Магжан Жумабаев 1893 1938 Бабушка и внук

Перевод с казахского

              ***
- Аже*, скажи, какое оно - небо?
Из синих, может, сшито лоскутков?
А звездочкам их бабушка на лепет
Не скажет ли: «Тсс… дети, сладких снов!»
Ряд облаков, смотри, бежит гурьбою,
На козий пух кудлатый он похож.
Быть может, недовольный их игрою,
На них прикрикнет кто-нибудь: «Хорош!»
- Ах, жеребенок мой, тебе б учиться,
Не мучай свою бабку, теребя.
Мулла есть в школе, если не лениться,
Читать, писать научит он тебя.
- А знаешь, что мой друг Лукбек сказал мне?
Что круглая, как будто мяч земля.
Что где-то есть моря и океаны,
И что там нет и не бывало дна.
Я слышал про безлюдные пустыни,
Песок, как раскаленные угли.
Что солнце в этом знойное повинно.
Аже, аже, пожалуйста, скажи?
- Что может знать аже твоя невежда?
Узнай об этом завтра у муллы.
- Прошу тебя, - внучок припал к ней, нежась,
- ТЫ мне про это лучше расскажи.
А море жидкое? И как оно глубОко? -
Глядит малыш, дыхание тая,
- Гора есть, слышал где-то там далёко,
Что в небо упирается она.
А кто на этом свете всех быстрее?
Пугливый заяц или же сайга?
А правда, что медведь всех тяжелее?
Он выше, ниже нашего быка?
- Мой озорник! – обняв внучка родного, -
Непросто бабке подобрать слова.
- Мой почемучка, в школе понемногу
Всему на свете выучат тебя.
               
                28.12.2021 г.

               

                Примечания:

Магжан Жумабаев*  (1893—1938) — поэт, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы. Активный участник создания партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда». Окончил в Москве Высший литературно-художественный институт имени В. Брюсова. Поэта, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы. Срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в печально знаменитом СЛОН. В 1936 году по ходатайству М. Горького и Е. Пешковой был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.
Более 20 лет его жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО поэт был посмертно реабилитирован, но его стихи вернулись к народу только после обретения Казахстаном независимости.
Аже* — бабушка.


Рецензии