Был врачом-хирургом

                Рассказ
   Работа врача всегда ценилась в обществе. Нужная профессия, хотя и тяжелая. За что уважают врача? Каждый бы сказал : «Врач  свои силы отдает народу».
В моркинской стороне Сергея Николаевича все  знают. Много лет работал хирургом, затем  главным врачом до выхода на пенсию.
   Встретившись случайно  летом 2019 года в Морках с  Сергеем Николаевичем, мы  разговорились. И он меня  пригласил  в гости.
На вид бойкий, чувствовалась   в нем сила духа. И не скажешь  что ему  87 лет! Он бодро стал рассказывать  небольшую историю о мечте подростка стать хирургом.
   … Родился в сказочном месте, весной  в каждом дворе зацветали яблони. Запах ветерком разносился до леса. Деревня называется Малый Кулеял. Вот в таком месте я и   родился в 1932 году. В 1941 году окончил Большекулеяльскую начальную школу . Во время войны летом работал в колхозе им.Молотова, за что был награжден  медалью «За доблестный труд  в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг»
   Старший брат Зосим всегда был примером. Получив специальность  военного фельдшера, он  был призван на войну в конце 1942 года, дошел до майора медицинской службы. После  окончания войны Изосим Николаевич   приехал на побывку в родную деревню Малый Кулеял. Мне  тогда было  13 лет, я  заканчивал Азъялскую среднюю школу. Помнится интересный  рассказ брата: «Я  служил в санитарной роте фельдшером. Поступало очень много раненых, не хватало хирургов. Приходилось быть и  хирургом, частенько приходилось оперировать. Представляешь, передо мной лежит раненый без нижней части лица. Я говорю хирургу: «Может попробуем   из костей животных срастить кость?».На мои слова он ответил: «Да, слышал фантастическую историю о вживлении костей». И тут же  позвал санитара, чтоб найти свиные кости. На следующий день хирург стал реставрировать  нижнюю часть лица  раненого. Долго вытачивал  инструментом нужную конструкцию  и  затем вживлял раненому. Кость срослась. И мне приходилось часто помогать реставрировать кости. Так спасали изуродованных бойцов». Рассказ старшего брата  так  меня  тогда взволновал, что  я   твердо решил стать хирургом.
  В тот же год  осенью  поступил  в Йошкар-Олинскую  фельдшерско-акушерскую школу. Окончив,  в 1947 году возвратился  в Моркинскую районную больницу, определили на  должность фельдшера, также заведовал фельдшерским пунктом в Большом Кожлаяле,  Больших Шалях. Проработав до осени, продолжил учебу в Казанском мединституте. Были сданы  последние экзамены. Наступила долгожданная минута - вручение   диплома и путевка в жизнь.
  Назначение  хирургом получил   в Моркинскую  районную  больницу. Сумею ли оправдать это высокое звание? Успокаивала  меня мысль: на практике все изучали, производили и  самостоятельные операции. Помню, первую больную в очень тяжелом состоянии.
  - Срочно готовиться к операции,- подал голос. - Состояние больной очень тяжелое. Она без сознания, без пульса. Установил диагноз - внутреннее кровотечение. Я принял  смелое решение - произвести  операцию на  брюшной полости.
  Тишина. Анестезиолог ввел укол и начал  вливание крови.
  - Скальпель! -кричу. -Первый разрез. Дальше иду вглубь к очагу поражения.
  - Кохера!
  - Зеркала!
  Медсестра только успевает подавать инструмент. Зажал кохерами кровоточащие сосуды, раздвигаю ткани.
  - Дыхание? Пульс? - спрашиваю.
  - Дыхание очень слабое, пульс едва заметен,- слышу.
   Увидел разрыв селезенки. Успел удалить. Наложен последний шов. А сам вспоминаю братца Зосима: «Помоги мне!»…Больная открыла глаза. Жива!
Через два года  меня  поставили главным врачом .Много времени уделял налаживанию быта и условий труда  своих работников, качеству медицинского обслуживании населения. В 1986 году  начали  строить новый Моркинский комплекс. На сегодняшний день  350 койко- мест. В 1989 году врачам и медработникам построены два дома. В 1991 году появляется акушеро-гинекологический корпус.
    Прошло время. Сергея Николаевича уж нет с нами рядом. Он умер в конце декабря 2019 года, похоронен в родной деревне. В  наших сердцах  скромный труженик  всегда остается ангелом-хранителем и  частичкой добра  для Моркинского района
 


Рецензии