День 1. Узкие врата. Черновик

27 декабря, понедельник, 2021

1). Когда я ходил в собрание к баптистам, ко мне иногда закрадывалась мысль, неужели у проповедников никогда не бывает сомнений в вере. Они всегда так убедительны, всегда говорят с огнем. Но Игнатий Брянчанинов называет подобные состояния кровяными, что значит, не больше чем психофизиологическая реакция и возбуждение, которое как приходит, так и уходит. Почему такие мысли не приходят в православном храме? А все просто, там священник спрятан за повторяющимся ритуалом. Там, по крайней мере, во время богослужения, совсем нет места личному и для импровизации. И поэтому не видно что он переживает в данный момент. Но не так у протестантского проповедника. Он должен в духе вести за собой умы слушателей. Он должен передать им харизму Священного Писания.

Мне иногда казалось, что, чем сильнее и убедительнее говорит человек, тем у него серьезнее проблемы с верой. Ему хочется перекричать своего внутреннего оппонента. Ему страшно осознавать голос, уводящий его в неверие.

Другое дело православные старцы. Те никогда не кричат, излучают мир и тишину. А это и есть настоящие спутники Духа, Которого еще именуют Утешителем.

Но другое дело я. Я никому не проповедую, никого не отвращаю. Живу своей частной жизнью, и частенько пребываю в прелестном ожидании славы и признания. Хотя отчетливо осознаю, что настоящая мудрость одинока и не признана. Но тогда как быть с великими мыслителями? Они и глыбы человеческого духа, и известны всему миру. Скорее всего, в этом вопросе выходят на поверхность мои мировоззренческие установки. А в этом вопросе у меня, как и у всякого нормального человека, полнейший хаос. С ними и предстоит мне провести работу. Их нужно подвергнуть радикальному пересмотру. Нужно провести деконструкцию своей оптики. А для этого нужно быть готовым к неожиданностям, как приятным, так и не очень.

Для того чтобы начать наблюдать за своей внутренней жизнью, нужно для начала увидеть как это делают другие. Вот, например, читаешь Пруста и удивляешься, как можно было вытянуть на уровень осознания, а потом и текста, какой-то до боли знакомый и родной штрих из бытовой жизни. Ты же сам об этом думал, или чувствовал это сто раз, но ни разу не было повода захватить свой улов, и вытянуть его на свет осознанности. А все потому, что большая часть нашей жизни протекает в сумерках, или как ее еще называют, в слепой зоне.

Так что этому искусству нужно учиться у великих, которые им овладели сполна. Но возникает правомерный вопрос, а не появится ли потом, когда-нибудь, человек, который тоже что-то начнет рассказывать, а ты, вместе с другими такими же миллионами в один голос скажешь, ведь я же точно так это вижу и чувствую. Я думаю, что все может быть. Мы, простые смертные, всегда выбираем простую дорожку. Так безопаснее и комфортнее проходить жизненный путь.

2). Когда-то понял, что все, что я считаю важным и интересным, никому не нужно. Вот ты что-то увидел, что-то прочитал или придумал, но это совершенно никому не нужно. Время дефицита информации навсегда ушло в прошлое. Как это ни печально, но ты являешься конечным потребителем информации. И люди, которые находятся вокруг тебя, тоже конечные потребители. Ведь будь честным, все что тебе рассказывают из сенсационных новостей, полная ерунда. И точно также относятся и к твоим приобретениям.

Но это еще ладно. Это еще как-то можно пережить. Но недавно, с такой же ясностью я осознал, что эта истина относится не только к «важной информации», но и к тому, что ты пишешь. И это повергло меня в цепенящий ужас. Этого ведь не может быть, никогда не может быть. Но ясность ворвавшаяся молнией в мое беспокойно-застывшее сознание со всей отчетливостью прокричала, что все может быть в этой жизни, и даже более того.

В момент своего откровения я сидел за компьютером и листал страницы на портале Проза ру. «Кто может это читать?» -  задавался я вопросом. Бесконечная рябь черно-белых простыней, на которых вяло, и неуклюже развиваются какие-то неинтересные сюжеты. Как это можно читать?

Но ведь ты же порождаешь такие же смыслы на таких же бесконечных простынях. Кому все это нужно? Правильно, никому, только тебе. А разве это плохо, что это нужно тебе? Почему ты так к себе относишься? Приходит осознание, что ты пишешь для себя. И это несет в себе разочарование.

Но не всплывает ли в этот момент на поверхность еще одно из твоих чудовищ, притаившееся в темных глубинах твоего неведения? И ответ утвердительный, да, это оно. Его нужно поймать и посадить в клеть деконструкции, для дальнейшего исследования.

Зачем тебе покорять мир под свои убеждения? Зачем тебе прельщать миллионы, своими несовершенными прозрениями?

Пруст описывает, как он воспринимает незнакомую книгу. Какой-то автор, какое-то название и какая-то обложка. Все это порождает картинку, и ты хочешь через нее проникнуть в суть, скрытую в омуте тщательно упакованных слов и смыслов. У тебя есть в этом потребность, ты как следователь, должен проникнуть в суть вещей, отгороженную от нас непроницаемой и тонкой пленкой. Но стоит начать читать, и ты понимаешь, что здесь другая история. А дочитав эту книгу до конца не найдешь никаких соединений между первым впечатлением от нее, и тем, что имеешь на читательском выходе.

Но как это связано с тем, что меня никто не будет читать? Скорее всего, никак. Здесь дело не в этом. Во всей этой туманной истории появляется луч надежды и свободы. Раз жизнь устроена так, значит, примем и это. И в дальнейшем смирении тебе откроется настоящая свобода. Ты можешь делать абсолютно все что угодно. Ты никому не нужен, и это спасительное знание помогает тебе расправить свои помятые крылья.

3). Цитата из «Кентавра» Апдайка: « В своей прозорливости он давно уже взял себе за правило просить богов только о том, чего они не могут не дать».

Если внимательно следить за своей духовной жизнью, то можно отметить, что подобное переживал каждый. Неверие и вера так плотно переплетаются в сердце человека, что уже с небольшого расстояния становятся неразличимыми.

Бывает так, что не хочется о чем-то просить Бога, зная наперед, что этого никогда не будет. И для объяснения найдутся тысячи вменяемых аргументов, от «тебе это не полезно», до «все возможно Богу, нужно только ждать». А ты знаешь, что твоя жизнь не настолько длинная, чтобы дожить до встречи с желаемым результатом. Вот и приходится просить то, что тебе «по-настоящему» нужно. А это вера, прощение грехов и наставление на путь истинный.

Хотя я вру. Недавно, на Николая Чудотворца произошло маленькое чудо.

Год назад жена подарила мне смарт-часы. Вещь в принципе не нужная, но симпатичная. Как-то мы шли в метро, и ко мне подошел парень, сказал, что я потерял часы, и протянул мне мои прорезиненные черные часики. Это было неожиданно и приятно. В очередной раз убедился что вокруг много порядочных людей. Я в этом часто убеждаюсь на своей работе. Раз в неделю я  попадаю в семью, и пока идут переговоры, потом привозится шкаф-купе и производится установка, ты погружаешься в чужой мир, со своими ценностями, правилами и своей, специфической расстановкой межличностных сил. Но при всем том, что все семьи разные, с уверенностью могу сказать, что подавляющее их большинство очень порядочные люди.

И вот как-то недавно я обнаружил, что уже некоторое время я не вижу свои часы. Начал их искать, и по мере того как они не находились, во мне все сильнее и сильнее укоренялась мысль, что я их где-то все-таки потерял. В такие моменты так не хочется в это верить, но понимаешь, что это так. После того как я пересмотрел все свои закутки пришлось смириться с мыслью, что часиков моих больше нет. Я начал убеждать себя в том, что они мне и не сильно нравились. Что покупка была лишняя, так как у меня есть старые механические часы. Но именно на Николая Чудотворца я решил позвонить в тренажерный зал, в который мы ходим, и спросить, не находил ли там кто-нибудь мои часы. Я позвонил, и мне сказали, что да, часы есть, уже лежат две недели, приходите и забирайте.

И в этот момент я как ребенок пережил чувство явственного присутствия чуда. Понятное дело, что скептик сможет легко развенчать эту праздничную историю. Но сделать он это сможет лишь с теми, у кого такое же холодное сердце, как и у него.

А я понял, что вера это конечно хорошо, но чудо куда круче! И хорошо что они иногда в нашей жизни происходят. Возможно, мы их точно также загнали в слепые зоны и просто не обращаем на них никакого внимания. Возможно, в деконструкции нуждается все наше существо.
 
         
            


Рецензии
Чем больше читаю Ваши произведения, тем больше удивляюсь тому, как умело Вы вытаскиваете из пустоты, обыденности, незначимости моментов, событий, штрихов что-то важное, цельное и очень интересное. Кажется тысячу раз видела, проходила мимо, а не обратила никакого внимания. А Вы увидели, оценили и главное обозначили это словами так, что получился шедевр, который заслуживает того, чтобы о нём узнали все. Ваши слова:"Вот, например, читаешь Пруста и удивляешься, как можно было вытянуть на уровень осознания, а потом и текста, какой-то до боли знакомый и родной штрих из бытовой жизни. Ты же сам об этом думал, или чувствовал это сто раз, но ни разу не было повода захватить свой улов, и вытянуть его на свет осознанности. А все потому, что большая часть нашей жизни протекает в сумерках, или как ее еще называют, в слепой зоне" - это сто раз про Вас, это Вы, может не осознавая написали, о себе, о своём писательском мастерстве.. Я уверена. Спасибо!

Лина Родина   15.03.2022 09:06     Заявить о нарушении
Лина, спасибо вам большое!

Константин Негода   08.07.2022 21:48   Заявить о нарушении