Три ступени вверх

Я тогда только-только стала председателем Совета Регионов, который работал в формате почтовой рассылки. Хотелось  быть хорошей, милой и доброй: с каждым пообщаться, а особенно поприветствовать новичков. Вот среди новичков и оказалась Ира Жукова.
«Хотелось бы с Вами познакомиться» - пишу в Фейсбуке.
‘Я весьма не против» - получаю ответ.
Немного пообщались. Ира мне очень понравилась своей естественностью -  ни намёка на апломб и рисовку. Правда, подумалось, что я для таких как она слишком шумная. Общались по работе. Позже довелось обращаться к Ирине за помощью как к человеку, у которого есть остаток зрения. Всегда встречала мгновенный радушный отклик.
И уже не помню, как мы разговорились по-девчоночьи. Потянулись друг к другу, подружились.
Я смотрю на Иру, как она изменилась за эти несколько лет. Мало кому известная Ирина Жукова из Смоленской области сейчас, не нуждающаяся в рекламе, Ирина Владимировна Балыкина: ведёт работу сайтов, много пишет в журнале и в социальных сетях. Она неизменно избирается среди активистов и попадает в ряды лучших.
А, по секрету, ведь такой и осталась естественной, милой, без единого симптома звёздной болезни.
Если кто-то из вас хочет узнать Иру получше, пожалуйста, знакомьтесь.
В рамках новой рубрики #ЯНеМогуИначе на мои вопросы отвечает @irazhukova2020 (Ирина Балыкина) из Нижнего Новгорода.

- Ира, давай детство вспомним. Был ли у тебя кумир – тот, на кого тебе хотелось бы быть похожей?
- «Не сотвори себе кумира…». Французские актрисы Катрин Денёв и Элен Ролле. Первая – мне хотелось быть такой же красивой внешне, роскошно одеваться, носить меха и бриллианты. Я бы и сейчас от такого не отказалась. Женщина есть женщина, что уж тут говорить! Вторая – мне хотелось быть такой же внутренне красивой, спокойной и рассудительной, быть окружённой друзьями, приятелями, которым ты нужна.
- Проблемы слуха и зрения когда у тебя начались?
- Плохое зрение у меня, считай, с самого рождения. Врождённая катаракта. Перенесла 5 операций на глазах. Самая первая операция была в 7 месяцев.
Со слухом ситуация неоднозначная. Официально пониженный слух мне диагностировали в 5 лет. Последствия приёма сильных антибиотиков от отита, но есть большая вероятность, что всё же до этого слух уже был снижен.
- Скажи, всё это как-то влияло на твою самооценку?
- В дошкольном возрасте я совершенно не думала о своей самооценке. Пошла в школу и… Вот там я хлебнула сполна. Училась в общеобразовательной школе в инклюзивном классе. Самооценка моя упала низко, поскольку много издевательств было со стороны сверстников из-за моих очков. Школу я вспоминаю с неприязнью. Поступила в университет И там до второго курса учиться было сложно из-за слуха. В 2004 году пришлось купить слуховые аппараты, стало гораздо легче. Комплексы ещё долгое время не уходили, хотя я старалась с ними бороться.
- Ты вот говоришь: женщина есть женщина. А ты влюблялась в здоровых мальчиков без оглядки на свои физические трудности?
- Влюблялась. Безответно.
- Школа, институт, общественная деятельность в Смоленске, потом в расширенных масштабах в числе экспертов слепоглухих и Ассоциации. Ты ведёшь активную жизнь, к тому же, и дома много занимаешься хозяйством. Было ли желание в жизни забить на всём, не учиться, не писать, жить только для себя любимой и обожаемой?
Если было, что остановило?
- Честно говоря, бывают у меня дни, когда хочется на весь день залечь в кроватку с интересной книжкой, укутавшись в тёплое одеялко, и чтобы меня никто не трогал. Или вот ещё, включить телевизор или интернет, найти интересный фильм или передачу, притащить с собой всякие вкусняшки и наслаждаться, ни о чём не думая. Но постоянно  жить именно для себя, на всё забив, - нет, такого желания в глобальном ракурсе не было. Да и что это за жизнь была бы? Лишённое смысла существование, при котором ты деградируешь как личность. Ни тебе самой, ни окружающим с тобой неинтересно.
- Ира, твои тексты сейчас можно почитать и на Фейсбуке, и в контакте, и на страницах журналов. А почему ты выбрала именно журналистику? Когда поняла, что тебе нравится писать?
- Ещё в пятом классе я поняла – хочу быть журналистом. Мне доставляло удовольствие писать рассказы, описывать происходящие события. Не писателем мне хотелось стать, а реализовать себя именно в журналистике.
- Знаю, что ты не только пишешь, но и читаешь много. Понимаю, что это от настроения зависит, но вот сейчас какую книгу ты назвала бы своей любимой?
- Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Пожалуй, самая  любимая книга вот уже много-много лет.
- Почему?
 - Небанальная сюжетная линия, качественный слог автора. Книга, которая даёт пищу для размышлений на разные темы: любовь, трагизм, судьба…
- Да. Мне там ещё и колорит чисто австралийский очень нравится.
Как насчёт общения? Ты согласна, что друзей должно быть чем больше, тем лучше?
У тебя много друзей?
- Много друзей – это прекрасно! Ощущать себя в центре жизни, в водовороте событий и внимания друзей всегда приятно. К сожалению, друзей настоящих у меня мало, но они есть. За них я очень благодарна судьбе!
- Я на всю жизнь запомнила слова певицы Ирины Отиевой: «на застольях говорю тост за тех, кто со мной в радости, потому что очень часто друзья проверяются в способности быть рядом не в беде, а именно в счастье». Можешь прокомментировать?
- Отиева права. Но лично мне ближе поднимать тост за тех друзей, которые со мной и в радости, и в беде.
- У каждого своё, но для меня качество жизни задаёт возможность путешествовать. Увы, в смысле дальнего зарубежью довелось побывать только в Израиле. Там тогда достаточно тревожно было. Чуть ли не каждый день меняли маршрут наших паломнических экскурсий. Но я знаю, что у тебя в Израиле живут друзья и ты не раз, и не два была в Израиле и любишь эту маленькую тёплую страну.  Ну а если бы тебе предложили что-нибудь взять из Израиля в Россию: традиции, может быть, какие-то моменты во взаимоотношениях, что бы ты взяла?
- Об Израиле могу говорить часами. Снова туда хочу, только теперь уже с мужем! В глобальном масштабе оттуда не мешало бы взять чувство безопасности и днём, и ночью.
- Это ты пошутила?
 - Нисколько! Наташ, ты можешь в России поздно вечером, выходя на улицу, не оглядываться с опаской по сторонам, и не думать, что тебя сейчас стукнут по голове какие-нибудь отморозки?
- Ну, мне известны случаи, когда в Питере отморозки те самые и днём не постеснялись человека оглушить.
- Вот-вот! В Израиле же спокойно можно пойти прогуляться по городу хоть в три часа ночи, никто тебя не тронет.
Относительно взаимоотношений привнесла бы в Россию побольше позитива в общении, без скованности. Приведу пример. Иду утром к морю. Вполне можно встретить совершенно незнакомого человека, который тебя поприветствует, улыбнётся, расскажет, что море сегодня классное и пожелает хорошего дня. После такого тебе и вправду захочется идти с улыбкой на лице и приятным ощущением на душе. В России такого нет.
- Да уж. У нас это воспримут как в известном эпизоде: «девушка, как Вас звать?» «Таня». «А меня Федя». «Ну и дура».
 - Да, Понимаешь, там всё же культура другая, да и уровень жизни выше. Нет постоянного чувства тревожности за завтрашний день. Нам бы их уверенность в дне грядущем.
- Ладушки, вернёмся пока на землю русскую. Понятно, что маломобильным везде непросто. Но у тебя всё же есть остаток зрения и слуха. Как ты считаешь, вот лично для тебя в нашей стране всё адаптировано, чтобы ты не чувствовала свои некоторые особенности? Ближайшее окружение, понимание людей в целом, различные сферы обслуживания – есть ли какие-то царапающие нюансы?
- Нет, конечно, не всё адаптировано. К примеру, в общественном транспорте частенько либо тихо объявляют остановки, либо говорят неразборчиво. В магазинах этикетки с ценниками и описанием товара могли бы сделать и покрупнее, а то зрение приходится сильно напрягать. Забавляют иногда такие ситуации: приходишь в магазинчик, где товары близко недоступны, просишь продавца подсказать по ассортименту и ценам, а тебе в ответ: «Ну вот же, видите, всё перед вами.
- Ира, мы сейчас видим тебя самодостаточным человеком, который всегда имеет своё мнение, симпатичной женщиной с улыбкой на лице. Можешь вспомнить три события в своей жизни, которые ты назвала бы ступенями вверх в плане любви, уважении к себе?
- Могу назвать, да. Первое, - это поступление и окончание университета. Там я училась на равных со всеми и поблажек не было никаких. После окончания университета я не смогла трудоустроиться, но факт в том, что я, несмотря на одновременное нарушение слуха и зрения, получила высшее образование и на этом не остановилась. Отсюда следующая ступень: я всё-таки реализовала свою детскую мечту стать журналистом. Случилось это в 2014 году, С тех пор я занимаюсь любимым делом, которое мне приносит не только удовольствие, но  уважение, признание окружающих. Третьим событием я назову встречу с Димой, развитие наших с ним отношений, что привели к свадьбе. Это самое важное и ценное событие в моей жизни. Ведь через дар любви ты многому учишься, переосмысливаешь себя. Это прекрасное ощущение, которое мне дарит любимый муж: я любима, мне с ним надёжно и тепло, мне хочется становиться лучше, быть ещё  интересней.
- Да? А помнишь такое: почему сказка закончилась свадьбой? Потому что свадьбой заканчивается сказка Неужто не согласна?
- Нееет! Сказка после свадьбы не заканчивается. Сказку мы создаём себе сами и после свадьбы. Кто и мешает дальше радовать друг друга вниманием, заботой, дарить цветы без повода, делать сюрпризы?
- Что тебе особенно нравится готовить для мужа?
- Всё то, что Дима любит, а он всеядный. Не привереда))
- А День святого Валентина отмечать будете?
- Почему бы и нет? Хоть это и не наш, российский праздник, но день влюблённых же. Правда, пока не знаю, как именно будем отмечать. Хочу сделать один сюрприз мужу, но не в день этого Валентина.
- Какой сюрприз-то? Нам скажешь?
- Боюсь проболтаетесь. А мне важно, чтобы это стало  для Димы именно приятным сюрпризом.
- ну и последний, самый, наверно, лёгкий и почти совсем скромный вопрос: говоришь мужу ласковые слова: зайчик, котик…?
- Конечно! Ведь мужчине тоже хочется слышать нежные слова. Хоть они и хотят казаться такими не сентиментальными. Мы всё про них понимаем и ласковые слова говорим.

§§§
Интервью с Ирой многих не оставило равнодушными. Особенно зацепил упомянутый Ириной класс инклюзивного обучения, о котором первая героиня новой рубрики знает не понаслышке - сама в нём училась. Я же выпускница школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. В нашем классе несколько человек, включая меня саму, были тотально незрячими, другие с небольшим остатком зрения.
Трудно сказать, как оно лучше, но эксперимента ради попробуем провести параллель.
- Ира, была ли в вашем классе взаимопомощь?
- Только в самых первых классах. Потом нет. Ручку, например, помочь найти упавшую не догадывались. Не по злобе или равнодушию, а просто не понимали проблем плохого зрения.
Я вспоминаю, что в моей школе, в моём классе помогали ребята и очень даже. Особенно ощущалось это, когда стала хуже ходить. Мне уже желательно было опираться на чью-то руку. Так вот помогали всегда, причём не воспитатели и не по их инициативе, а именно сами одноклассники. И провожали, и учебники приносили, в библиотеку со мной ходили. Странно, что осознаю это вот только сейчас. Тогда это всё казалось как-то само собой, за компанию, не в виде особенной помощи, а просто потому что мы общались.
Вот это страшное, зубастое «я не как все» в интернате всё же сглаживается. Тем не менее, классы слепых и слабовидящих детей были до некоторой степени разделены. Не кем-то и чем-то, но так получалось. У слепых детей и детей с остатком зрения немного разные интересы. Я снова иду с вопросом к Ире:
- в инклюзивном классе ты ощущала себя на островке по отношению ко всей школе?
- Очень ощущала. Все, кому не лень было, подчёркивали, что мы учимся в особенном классе.

Школу я вынуждена была покинуть раньше, чем мои одноклассники. Из-за проблем с ногами в девятом классе и до двенадцатого включительно  училась уже дома. Очень быстро почувствовала, что меня вычеркнули из состава класса.
Сперва ко мне приходили в гости с видимым удовольствием, потом  вроде как из вежливости, всё реже и реже. И всё-тки не забыть никогда, как весь класс приехал ко мне на выпускной. Я-то ведь была уверена, что выпускного в моей жизни не будет. А они приехали все до одного, такие родные, родные, родные.
- Ир, ты общаешься с бывшими одноклассниками?
- Нет, ни с кем, ни разу не пересекались. Это очень странно, ведь что ни говори, а класс у нас был очень дружный.

Я тоже в основном ни с кем не общаюсь, разрыву и слух, который быстро сошёл на нет, поспособствовал.
Но с одной одноклассницей мы связь поддерживаем, и это очень добротная связь, про которую могу сказать, что она будет всегда.
Кстати, у этой одноклассницы, которая живёт в Эстонии, зрячая дочка учится в обыкновенной школе, где наряду со здоровыми школьниками обучаются и дети с инвалидностью.
До чего же всё неоднозначно!


Рецензии