватывает многое, и у тех могу принимать не всё
точнее, это как-то помимо меня происходит
они сами без меня разбираются с этим - моё сердце и тексты ))

Кастор Фибров   27.02.2022 16:37   Заявить о нарушении
последний ответ - к первому Вашему )

Кастор Фибров   27.02.2022 16:37   Заявить о нарушении
Про феномен замедления времени, особенно в минуты смертельной опасности, мне, конечно, известно. Сама я в такие ситуации не попадала, но одной моей знакомой случилось как-то угодить в автомобильную историю, в которой она испытала этот феномен на себе; очень интересно было слушать её рассказ. Как ни странно, не имея личного опыта, я без труда могу представить, как это происходит, замедление времени. Может, где-то и было со мной такое, где-то в другой жизни, в снах, в пограничных каких-то состояниях... на самом деле они могут, я уверена, проходить и незамеченными, например, когда недосыпаем или болеем...

Но всё-таки это разные вещи, замедление времени в экстренной ситуации и т.н. «остановка времени», когда мы на самом деле просто забываем о нём, захваченные чем-то. Если в первом случае это реальное замедление времени, то во втором это просто наше забытьё, мир же вокруг нас не останавливается в своём движении во времени, вот что печально. Если я увлеклась книгой, фильмом, не могу оторвать взгляда от картины художника – да, для меня «мгновение останавливается». Но мир вокруг меня тем не менее не ждёт, часики тикают... А я хочу такой остановки во времени, чтобы весь мир остановился вместе со мной, и я бы я уже не беспокоилась о том, что куда-то не успею... элементарно чтобы выжить в этом безумном мире...)

Марина Рец   28.02.2022 19:07   Заявить о нарушении
нет!
не забытьё!
это действительное изменение субъективного времени )
и, поскольку надеяться на то, что мир остановится с Вами невозможно, остаётся использовать вот эту возможность, о которой говорю )

Кастор Фибров   28.02.2022 20:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.