Книга коммунальная квартира города n, глава 9

Первым желанием Мая перед свадьбой было, чтобы Владлена познакомилась с его родителями. Когда Влад и Лена приехали в Москву, начав свадебные приготовления, то были очень рады встрече с невестой своего сына. Владислав счёл Владлену скромной и целомудренной, а Елена очень нежно относилась к ней, особенно узнав про слабое здоровье девушки. Познакомившись, теперь она всегда заботливо спрашивала невестку, хорошо ли та себя чувствует, чего ей хочется. Елена часто повторяла Владе, что ей нужно набрать вес, ведь Владлена была очень тонкая и хрупкая. Елена также хотела познакомиться с мамой девушки, ей было очень интересно узнать, какая она – женщина из Ленинграда.
Позже родители Мая познакомились и с родителями Владлены, которые тоже приехали, но чуть позже. С родителями жениха они познакомились в коммунальной комнате Мая, в которой к тому времени теперь жила и Владлена. Недавние студенты, Май и Влада не могли оплатить свадьбу, но сделать это согласились родители. Перед тем, как обсудить расходы на свадьбу, те долго знакомились между собой. В присутствии детей они рассказывали друг другу о своей работе, о городе, из которого приехали.
- У нас там очень хорошо, - рассказывала мать Мая, - летом вокруг зелено, зимой сугробы почти с человеческий рост. В центре жизнь кипит, а вот дома делать в основном нечего, - в этот момент Елена задумалась, ведь она всегда сидела дома, - но когда живёшь в коммунальной квартире, то все у всех на виду, всегда и пообщаться можно с соседями.
- У нас везде сплошной камень, бетон, - в свою очередь делилась Алиса, - очень красиво конечно - культура, только вот летом камень нагревается, а зимой дует холодный ветер с Невы, кругом вода. Вы были в Ленинграде? - вежливо спросила она Лену.
- Да, ездили, смотрели музеи. Очень у вас хорошо! А вы вроде говорите, что у нас тоже были?
- Да, была проездом, -коротко ответила Алиса. Было неуместно вдаваться в подробности обстоятельств, да и про отца говорить не хотелось - вспоминать его уход из жизни было ей тяжело.
- Вот замечательно.
Город этот, куда ездила много лет назад Алиса, был большой, и мало ли на каких его концах побывали мамы молодожёнов. Но они и не подозревали, что встретились в огромном мире, в центре самого большого города, на свадьбе своих детей, и обе заходили через порог той самой коммуналки, где жили родители Влада, куда так часто приходила в войну Лена. В этой самой квартире жил и отец  Алисы, и туда же долгим путём добиралась Алиса, с надеждой, что потерянный на много лет человек всё ещё живёт там.
Теперь родители обеих сторон вместе с детьми обсуждали приготовления к торжеству. Свадебная отрасль в то время стала широко развиваться, и были предусмотрены специальные правила бракосочетания, появившиеся несколько лет назад. Некоторые правила отменили, а некоторые, наоборот, ввели. Если раньше свадебному торжеству не придавали большого значения, теперь всё было регламентировано. Хотя свадьбы отличались по своему процессу от культуры, национальности, теперь многие обычаи стали общими. Теперь свадебные церемонии приобрели широкий размах.
Соседи Мая в коммуналке были достаточно терпимыми к гостям, что было удачей, и родителям Мая удалось уговорить их отпраздновать свадьбу там, а сами соседи при этом также были приглашены в качестве гостей. Начали составлять списки приглашённых, думать над угощением, заказывать автомобиль и искать кольца. Дел было невпроворот, и подготовка к свадьбе была изматывающей. Маю выбирали костюм, а Владлена с Алисой смотрели свадебное платье и фату, о которой Влада мечтала для дня своей свадьбы с самого детства. Она много раз наблюдала в кино и театре, как жених поднимает фату своей невесты в момент, когда пришло время для решающего поцелуя. Лицо невесты наконец открыто перед женихом, и он может полюбоваться ей, своей спутницей жизни. Он откидывает фату за голову невесты, и молодожёны могут свободно видеть друг друга.
Фата в моде была короткая, да и экономнее было расходовать на неё меньше ткани. Хотя Влада сначала подумывала о длинной фате, но короткая тоже выглядела очень мило: у Влады были кудрявые волосы, а короткая фата, разлетаясь в разные стороны, обрамляла причёску и прибавляла живости образу. А вот платье было длинное в пол и широкое, хотя для выбора среди остальных имелись и короткие платья. Платье Владлена с матерью нашли хорошее, хотя выбор был небольшим. Оно было белым, с нашитыми тканевыми цветками. На рукавах красиво прилегали кружева. Владлене, светловолосой девушке со светло-голубыми глазами, платье придавало изящности. Хотя в то время можно было нарядиться на свадьбу в абсолютно любое платье, которое можно было потом носить на другие мероприятия, так что платье не обязательно должно было быть белым.
Но помимо покупки платья и фаты требовалось много чего ещё, и молодожёны решили обратиться в свадебный салон. В такие салоны возможна была регистрация, и в один день пришло уведомление, что можно купить там вещи. «Вы вступаете в брак, - гласило уведомление, - от всего сердца поздравляем Вас и желаем большого счастья. Хлопот предстоит немало и мы готовы помочь Вам. К услугам жениха и невесты специализированные магазины». Владой там были выбраны белые туфли на каблучке, с золотистого цвета бантиками, и украшения.
Приготовления касались многих несущественных на первый взгляд деталей, и важно было ничего не упустить. Туда входили и внешний вид невесты, и церемония в ЗАГСе, и автомобили. Всё должно было быть продумано до мелочей, чтобы не случилось какого казуса. Со стороны невесты гостей было приглашено немного, в основном бывшие одноклассники Владлены. В качестве свидетельницы выступила её институтская подруга Соня, которая была самым близким человеком для Влады, да и Май хорошо её знал с институтских времён. Со стороны жениха народу было меньше, потому что не всем удалось приехать из родного города в Москву. Но приехали жители коммуналки, где провёл своё детство отец Мая, Владислав. Приехали и некоторые школьные друзья жениха, хотя некоторые из них были настроены скептически. Они думали, что Май теперь не станет с ними общаться, а предпочтет московских друзей. Не то, чтобы им было завидно, но они не принимали Мая за своего, как, впрочем, в небольшой степени это было и раньше, в родном городе. Тем не менее, Май провёл детство с ними, бок о бок, и как долго ни длилась бы их разлука, встретившись, они всегда могли найти между собой общие темы для разговоров, и всегда было бы о чём рассказать друг другу. Впрочем, и помолчать им удавалось без напряжения. Одноклассники Мая приехали с девушками, и с некоторыми из них он был знаком – с некоторыми учился в школе, а некоторые жили в соседних домах в родном городе. Все молодые люди, разбитые по парам, тем не менее держались рядом.
К Владе приехало больше гостей, чем к Маю. В основном это были подруги, которые также были в паре с юношами, но было и несколько друзей со своими девушками. Все гости сгруппировались между собой, а позже перезнакомились друг с другом, и было неважно, кто с чьей стороны и кто чей гость. Они обсуждали, откуда познакомились с молодожёнами, как те переехали в Москву, и как развивались их отношения.
Родители молодожёнов поселились в гостинице, и некоторые другие гости остановились там же. За пару дней до свадьбы приехали родители Владислава, бабушка и дедушка Мая, а также их соседка по коммуналке – пожилая бабушка Валя. Бабе Вале было больше семидесяти, и поездка далась ей с трудом. С ней приехала её дочь Вероника, которая была в преклонном возрасте. Она всюду находилась с матерью, а сама Валентина была близка с родителями Мая, ведь его дедушка и бабушка до сих пор жили в коммуналке вместе с ней. «Как жаль, что Света с дочкой не смогли приехать», - часто повторяла она, обращаясь в том числе к Алисе: «они вам очень понравятся, надо бы вам познакомиться». И Алиса в этот самый момент не догадывалась, что именно Лида тогда открыла ей входную дверь, а комнату отца открыла Светлана. Наверняка пожилая Валентина уже и не помнила чудного старика, который жил какое-то время с ней в одной квартире.
Вскоре все приготовления были окончены, и приходило время самой церемонии. Утро началось с выкупа невесты. Коммуналка, где ждала прихода жениха Владлена, находилась на четвертом этаже, и каждый этаж занимали разные люди, которым нужно было заплатить деньгами за выкуп невесты, или что-то подарить. Май со своими школьными друзьями запаслись мелкими монетами, дешёвыми конфетами и шампанским. К свадьбе и так было много приготовлений, и было потрачено много средств, поэтому приходилось выкручиваться, благо друзья жениха помогли и подготовили всё заранее, разменяв деньги и купив припасы.
По дороге к четвертому этажу жениха ожидало множество препятствий. Почти все соседи выходили из своих квартир и принимали участие в выкупе, пряча себе в карманы небольшие горстки монет. На каждом этаже Мая ждали конкурсы: нужно было отгадать загадки, найти невесту на детской фотографии, выпить странную жидкость, которую намешали подруги невесты. К счастью, на пути к нужному этажу не все деньги были розданы, и Май через все препятствия добрался до Владлены.
Родители арендовали две машины – одну для жениха, вторую для невесты – и украсили собственноручно: через крышу перекрестили шёлковые ленты и воздушные шары. Украшением также была кукла-невеста в свадебном наряде, прикреплённая на бампер, которую одолжила для свадьбы Владлена. Это была старая кукла из детства, которую она перевезла с собой из Ленинграда в Москву. Кукла сопровождала невесту на протяжении всей свадьбы, и её нужно было беречь после того, как свадьба завершится. Машина невесты следовала за машиной жениха как нитка за иголкой. Они поехали в Дворец Бракосочетания друг за другом.
В ЗАГСе молодожёнов встретила сотрудница в возрасте, очень ухоженная и презентабельно одетая – на ней был светлый костюм и жемчужные украшения. Когда все гости собрались, она начала вещать: «Дорогие друзья, сегодня вы пришли к нам во дворец, чтобы по взаимному свободному желанию вступить в брачный союз, чтобы вместе пройти свой жизненный путь, вместе делить радости и трудности, быть верными друг другу». Женщина-ведущая во время церемонии бракосочетания очень хорошо выглядела, и очень воодушевляюще говорила.
Владлена стояла рядом с Маем, в своём длинном белом платье. Фата закрывала лицо, и Май не мог её видеть всё это время. Был уже день, все устали от утренних приготовлений, но именно в ЗАГСе начались самые торжественные моменты за всё это время. Пока продолжалась церемония, многие гости плакали, особенно молодые девушки-подруги и пожилые родственницы. Молодожёны выразили своё согласие, расписались, и Май поднял фату Владлены, увидев её лицо. Влада смотрела на него с той любовью, которую пронесла с момента их знакомства, и Май, увидев её, был преисполнен чувств. Они поцеловались, и трогательные моменты закончились: молодых родственники повели на улицу и начали осыпать крупой и рисом: несколько родственниц черпали из мешочка крупу и гроздьями подбрасывали в воздух.
После ЗАГСа молодожёны пересели вместе в одну машину, и поехали до дома на празднование, а вторая машина поехала следом, в которую сели некоторые из гостей. Свадьбу праздновали дома. Пока жених с невестой отсутствовали, родственники со стороны невесты готовили праздничный стол. В кастрюлях кипела вода, варилось мясо, рыба, на разделочных досках резали овощи, в больших блюдцах размещали фрукты. С готовкой помогали соседи квартиры, и к приезду жениха и невесты был накрыт большой стол. Когда все приехали, то сначала некоторое время ждали, общаясь между собой, а затем уселись за стол.
Когда гости перекусили, начали звучать тосты, и гости кричали «Горько!». Гости сильно выпивши разговорились, и начали рассказывать друг другу истории из жизни молодожёнов. Все сидели друг напротив друга, с разных сторон – невесты и жениха, и так разговаривать было удобнее всего. Одна сторона перекликалась с другой стороной, и поочередно делились впечатлениями и воспоминаниями.
К этому времени Май и Владлена подустали от дневной суеты, и тихонько сидели друг рядом с другом. Несколько раз они пытались заговорить, и Владлена что-то хотела сказать Маю, он приготавливался слушать, но в эти моменты звучали новые тосты и родственники что-то спрашивали, или о чём-то рассказывали, пытаясь захватить внимание молодых.
Так проходило празднование. Когда все порядочно выпили, неожиданно кто-то включил музыку, и все пошли танцевать. Все менялись в танце партнёрами, и каждый считал своим долгом потанцевать с женихом или невестой. Май и Владлена были веселы, им льстило внимание своей семьи и друзей, но у Владлены возникла непонятная меланхолия. Май поминутно следил за ней, и не понимал, что произошло.
Так прошёл праздничный день. Потихоньку гости начали расходится. Музыка звучала тише. За столами сидели расслабленные гости, кто-то курил и дым из разных концов стола вился в потолок тоненькой струйкой. Слышались размеренные разговоры о том, какими были в детстве Май и Влада, какими были их родители в молодости. Поминутно звучало, что они созданы друг для друга, что оба они закончили лучший институт, что говорило о больших способностях и уме.
Праздничный стол был разобран, и на тарелках покоились остатки еды. В бокале у Мая было немного шампанского, и он, сидя у стола рядом с Владой, поцеживал последние глотки. Владлена ничего не пила, но молча смотрела на своего мужа.
- Май, - негромко произнесла она.
- Я тебя слушаю, Владочка.
Владлена была печальна весь этот день. По характеру своему она была далека от веселья и бурных развлечений. Всегда на её лице был небольшой отпечаток грусти. Это нравилось Маю – он считал такую меланхолию скромной девушки очень милой. И в эти моменты он обещал себе, что никогда не даст свою девушку в обиду. К тому же, настоящая любовь зачастую несёт в себе след меланхолии.
- Мне нужно тебе кое-что сказать.
Май немного обеспокоился от этих слов. Влада могла сказать что угодно, даже то, что может стать роковым для Мая, и каждый раз он очень боялся неправильных слов. Хотя Владлена на протяжении всех их отношений была без ума от своего ухажёра, он каждый раз боялся её потерять.
- Мы ведь с тобой не разведёмся?
Май напрягся – этого он боялся, но почему-то засмеялся и ответил:
- Ты говоришь абсолютные глупости, Владленочка. Ну как мы можешь развестись? Как ты себе это представляешь?, - уверенно сказал Май.
- Я понимаю, сейчас всё кажется таким нерушимым и стойким. Мы знаем друг друга несколько лет, и нам кажется невозможным расставание, но всё же. Сейчас мы считаем это невозможным, но откуда ты знаешь, что будет через пять-десять лет, или через пятнадцать лет?
Май задумался. Он был взрослым и умным, и за плечами был некоторый жизненный опыт. Он понимал, что в жизни может произойти всё, что угодно, и как бы это ни отрицать, всё может пойти совсем не так, как планировал заранее.
- Ну вот смотри, - после некоторой паузы ответил он, - твои родители развелись?
- Нет, они всегда были вместе, - ответила Влада, - часто по причине моего слабого здоровья, они редко при мне ссорились.
- А моя мать дождалась отца с войны. Ну как при таких родителях мы можем развестись?
- Да, но ведь не всегда всё складывается так гладко. И откуда ты знаешь, что будет у нас с тобой? Не всегда всё бывает идеально. Люди не возвращаются с войны, мужья и жёны уходят, всякое бывает..
- Не говори мне такие вещи, - Май немного отвернулся, затем после паузы добавил, - всё будет хорошо, не переживай. Я обещаю тебе, что всегда буду только с тобой, в любви и верности, в болезни и здравии.
Влада смотрела на своего мужа полными нежности глазами, в которых стояли слёзы. Она смотрела так же, как смотрела в первый раз, когда увидела его, и верила ему сейчас без малейших сомнений.
В коридоре родственники провожали уезжающих гостей. Школьные друзья молодожёнов что-то безостановочно обсуждали и смеялись, а люди в возрасте неспеша разговаривали, и судя по всему разойтись все гости собирались ещё не скоро.
Вдруг к Маю с Владой подошла Соня.
- Думаю, вам пора уезжать, родственники тут явно задержатся. Там внизу машина вас ждёт.
Софья была немного уставшая, но выглядела очень женственно в своем цветастом ярком платье.
- Ты останешься здесь? Или тоже сейчас уже поедешь?, - спросил Май.
- Я пожалуй ещё посижу, у меня завязался очень интересный разговор с твоим товарищем, его зовут Костя. Посижу, да поеду скоро. А вы даже не думайте, все это надолго может затянуться.
Май и Влада, не прощаясь с гостями, спустились на первый этаж. На улице было уже темно, и вдоль дома в ряд горели фонари. На тротуарах стояло несколько машин, а рядом с подъездом – заведённая машина с горящими в темноте жёлтыми фарами. Май и Влада постояли немного рядом, Влада поправила фату, платье, и они неспеша сели на заднее сиденье Москвича. Машина тронулась, скрипнув шинами, выехав на дорогу и поехав вдаль, по широкому шоссе. Молодожёнов впереди ждала долгая жизнь вместе.


Рецензии