Вяз

«В память о дне 14 июля 2021 года»

Многие говорят о том, что человек властвует над природой, что он смотрит на неё свысока и совсем скоро полностью ею завладеет. Однако я так не считаю. Человек не божество, а является частью большой природы. И оттолкнуться от неё ужасно и невообразимо тяжко. Люди, не ощущающие шелест листвы, шум ветра, не чувствующие связь – так много упускают…   
Моя семья всегда любила природу. Мы ухаживали за своим садом и цветами, часто ездили на речку, куда нас возил папа. Мой отец степной человек: его раздражает город, эта суета, помещение человека в большие муравейники. Его главное занятие жизни – это работа руками. Отец очень трудолюбивый, его за это уважают.
А мама моя тихая и поэтичная, этим она отличается от практичного папы. Порой он говорит, что мать летает в облаках. Однако эти отличия их не отталкивают, а скорее сближают. Он темпераментный, а она спокойная. Он любит говорить, а она слушать. Но всё это объединяет их общая человеческая доброта и искренность. Наверное, поэтому они полюбили друг друга.
В моём же характере каким-то образом соединяется и темперамент отца, и спокойность матери. Прошло уже четырнадцать лет, а я так и не знаю, что же во мне сильнее. Наверное, у меня нечто новое.
Живём мы в небольшом доме. Здесь у нас тихо, спокойно... И думаю, одна из причин, почему мои родители поселились здесь – вяз. Это большое, толстое и старое дерево, стоящее рядом с нашим домом. Родители говорят, что когда только они сюда переехали двадцать лет назад, то оно уже было взрослым и сильным. Я очень любила это дерево – вяз для меня был мудрым стариком, который помогал всем существам и радовал каждого. Всякий раз, когда я видела его при повороте к своему дому, я говорила:
– А вот и ты, добрый вяз, стоишь здесь, ждёшь меня? Весна уже пришла, все твои соседи уже давно стоят в зелёном наряде, а ты, как всегда, отстаёшь, только-только появляются у тебя почки.
А когда доходила до него, то гладила его свисающие ветки и улыбалась.
Животные и птицы тоже любили его. Воробьи сидели на веточках, довольно чирикая, муравьи и жуки жили в серой коре, животные мирно отдыхали в его большой тени. Все его любили, этого могучего мудрого старика. Порой я смотрела на него и мечтала, что покажу своим детям моего древесного друга и расскажу им про наши беседы.
Однажды я сидела в своей комнате, рисовала. За окном был небольшой шум, и вдруг я услышала чересчур сильный грохот. Я отскочила от своего стола и метнулась смотреть в окно.
Отец был на работе, а мать тогда работала в саду, что-то сажала. Какого было её удивление, когда из дома выбежала я, вся красная от слёз.
– Мама, наш вяз, его спилили! Полностью!!
Она бросила все дела, шокированная моими словами. Мы тогда знали, что сосед напротив хотел подпилить лишние ветки вяза, – это было нормальное дело – но вот весь... Когда мы с мамой вышли во двор, где от дерева лежали лишь мёртвые брёвна, я разревелась, словно увидела труп родного мне человека.
Мы с мамой вернулись в свой сад и сели на лавочку.
– Знаешь, я когда вижу, что рубят деревья, мне их жалко, - сказала мама, успокаивая себя и меня.
– Мне т-тоже, - пробулькала я.
– В детстве, - продолжала она. - Возле моего подъезда было много больших деревьев. Ох, я всё детство на них провела! Мне так нравилось с ними общаться, читать там книжки, слушать их...
– Да-да!
В этом мы с мамой были похожи – мы будто жили в своём мире.
– Но однажды приехали новые люди. Жаловались, что у них темно от тени деревьев, и их спилили. Сейчас там пни.
Я была так зла, так расстроена, что записала этот день в свой заброшенный дневник и продолжала долгое время плакать.
Отец разговаривал с соседом. Он был очень зол и расстроен его выходкой и долго ругался. Оказалось, что сосед вдруг решил, что всем вяз мешает, загораживает солнце и вообще опасен. Опасен!? Это дерево было непоколебимо к любым стихиям, а тень и густая листва только спасала в жаркие дни. Но соседу было всё равно, а если бы я сказала, что главной причиной моей злости было убийство моего друга и детских воспоминаний, ему стало бы просто смешно.
Мы с родителями были в подавленном настроении несколько дней. "Вот дьявол! Разрушить легко, а вот восстановить...", - говорил папа, повторяя мои мысли.
Он желал устроить протест, и мой юношеский максимализм и отцовская часть характера тоже этого хотели. Однако мы этого не сделали, но потребовали у соседа посадить новые деревья. Тот лишь промямлил что-то, но в итоге не было ничего сделано.
Я долго не могла привыкнуть к пустому месту. Первые дни я даже не могла пройти спокойно мимо этой «могилы» и плакала. Теперь больше нет моего друга, никогда я не увижу его на повороте, не смогу с ним поговорить…
Именно тогда я поняла, что человек, растения и стихии не живут порознь. Все мы рождаемся, растём и переживаем, просто немного по-другому. В мире всё связано.
Сейчас мы думаем, что посадить на место вяза: папа хочет каштаны, мама берёзы, а я… не знаю. Главное, чтобы там рос кто-то, дабы продлить память и жизнь нашему старому доброму старику-вязу.
 


Рецензии