О российской особенности

Обсуждение того, что поставлено в заголовок очерка, является камнем преткновения в дискуссиях на различных площадках. Так или иначе, дискутирующие сбиваются по данной тематике на два главных российских вопроса. Как обычно. Кто виноват и Что делать? В тесных по времени и по цифровому формату рамках этих споров трудно, зачастую,  в виду горячности выступающих, спокойно определить на научной более-менее основе причины нашей непохожести на мир иной вокруг нас и в соответствии с этим определить дальнейшие пути Отечества без сведения ответственности за негатив к той или иной персоналии.
      Задача данного очерка как раз в этом.
      Вернемся в период изначальный, когда наши предки, формируя что-то единое на просторах восточной окраины Европы, столкнулись с задачей того времени, а именно своей экспансии для развития. Собственно свободные территории лежали только к Востоку и Югу, где сию задачу можно было решить гораздо легче, нежели на направлении западном, где уже сформировались более сильные конкуренты, коим могли утереть нос, да и то временно, только представители викингов, не ставящие при этом задачу экспансии – некоторые их поселения на территории Англии и Гренландии скорее исключение. Ясно, что граничность с миром Востока и необходимость победы в сем противостоянии уже тогда формировали особенность будущего российского устройства, некую азиатскую хитрость и коварство в разрешении вопросов политических, почерпнутых у своих восточных недругов. Здесь же нужно особо и оговорить введенную на наших территориях вместо изначально славянско-европейской системы управления, свойственной всем образованиям славян Восточной Европы, модель управления Золотой Орды, которая уйдя в государственное небытие, тем-не менее оставила этот управленческий стержень, который в видоизмененном виде своем существует и поныне. Определяющим в нашей двоякости стала эпоха Петра Великого, который первым своим вектором развития будущей самой большой империи этого мира, выбрал главенство над территорией между двух  морей Европы - Черного и Балтийского, выполняя историческую задачу утверждения своего господства на перекрестке миров Запада и Востока. На западном векторе экспансии, применив те же западные технологические инструменты в виде вооружения и военной же организации, Петру удалось выгрызть лишь окраину этого мира, ибо дальнейшее пространство было уже занято и, причем занято плотно, иными страждущими своего развития народами, гораздо ранее обретшими свою государственность и имевшими больше времени для ее развития. Далее вектор восточный стал доминирующим, поскольку пространство Востока до границ гораздо более древней империи Китая было свободно, и казалось, самим Богом предполагалось к утверждению на нем российского влияния. Кроме того, уровень покоряемых наций Сибири имел по отношению к нашему развитие запоздалое, что позволяло утверждаться на вновь обретаемых пространствах. Таким образом, изначально возникшее по европейским началам государственное образование преобразовалось в интереснейший конгломерат российского мироустройства. Изложенное  общеизвестно и каким-либо спорам не подвержено.
   Суть сегодняшнего шатания на мой взгляд опять лежит в определении своего отношения либо к Востоку, либо к Западу, игнорируя овеществленную в нашем гербе мировую позицию «между». Из этой категоричности возникает и «дружба» с Китаем и враждебность с Европой. В настоящее время назрел кризис устройства нашего Отечества в виде устаревания формы управления сей громадной территорией по принципу устройства имперского, пока еще только находящегося в фазе перехода к Федерации. Но скорее всего из-за особенностей наших, описанных выше, и которым мы в силу исторических причин обязаны следовать, и федеральное устройство наше в современном мире окажется неэффективным. Наиболее приемлемым вырисовывается конфедеративное устройство, позволяющее погасить центробежные силы окраин по их стремлению к полюсам мира Востока и Запада, и которым будет ликвидирован центр административной силы, ранее показавший прогрессивность для поставленных задач, ныне ж превратившийся в тормозную колодку…


Рецензии