Кузница моего дятла

      Однажды, в самом начале осени,  я обнаружил под своей старой грушей …еловые шишки. Я посмотрел вверх. Нет, все в порядке. Груша моя – нормальной ориентации, и на ней шишки не растут.
      Пожав плечами, я собрал “ёлкины дары” в плетеную корзинку и отнес под крышу. Пусть просохнут! Отличная растопка для печки!

      Приехав на дачу через неделю, я увидел, что земля под деревом буквально усыпана лущеными еловыми шишками! На моем участке ёлок нет. Ближайшие ели – метрах в двухстах, у дороги. Кто же их сюда приносит, шишки эти, не поленившись предварительно тщательно распотрошить, вынув семена?
      Разгадка тайны пришла вечером этого же дня.

- Тук-тук-тук! – раздалось где-то совсем близко. Я оставил дела и вышел на травку перед домом. Понятно. Дятел! 
   На стволе груши сидел средней величины пестрый дятел и работал головой. Точнее, клювом. Эти птички и раньше прилетали ко мне лечить старые яблони и груши. У меня даже рассказ есть … http://proza.ru/2020/05/27/712.  Рассказ о том, как я доказывал молодому котику Бондику, что кушать дятла нельзя!
     Но тот дятел, из рассказа, долбил дерево правильно, стуча звонко. А этот дятел стучал как-то странно, приглушённо.  Я не решился подходить ближе, боясь спугнуть птичку, а пошел за своим фотоаппаратом. Навел приближение, нажал затвор. Есть фото. Так, а это что такое?

    Пришлось удивиться. Я всегда полагал что дятлы - заядлые плотоядные. Жучки, червячки всякие. Мясо, короче говоря. А этот дятел деловито долбил…еловую шишку, прочно закрепив  свою “добычу” в ращелине ствола старой груши. Дятел старательно  лущил шишку, и доставал клювом  семена! Значит, дятлу к мясу и растительный гарнир подавай!
    Меня это заинтересовало, и  я решил что-нибудь почитать о дятлах. Оказывается, в осеннее и зимнее время, когда мясные продукты раздобыть негде, дятлы превращаются в вегетарианцев. Как правило, они в это время употребляют в пищу семена деревьев, в частности, хвойных. Причем обязательно подыскивают подходящие старые деревья с ращелинами в стволах, и устраивают там так называемые “кузницы”. Приносит дятел в “кузницу”, например, еловую шишку, прочно закрепляет ее в стволе выбранного им дерева, и начинает трапезу, постепенно проворачивая добычу. Так что, в конце концов, шишка со всех сторон становится “обработанной” и годится лишь для растопки печки.

    Получается, что мой дятел выбрал мою старую грушу и устроил в ней, или на ней, свою “кузницу”!  Почему “мой дятел”?  Так ведь, он стал прилетать и прилежно снабжать меня пустыми еловыми шишками ежедневно. Только успевай собирать! И совершенно перестал меня бояться! Для моего дятла я стал своим.

    Слышу, стучит. Подхожу прямо под дерево. Перестанет стучать, посмотрит на меня. Я ему скажу:
- Привет, мой дятел!
- Тук-тук-тук! – отвечает птица и далее, не обращая на меня внимания, продолжает свою работу.
- Труд на пользу! – выдаю  я пожелание, популярное в деревнях Псковщины в прежние годы.

    Однажды я сказал одному своему знакомому:
- А у меня есть мой дятел!
- А может, это ты у дятла…его человек? – ответил с усмешкой приятель.
И добавил:
- Твой дятел – мичуринец! Елку на грушу прививает!

    А что? Очень даже может быть! Ну, не что мичуринец, конечно. Он – мой. А я – его!
Так и живем в мирном сосуществовании, выгодном нам обоим!  Мне – шишки, дятлу – “помещение” для кузницы. Кстати, удобное помещение. Груша старая, высокая, растет в центре участка. Уютно, практично, безопасно.

    Так вот мы и живем на даче. Мурка в доме возле печки спит. Дятел в “кузнице” работает. Ну и мне, как мужчинке с руками, дело всегда найдется. Хотя бы, те же шишки собрать с земли.

    Однажды, кстати, получился курьез. Или конфуз. Или, точнее сказать, территориальный конфликт. Дело было перед самой зимой. Снег еще не выпал, и я решил обернуть пленкой недостроенный летний душ, “прилепленный”  к баньке. Зачем мне лишний задуваемый снег? Лишний снег мне не нужен!
    Принес я доставшуюся от строителей металлическую       “ стоялку”, кряхтя, взобрался на нее, и стал степлером пришпиливать пленку.  А степлер, он ведь работает так:

- Стук! Стук! Стук!

     Стучу я степлером ( а это происходило метрах в трех от груши), и краем глаза вдруг замечаю движение. Повернув голову, увидел, что мой дятел, оставив шишку в покое, быстро и с шумом поскакал по стволу вверх. А затем, резко вспорхнув, чудом закрепился на самой верхней веточке груши и стал, словно наблюдающий пожарной каланчи, крутить головой, что-то , или кого-то высматривая.  Веточка тонкая! А дятел…плотно поевший! Смешно! Качается, срывается!

    - Ты чего психуешь? – спросил я у дятла, пожал плечами и продолжил работу степлером:
- Тук! Стук! Тук-тук!

    И в это мгновение дятел буквально взорвался от негодования! Он вдруг громко и пронзительно заверещал! Признаться, я никогда раньше не слышал, как верещит дятел! Я полагал, что он умеет лишь молча стучать, ну, или дробь барабанную выдавать клювом!
    А оказывается, дятел может ругаться!

    Я перестал стучать и, раскрыв рот, слушал  дятловы трели и тирады. Вот дает!

    Высказав все, что накипело, дятел резко взмыл в воздух и полетел прочь. Вы видели, как летают дятлы? Это в точности полет гиперзвуковой ракеты , летящей по непредсказуемой траектории!

     Под впечатлением услышанного и увиденного, я слез со “стоялки” и сел на деревянную скамеечку. Это что же получается? Услышав стук  степлера, мой дятел заподозрил во мне конкурента? Ему привиделось покушение на его владения?
      Вернется ли он теперь? Я даже немного заскучал. Привык я к своему дятлу!

      Он вернулся. Вскоре. Потому, как не довел работу до конца. Шишку не обработал!

      Так вот мы и коротаем зиму. Мурка спит у печки в доме. Ее работа впереди. По весне - по лету. Мышей ловить. Однажды принесла мне …летучую мышь! Дятел работает. Стучит и ест. Ну, и я не бью баклуши. Хотя…мог бы часами стоять и смотреть, как работает мой дятел. Хорошо работает! Усердно!

    Когда я рассказывал своим знакомым про кузницу дятла, выяснилось, что почти никто ничего не знает об этой стороне жизни птицы! Разве что старики в курсе!  Урбанизация и цифровизация отдаляет людей от природы.

                Декабрь 2021.

Фото мои. Мой дятел “обрабатывает”   еловую шишку … Запасная шишка вмонтирована в  запасное дупло. 

   


Рецензии
Как хорошо, что прочитал рассказ. На душе потеплело. Валерий, здорово написано. С юмором - груша правильной ориентации. Дятел красавец! А то что он приревновал к степлеру - удивительно, хотя птицы умны. Красивая зарисовка, уютная! С уважением.

Игорь Струйский   18.01.2022 11:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь! Полагаю, степлер у меня тоже был умный! а груша рождена еще в СССР! в 1982 году! оттого и правильная!

Спасибо! С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   18.01.2022 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.